Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку у детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
К развитию речи у детей необходимо подходить с учётом методических принципов. Эти принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Остановимся на некоторых методических принципах.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития
Речь развивается в единстве с мышлением и опирается на сенсорные представления о цвете, форме, величине, положении в пространстве, осязаемых свойствах предметов и другое, то есть на «чувственный опыт ребёнка». Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Поэтому все педагоги активно используют наглядные средства обучения, подбирают методы и приёмы с учетом особенностей мышления: от конкретного к более абстрактному; от простого к более сложному. Приведем пример из практики. В логопедическую группу поступают дети 4-5 лет, речь у которых практически отсутствует (словарный запас от 15 до 20 слов). Так вот занятия с ними начинаются не с развития речи, а согласно этому принципу с развития сенсорных и мыслительных процессов на неречевом материале, накопления пассивного словаря через расширение знаний об окружающем мире. Все занятия проводятся с использованием различных анализаторов (зрение, осязание, слух, движение в пространстве): предмет нужно увидеть, ощупать, услышать название, выполнить с этим предметом какие-либо действия. И только через какое – то время, когда ребёнок будет прочно соотносить образ предмета с его названием, то есть он закрепится в сознании ребёнка, он начнёт употреблять его в собственной речи. Таким образом, пока не накопится достаточный пассивный словарь, активная речь у ребёнка не появится.
Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Поэтому согласно принципу интеграции, речевое развитие осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и через физкультурные минутки, дидактические игры, подвижные игры с элементами развития речи, математику, конструирование. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, зависит успешность самой деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи
Работу необходимо построить так, чтобы она была направлена на развитие всех речевых компонентов: расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором отражаются все достижения ребенка в овладении речью. Но в сердцевине «пирамиды» находятся неречевые процессы, связанные с речью (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).
Принцип обеспечения активной речевой практики
Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки. Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах деятельности. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.
Такой подход не только стимулирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речевого развития. Практика показывает, что необходимо сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы для успешного развития речи дошкольников.
В своей работе мы активно используем инновационные технологии:
- сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств;
- биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
- кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие, активно используются в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения. Кинезиологическая технология состоит из подбора упражнений, ориентированных на каждого конкретного ребёнка в соответствии с особенностями его развития и образовательными потребностями.
Одной из нестандартных форм работы по развитию речи являются лэпбук и макеты. Лэпбук – тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается вместе с детьми и родителями в течение какого-либо периода. Это стало одной из форм работы с родителями. Игры, которые подбираются для лэпбуков и макетов направлены на закрепление поставленного звука в речи ребёнка, развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, обогащение лексико-грамматического строя и связной речи, а также психических функций и мелкой моторики рук, лексику, грамматику и связную речь, расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе. Данная форма работы осуществляется с учётом всех перечисленных выше принципов, способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Применение ИКТ в работе с детьми с ТНР делает довольно сложный процесс коррекции речи более интересным, доступным, обладает рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями, помогает быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики.
Применение ИКТ в образовании открывает огромные возможности также и для воспитателей, специалистов коррекционного ДОУ.
Результатом использования данных технологий является: повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, высокая познавательная и речевая активность детей.