В современных социально-экономических условиях жизни большинство родителей детей заняты обеспечением материальных потребностей семьи, в связи с чем, уделяют недостаточное количество времени воспитанию и образованию своих детей. В связи с этим педагогам необходимо проводить поиск новых форм сопровождения семей дошкольников, которые способны привлечь внимание родителей к коррекционно-развивающему процессу.
XXI век ярко демонстрирует прогресс технических изобретений и педагогам приходится искать эффективные способы вовлечения родителей в информационно-образовательную среду. Использование информационно-коммуникационных технологий, является одним из приоритетов в работе современного педагога. Все действия педагогов должны быть направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей активность родителей в коррекционно-развивающем процессе [1, с. 78].
Когда мы говорим о технологии вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР, то мы занимаемся поиском тех самых технологий, которые способны повысить эффективность коррекционного процесса за счет своей мобильности. Термин «вовлечение» в наш обиход пришел из рекламы, но мы используем этот термин и в образовании, как понятие «устойчивая мотивация» [3, с. 15].
Заинтересовать родителей к получению новых психолого-педагогических знаний возможно с помощью использования инновационных форм взаимодействия и новых технических, информационных, аудиовизуальных средств, которые основываются на применение современных информационно-коммуникационных технологий. Наиболее эффективной формой вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР является Qr-технология, направленная на повышение эффективности процесса автоматизации поставленных звуков и введения их в самостоятельную речь у детей дошкольного возраста с ТНР.
Новизна педагогической технологии заключается в создании условий использования Qr-технологии для вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР.
Цель: определение и апробация условий использования Qr-технологии, обеспечивающих эффективное вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР.
Задачи:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
- Вызвать у родителей интерес и желание заниматься со своим ребенком дома.
- Повысить компетентность родителей в области коррекционной педагогики, логопедии.
- Обеспечить родителей определенными простыми умениями, методами и приемами преодоления речевых нарушений в домашних условиях.
Принципы технологии: сотрудничество, а не наставничество, индивидуальный подход, специфичность, системность, динамичность.
Основные методы и приемы организации.
В рамках использования данной технологии речевой материал для коррекции звукопроизношения представляет собой картотеку QR-кодов (речевые игры, скороговорки, фонетические рассказы и пр.), которые передаются родителям через Viber или другую удобную социальную сеть.
Для создания QR-кода необходимо провести следующие действия [2, с. 2]:
- Скачать генератор QR-кодов, набрав в любой поисковой системе (Гугл, Яндекс) «Генератор Qr-кода».
- Из предложенных вариантов выбрать тот тип информации, который необходимо закодировать (статический, динамический и пр.)
- Ввести информацию, которую необходимо закодировать и при необходимости его отредактировать ее (изменить шрифт, цвет и т.д.).
- Нажать кнопка «Создать QR-код». QR-код сгенерирован!
- Сохранить QR-код в нужном формате. Информация закодирована.
- Отправить QR-код адресату через мессенджеры или социальную сеть.
Прочесть код возможно при помощи камеры мобильного телефона. Для этого необходимо лишь установить на мобильный телефон небольшую свободно распространяемую программу для чтения QR-кодов. Приложение, считывающее QR-коды можно скачать через Play Маркет или App Store.
Преимущества использования QR-кодов во взаимодействии с родителями в рамках коррекции звукопроизношения очевидны:
Положительные стороны применения технологии:
- положительная мотивация детей к коррекционным занятиям в домашних условиях;
- обеспечение индивидуального подхода к родителям;
- минимизация времени доступа родителей к информации и адресность её доставки;
- увеличение объема и качества, используемой в работе информации.
Недостатки: требуется большой объем подготовительной работы для создания картотеки QR-кодов.
Условия применимости технологии, необходимые средства.
Условия просты и вполне доступны для всех, если использовать генератор QR-кодов.
Используемые средства: смартфон (компьютер, планшет), генератор QR-кодов, картотека игр и заданий на автоматизацию звуков.