Прогрессивные педагоги с самого начала формирования системы воспитания и обучения задавались вопросом о подборе комплекса метолов, приемов и принципов, которые позволят создать наиболее гармонично развитую личность. Постепенно эта проблема приобрела большое значение. В основном, этому поспособствовала мировая эволюция человеческого общества.
Современный век инноваций и технологий ускорил темп развития общества, роль человека как ячейки общественной системы возросла и изменила свое направление, приобретя новый образ гуманистического подхода. Это, в свою очередь, спровоцировало совершенствование педагогической и воспитательной системы, начиная от семьи и заканчивая высшими учебными заведениями. Современный стандарт предполагает воспитание гуманной личности, которая будет обладать рядом индивидуальных особенностей, что придает воспитанию новую роль «…как одной из основных педагогических задач…», которая позволяет формировать «… многосторонне развитую личность, обладающую жизненными компетенциями, необходимыми в общественной жизни».
Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни – важнейшее условие развития России.
На сегодняшний день формирование духовно-нравственной грамотности старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема занимает одно из ключевых позиций в области педагогических исследований. Говоря о современном воспитании в целом, то его методологическая база постоянно модернизируется и пополняется инновационными подходами и методами. В основном это зависит от темпа развития общества и отношений внутри него, которые сформировали новые задачи воспитания и образования. На основе этого в педагогической науке был разработан ряд принципов и стандартов, которые позволили бы наиболее успешно решить вопрос о воспитании ребенка как будущего человека, полезного обществу. Среди таких принципов можно выделить учет возрастных особенностей детей.
Учет возрастных психологических особенностей как фактор формирования процесса воспитания предполагает построение последнего, которое будет организовано на основе оценки психологических явлений, присущих каждому из возрастов, как ключевого аспекта подхода в целом. На базе такой системы был сформирован индивидуальный подход – реализация образовательного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей обучающихся, которые оказывают непосредственное влияние на его поведение.
Несмотря на то, что учет возрастных особенностей на сегодняшний день приобрел популярность, вопрос о реализации данного подхода носит актуальность и на сегодняшний день, т.к. методология применения находится в процессе совершенствования и поиска. Это объясняет актуальность данной статьи.
Рассматривая необходимость учета возрастных особенностей, следует отметить, что такое возраста. Возраст, или возрастной период, - это совокупность процессов детского развития, основывающая целый цикл со своей структурой и динамикой, а также относительными границами. При этом возрастной период обладает собственными особенностями, как в психологическом, так и физиологическом и социологическом плане, что носит определение возрастных особенностей.
Как правило, любые действия дошкольников, осуществляемые в отношении с окружающим миром, происходят на основе влияния психологических возрастных особенностей. Вопрос о возрастных особенностях и их роли в развитии и воспитании ребенка довольно важен. Понятие возрастных особенностей относится к психологической науке и представляет собой ряд преобразований в психике индивида в процессе перехода по возрастным периодам. При этом необходимо понимать, что возрастные особенности не имеют абсолютного, устойчивого характера и видоизменяются в зависимости от самого ребенка. Поэтому при построении процесса воспитания очень важно правильно учесть возрастные психологические особенности обучающихся, которые в совокупности довольно различны для каждой возрастной группы.
Причины, по которым необходимо принимать возрастные особенности ребенка во внимание, кроются в самих особенностях. Среди таких можно назвать нестабильность психических процессов, кризисные периоды развития, своеобразность протекания формирования психических процессов в том или ином возрасте. Учет данных аспектов позволит наиболее продуктивно организовать процесс воспитания дошкольника, при этом не перегружая и не нарушая пока что еще строящиеся психические особенности ребенка.
Кроме возрастных особенностей, обусловленных психолого-физиологическими изменениями, каждый ребенок обладает уникальным набором индивидуальных особенностей. К таким можно отнести:
- Свойства темперамента.
- Способности.
- Здоровье.
- Психосоматическое развитие [1].
В связи с особенностями роста и развития человека в педагогике принята следующая возрастная периодизация [5]:
- от рождения до 1 года - младенческий возраст,
- от 1 года до 3 лет - предшкольный, от 3 до 7 лет - дошкольный возраст, от 7-8 до 11 лет - младший школьный возраст,
- от 11 до 14 средний школьный возраст,
- от 15-16 до 17-18 лет - старший школьный возраст.
Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень физического и психического развития. Кроме того, каждая из категорий делится на подкатегории. Так, дошкольники делятся на:
- Ранний возраст
- Первая младшая группа
- Вторая младшая группа
- Средняя группа
- Старшая группа
- Подготовительная группа.
В зависимости от возраста дошкольники обладают рядом тех или иных психологических особенностей, поэтому носят название возрастных особенностей. Так или иначе, они влияют на формирование определенных навыков ребенка, его предпочтения, интересы. Единственным, что остается неизменным, – ведущая форма деятельности. В нашем случае такой формой деятельности выступает игра.
Игровая деятельность детей старших дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие и культура общества в целом. В основном, формирование игры как средства познания окружающей среды дошкольников проявляется прежде всего в ролевом характере. В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, а также реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности.
В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер: чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Вопросы, споры, возникающие между детьми в процессе игры, способствуют расширению их кругозора, углублению интереса к познанию окружающего мира. Детские познавательные интересы в таких случаях развиваются как потребность в дополнении имеющихся у них знаний, в их «углублении и расширении»[4].
В контексте формирования представления у старших дошкольников о духовно-нравственной грамотности игра приобретает большое значение. Познавательные интересы детей, развиваясь в дидактических играх, содействуют переходу детского любопытства в любознательность, воспитанию наблюдательности, находчивости, развитию воображения, памяти, речи, способствуют становлению личности. В процессе формирования духовно-нравственной грамотности старших дошкольников особое место занимают познавательные игры. По характеру такие игры можно разбить на группы:
- Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по указанию.
- Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
- Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.
- Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразовательную деятельность.
Игра позволяет индивидуализировать работу на занятии, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизиологических возможностей и максимально развивать способности каждого. С помощью игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Игра является одной из форм деятельности дошкольников, которая позволяет сделать обучение интересным и увлекательным для обучающихся не только как творческая деятельность, но и как повседневное обучение. Таким образом, игра является ключевым средством решения проблемы мотивации познавательной активности.