Введение внешнего управления, как и любой иной процедуры банкротства, порождает ряд правовых последствий, наступление которых объясняется определенными причинами. Последствия введения внешнего управления названы в ст. 94 ФЗ о банкротстве, всего их шесть.
В первую очередь Закон говорит о том, что с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Такая мера объясняется презумпцией неэффективности управления делами несостоятельного должника [9, с. 675], которая и вызывает потребность в антикризисном менеджменте, который призван осуществлять внешний управляющий.
Стоит отметить, что внешний управляющий также вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить ему перейти на другую работу в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом РФ.
Следующим последствием введения внешнего управления является прекращение полномочий органов управления должника и переход полномочий руководителя и иных органов управления должника к внешнему управляющему. При этом к управляющему переходят не все полномочия органов должника – в п. 2 и 3 ст. 94 ФЗ о банкротстве содержится перечень полномочий, которые продолжают осуществляться органами должника. Так, органы управления должника вправе принимать решения: 1) об определении количества и номинальной стоимости объявленных акций; 2) об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций; 3) об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций; 4) об определении порядка ведения общего собрания акционеров; 5) об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника; 6) о замещении активов должника; 7) об избрании представителя учредителей (участников) должника; 8) о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника; 9) иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.
Третьим последствием введения внешнего управления является отмена ранее принятых мер по обеспечению исполнения требований кредиторов. Речь в данном случае, согласно ст. 46 ФЗ о банкротстве, идет об обеспечительных мерах, названных в ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса: наложение ареста на денежные средства и иное имущество; запрещение совершать определенные действия; возложение обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи или ухудшения состояния спорного имущества; передача спорного имущества на хранение кредитору или иному лицу; приостановление взыскания по оспариваемому кредитором исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном порядке; приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста и иные меры [1].
При этом указанные меры считаются отмененными в силу самого Закона, т. е. принятие об этом отдельного решения или указание на это в определении суда о введении внешнего управления не является обязательным, а в случае, когда судебный пристав-исполнитель не совершает соответствующие действия по снятию обеспечений, его бездействие может быть обжаловано в суд, рассматривающий дело о банкротстве (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. № 29 [4]).
Также после введения внешнего управления аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве. Исключением являются аресты и иные ограничения, налагаемые в гражданском или арбитражном процессе либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам и истребования имущества из чужого незаконного владения. При этом Пленум ВАС РФ в 2009 г. пояснил, что аресты и иные ограничения по данным видам взысканий могут налагаться вне рамок дела о банкротстве [5].
В данном контексте под ограничениями должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом следует понимать любые меры, препятствующие свободному отчуждению имущества [8].
Также следует отметить, что введение внешнего управления не является основанием для снятия арестов и иных ограничений на распоряжение имуществом должника, которые были ранее наложены в ходе исполнительного производства по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в силу судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда, о взыскании задолженности по текущим платежам [6].
Пятым последствием введения внешнего управления является мораторий по денежным обязательствам и иным обязательным платежам, за исключением требований, на которые в соответствии с ФЗ о банкротстве мораторий не распространяется. Следует отметить, что мораторий в ст. 2 ФЗ о банкротстве определяется как приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.
В период действия моратория:
во-первых, приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиями и иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке;
во-вторых, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Что касается исключений, то мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда; это исключение также касается приостановления исполнения исполнительных документов. Такие требования удовлетворяются по мере их поступления, т. е. для них устанавливается режим, идентичный режиму текущих требований и удовлетворяются они с соблюдением очередности, установленной в ст. 855 ГК РФ.
Как отмечается в учебном курсе по банкротству под ред. С.А. Карелиной, мораторий фактически является особым восстановительным мероприятиям [9, с. 680], т. е. он является частью комплекса мер, направленных на восстановление платежеспособности должника. С таким выводом, на мой взгляд, нельзя не согласиться, т. к. мораторий по денежным обязательствам и иным обязательным платежам действительно является значительной «льготой» для должника, которая предоставляет ему шанс наладить свои экономические дела. Льгота эта выражается в том, что мораторий позволяет использовать суммы, предназначенные для исполнения обязательств, для проведения различных организационных и экономических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния должника [10].
Важным моментом для понимания сущности моратория является конкретизация его задач. Так, в доктрине предлагается обозначить следующий перечень таковых: 1) защита активов на период выработки конструктивного решения при условии, что указанная защита имеет экономическую цель и обоснование; 2) ограничение полной свободы отдельных кредиторов; 3) справедливое распределение недостающих средств среди кредиторов; 4) создание экономической основы для финансового оздоровления должника; 5) мораторий должен быть действительным, что достигается путем установления надзора или нового, независимого и компетентного руководителя [11].
Имеет смысл также отметить, что Конституционный Суд РФ в 2001 г. признал мораторий публично-правовым вмешательством в частноправовые отношения, и сделал из этого вывод о том, что правовое регулирование возникающих в связи с мораторием отношений, должно основываться на общеправовом принципе соразмерности и пропорциональности вводимых ограничений, дабы исключить произвольное ухудшение положения кредиторов [3].
Последним, шестым последствием введения внешнего управления является то, что требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только в установленном законом порядке: 1) требования предъявляются через арбитражный суд и внешнего управляющего; 2) внешний управляющий включает сведения о получении требований в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве; 3) внешний управляющий и представители учредителей (участников) должника могут возражать против требований кредиторов; 4) суд проверяет обоснованность требований кредиторов (ст. 100 ФЗ о банкротстве).
Указанное положение исключает действие ряда правил, установленных общим процессуальным законодательством, в частности правила альтернативной и договорной подсудности споров, а также подведомственности и территориальной подсудности споров [13].