Физика – фундаментальная учебная дисциплина, базис будущих профессиональных компетенций курсантов при освоении ими инженерных, военно-технических, военно-специальных дисциплин. Учебная программа по физике направлена на формирование у курсантов представлений об основных законах и явлениях физики во взаимосвязи с профессиональными знаниями и умениями. Интенсификация процесса обучения в условиях дефицита учебного времени является в настоящее время одним из необходимых условий организации образовательного процесса в военном вузе и требует совершенствования содержания учебной деятельности и повышения информативной емкости содержания образования, что может быть достигнуто путем оптимизации учебной программы; рационального распределения времени по видам занятий и эффективного использования аудиторного времени; разработки соответствующего методического обеспечения учебного процесса. При сохранении традиционных форм организации учебного процесса, таких как лекция, практические и лабораторные занятия, очень важным является сформированность навыков самостоятельной работы курсантов, как необходимого условия обеспечения качества подготовки военных специалистов.
Самостоятельная работа в военном вузе, являясь одной из важнейших составных частей учебного процесса, представляет собой целенаправленную деятельность обучаемых на осознанное усвоение теории, свободное ее воспроизведение и применение на практике. Под самостоятельной работой понимается вид учебной деятельности, выполняемый курсантами без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы и применение специальных методов. Иными словами, самостоятельной является работа, которую курсанты выполняют без непосредственного участия преподавателя по его заданию, под его наблюдением, руководством. Несмотря на увеличение самостоятельной составляющей учебного процесса, организующее, направляющее и аналитическое участие преподавателя является необходимым условием эффективного обучения.
По дидактическим целям виды самостоятельной работы подразделяют на пять групп:
1 – приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
2 – закрепление и уточнение знаний;
3 – выработка умения применять знания при решении учебных и практических задач;
4 – формирование умений и навыков практического характера;
5 – формирование умений творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Формирование самостоятельности в процессе обучения требует решения двух задач:
- необходимо развивать у курсантов самостоятельность познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое научное мировоззрение;
- научить курсантов самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
В текущем учебном году возникла необходимость внесения изменений в учебную программу по физике, в том числе в распределении учебного времени по видам занятий. Ранее планировалось выполнение лабораторной работы в течение четырех академических часов, что позволяло курсантам на самом занятии самостоятельно изучить теоретический материал по теме лабораторной работы; подготовить отчетные материалы для проведения эксперимента; а преподавателю провести контроль теоретической подготовленности курсантов к выполнению лабораторной работы и больше времени уделить обсуждению результатов эксперимента. При сокращении аудиторного времени лабораторного занятия в двое (до двух часов) существенно повышается роль самостоятельной работы курсанта при подготовке к лабораторной работе.
Лабораторные занятия по своему содержанию являются комплексными и в наибольшей степени требуют активной познавательной деятельности курсантов по сравнению с другими формами организации обучения. Лабораторные занятия можно рассматривать не только как форму организации учебного процесса, формирующую умения применять полученные теоретические знания при постановке и проведении экспериментальных исследований; практические навыки обращения с оборудованием, но и как базовую форму организации учебного процесса, по средствам которой у курсантов должны формироваться навыки применения научных методов и приемов самостоятельной познавательной деятельности.
Самостоятельная работа курсантов проводится как для закрепления, расширения и углубления ранее пройденного учебного материала, так и для приобретения новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы курсанты выполняют различного рода обязательные задания, готовятся в том числе к лабораторным занятиям.
Наличие обязательной самоподготовки в послеобеденное время является достоинством организации учебного процесса в военном вузе. Курсанты самостоятельно занимаются в дни и часы, определенные расписанием занятий, и в часы самостоятельной подготовки, установленные распорядком дня. Самостоятельная работа курсантов является его служебной обязанностью. Неподготовленность к занятиям должна рассматриваться как невыполнение служебного долга.
Планомерная и целенаправленная самостоятельная подготовка курсантов должна организовываться командирами подразделений, обеспечиваться кафедрами и контролироваться учебным отделом. Кафедры должны постоянно совершенствовать методическое руководство самостоятельной подготовкой курсантов, ее методическое и материально-техническое обеспечение, а также обеспечивать разработку наиболее эффективных методов и средств, обеспечивающих систематическую самостоятельной работу курсантов на протяжении всего периода обучения.
С целью методического обеспечения самоподготовки к лабораторным занятиям по физике, рационального использования курсантами времени самоподготовки и повышения эффективности самостоятельной учебной деятельности курсантов, как в процессе самоподготовки, так и на самом лабораторном занятии на кафедре естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин разработан комплекс учебно-методических пособий:
- Задания и методические рекомендации для самоподготовки курсантов к учебным занятиям по физике.
- Механика. Учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных работ.
- Молекулярно-кинетическая теория и термодинамика. Учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных работ.
- Колебания. Учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных работ.
- Электричество и магнетизм. Учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных работ.
Используя данный комплекс учебно-методических пособий при самостоятельной подготовке к выполнению лабораторной работы, курсанты должны:
- акцентировать внимание на теме и цели выполнения лабораторной работы, записав их;
- изучить теоретический материал по теме лабораторной работы, концентрируя внимание на основной исследуемой зависимости физических величин, что позволит осознать ее физический смысл и проявление в проводимом физическом эксперименте;
- изобразить схему лабораторной установки, подписывая все составляющие установку элементы, существующие между элементами связи;
- изучить методику проведения эксперимента, спланировать последовательность выполнения работы;
- подготовит отчетную форму.
Такая подготовительная работа позволяет курсантам на лабораторном занятии успешно выполнить эксперимент, непосредственно записывая результаты измерений и вычислений, оценивая погрешности в эксперименте в подготовленном во время самоподготовки отчетном журнале. По итогам выполнения лабораторной работы курсанты анализируют полученные результаты, формулируют выводы подтверждающие изучаемые положения теории. Только при обязательном выполнении перечисленных условий самостоятельной работы курсантов возможно успешное проведение лабораторного занятия в условиях ограниченного времени аудиторного занятия. Таким образом, использование разработанного комплекса учебно-методических пособий позволило обеспечить рост доли самостоятельной работы курсантов, их ответственную подготовку к лабораторному занятию и повысить эффективность использования учебного времени.