На сегодняшний день воспитание старших дошкольников характеризуется как объект пристального внимания методистов. Главным образом, это связано с проблемой постоянной модернизации системы образования в целом, а вместе с тем – и постоянной смены приоритетных педагогических задач процесса обучения и воспитания в ДОУ. Так, одним из результатов инновационной деятельности в системе дошкольного воспитательно-образовательного процесса стало внедрение такого понятия, как финансовая грамотность дошкольников.
Финансовое воспитание в целом в сфере педагогики – новое понятие, возникновение которого обусловлено социальным заказом общества от образовательных и воспитательных институтов. Сегодня финансовая грамотность – это «способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды».
Документом, выступающим основанием для необходимости внедрения финансовой грамотности как педагогического объекта, является Национальная стратегия повышения финансовой грамотности, которая, в свою очередь, опирается на:
- Федеральный закон, принятый 28 июня 2013 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
- Закон Российской Федерации, принятый 17 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
- Федеральный закон, принятый 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Современные реалии диктуют нам важность своевременного знакомства детей с понятием финансов и системы их оборота в обществе. Нужно понимать, что дети – это будущие члены общественных отношений, где финансовая грамотность – залог успешной деятельности в системе взаимоотношений. Дети – это будущие потребители товаров и налогоплательщики в нашем государстве, то начинать их экономическое образование нужно с того возраста, когда они только начинают взаимодействовать с деньгами, то есть с детства. Уже в школе ребенок сталкивается с применением первичных финансовых знаний – в магазине, в столовой, в буфете. Данный аспект обуславливает необходимость формирования финансовой грамотности уже в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития финансовой грамотности. Исследователями подчеркивается необходимость воспитания финансовой культуры еще с детского сада, что обусловливает необходимость анализа современных педагогических условий для формирования финансовой грамотности у воспитанников ДОУ.
Формирование финансовой грамотности как педагогическая задача представляет собой многоаспектное явление, требующее применение ряда подходов. Главным критерием успешности процесса формирования финансовой грамотности является создание благоприятных условий, направленных на развитие навыков и умений в области финансовых отношений. Это обусловливает необходимость поиска методов и приемов, которые позволят решить противоречие между требованиями к финансовой компетентности младших школьников и реальным уровнем финансовой грамотности у детей.
Осуществление формирования финансовой грамотности в процессе воспитательной и образовательной деятельности предполагает применение ряда принципов, обуславливающих эффективность организации процесса развития старшего дошкольника в познании финансовых основ и развития финансового мышления. Подбор методов и приемов организации процесса, главным образом, зависит от заинтересованности и подготовленности участников процесса. Безусловно, ключевыми критериями подбора форм и методов работы с дошкольниками старшего возраста являются следующие факторы:
- педагог выбирает методы и средства, основанные на деятельностном аспекте;
- использованы разнообразные методы и средства проведения занятий;
- грамотно подобрана система упражнений, которая обеспечивает содержательность, информативность и практическую деятельность занятий.
Рассматривая систему видов деятельности, позволяющих создать условия для формирования финансовой грамотности, можно выделить два вида деятельности как наиболее эффективные способы для достижения данной цели – применение игры и проекта. Деятельность педагогов в процессе формирования финансовой грамотности должна быть направлена на то, чтобы заинтересовать дошкольников, родителей в получении и усвоении финансовых знаний, необходимых в реальной жизни, чему отвечает игровая и проектная деятельность за счет принципа самостоятельного и добровольного участия старших дошкольников.
Формами финансового воспитания в работе со старшими дошкольниками являются занятие, экскурсия, конкурс, викторина, игры, беседы. Наиболее распространены игровой метод, когда воспитанники не испытывают на себе образовательной нагрузки, как на занятии, благодаря чему легче осваивают материал; метод диалога и беседы – данный метод позволит воспитанникам в свободной форме делиться своими знаниями и умениями среди сверстников, а также узнавать новое; метод актуализации опыта – ребенок делится своим опытом с другими.
Приведем в качестве примера описание некоторым форм и методов работы, направленных на применение в группах старшего дошкольного возраста с целью формирования финансовой грамотности. Так, тема планирования семейного бюджета возможна с применением дидактических и ролевых игр, а также проведение мини-исследования и краткосрочного проекта «Планирование бюджета семьи». Примерами дидактических игр можно назвать «Зачем нужны деньги?», «Покупка продуктов на семью» (распределить продукты на семью), «Распределение зарплаты» (оценка будущих расходов), «Банк расходов».
Игра «Зачем нам нужны деньги?» представляет собой аналог игры «Съедобное-несъедобное»: ведущий бросает мяч по очереди и спрашивает «Зачем нам нужны деньги?», ребенку нужно быстро сообразить, на что нужны деньги. Условием было определить направление расходов в рамках семейных затрат. Дети приводят такие варианты, как: чтобы покупать игрушки, чтобы покупать продукты, чтобы платить за квартиру, чтобы сходить в игровой центр, чтобы заплатить за проезд на транспорте, чтобы покупать подарки и т.д. Дальнейшая работа направлена на обсуждение различных вариантов ответов и их обоснования. В конце занятия старшие дошкольники участвуют в коллективной деятельности, составляя общую картину из дидактических карточек, содержащих цель затрат и стоимости, где показали распределение семейного бюджета. Важным условием является не только привитие практических навыков расчета и анализа, но и формирование грамотного оперирования терминами (бюджет, доход, расход, экономия и др.).
Также воспитанники старшего дошкольного возраста проявляют высокую активность при выполнении мини-исследования, направленного на разработку рекомендаций по сохранению семейного бюджета на основе изучения трех разнохарактерных ситуаций, приведенных на карточках. Одним из ключевых форм работы является реализация проектно-исследовательской деятельности «Что такое деньги».
Таким образом, можно сказать, что формирование финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте возможно с помощью системы упражнений, главным условием которых является применение деятельностного компонента, в рамках которого создаются условия для приобретения практических навыков и умений учащихся в области финансовой грамотности.