Главная
АИ #37 (167)
Статьи журнала АИ #37 (167)
Отличительные характеристики киберзависимости от киберспорта

Отличительные характеристики киберзависимости от киберспорта

Рубрика

Психология

Ключевые слова

зависимость
киберзависимость
киберспорт

Аннотация статьи

В статье рассматриваются различные подходы к понятию киберзависимости с точки зрения психологии и психиатрии. Дается общая и сравнительная характеристика киберзависимости и киберспорта, приведены тесты для определения наличия киберзависимости, проанализированы результаты проведенного тестирования у курсантов военного вуза.

Текст статьи

Видеоигры и компьютерные игры часто понимают как одна из форм психологической зависимости и, глядя со стороны, можно действительно увидеть, что человек длительное время сидит за компьютером и впустую тратит время. Однако киберспорт представляет собой четко выстроенную систему тренировок, которая подразумевает способность человека применять спортивные умения и навыки в киберпространстве. Рассмотрим понятия «киберзависимость» и «киберспорт», их сущность и специфику.
Понятие зависимость по отношению к компьютерам было заимствовано из области медицины для облегчения идентификации характерных социальных и психологических проблем, связанных с сетью Интернет, таких как, чрезмерное время, проводимое в сети, беспокойство или вялость при реальной жизнедеятельности, ложь или скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве. При этом пользование интернет-сети ведет к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, и даже к распаду семьи, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию и к потере работы. Игровая зависимость или, как её ещё часто называют, «киберзависимость», – болезненное пристрастие человека к любой активности за компьютером.

Это может быть работа, игра, общение в социальных сетях и т.д. Первые наблюдения за зависимостью от компьютеров и, в частности, компьютерных игр относятся, к середине 1970-х годов (Н. Рашби, М. Шоттон), где утверждается, что зависимость от компьютеров лучше понимать как сложное и увлекательное времяпрепровождение, которое также может привести к профессиональной карьере в этой области. Компьютеры не превращают общительных экстравертов в отшельников; вместо этого они предлагают интровертам источник интеллектуального стимулирования.

В исследовании Белоглазовой Л.А. утверждается, что Интернет способствует покрытию или компенсации дефицита личности зависимого, он является инструментом межличностного общения. Виртуальный мир можно считать выходом из реального мира для людей, у которых есть проблемы, например, в социальных навыках, в некоторых случаях он становится заменой реальной жизни. Для всего этого можно сказать, что сеть покрывает два типа основных потребностей: комфортное одиночество, сопровождаемое с помощью игр без необходимости общаться с другим человеком и поиск социального взаимодействия.

Разработанная К.Янг модель поведения в сети Интернет объясняет как доступность, контроль и возбуждение играют главные роли в развитии интернет-зависимости. Исходя из современного взгляда на зависимости привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля, не вызванное химическими веществами. Для наглядности К. Янг разработан краткий тест, из 8 вопросов с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета.

Данный тест был дан 50 курсантам военного вуза, в результате их обработки, можно сделать вывод, что киберзависимость у опрошенных в военном вузе отсутствует, что свидетельствует о гармоничном развитии обучающихся военного вуза. Однако при проведенном дополнительном анкетировании с целью выявления интересов, большинство курсантов отметили выраженный интерес к компьютерным играм.

Сегодня почти каждый гражданин подключен к Интернету из любой точки мира, будь то мобильные телефоны, планшеты или компьютеры. Именно Россия первой в мире признала видеоигры как киберспорт в качестве официальной спортивной дисциплины в 2001 году, затем с небольшим перерывом киберспорт получил статус официальной спортивной дисциплины в 2016 году как полноценный вид спорта, который отличается от традиционного более короткими и мелкими по амплитуде движениями. Киберспорт стал частью международного турнира «Игры Будущего – 2023». «Игры будущего» – это высокотехнологичные соревнования XXI века, объединяющие в себе самые прогрессивные виды спорта. "Игры будущего" позволят пересмотреть восприятие киберспорта и дадут возможность миллионам современных людей по всему миру, в том числе и с ограничениями по здоровью, на равных проявить себя в самых инновационных дисциплинах на стыке спорта, технологий, а также цифровой и виртуальной реальностей. Жизнь с компьютером будет совершенно другой, если использовать новые технологии как цель, а не как средство.

Компьютерная игра в рамках киберспорта является таким же спортивным состязанием, как шахматный турнир или теннисный матч.

Профессиональные киберспортсмены отчетливо понимают разницу между игрой и реальностью: выполнив игровую задачу, они останавливаются. Именно здесь и проходит грань между киберспортом и зависимостью. Киберспортивные тренировки заметно отличаются от бытовых игр, которые человек включает, с целью отдохнуть от дел, развлечься. Тренировка – это командное занятие, во время которого человек выполняет определенную функцию, роль, положение. Он анализирует, принимает решения, выстраивает стратегию и тактику. Для того чтобы занятия киберспортом не перешли в игровую зависимость, нужно убедиться, что у человека хорошо развиты: сила воли; навык рефлексии; интеллект; способность стабилизировать нервную систему: человек понимает, что игра – не вся жизнь. Как любой другой вид спорта, он развивает важные качества – целеустремленность, волю к победе, внимательность и усидчивость. Также важно уметь работать в команде и брать на себя ответственность за принятие сложных решений.

Перед тем как принимать участие в турнирах, игрокам нужно отработать сплоченную игру, научиться помогать и слышать друг друга. Правильно выстроенная коммуникация и грамотный тренировочный процесс зачастую определяют победителей. Киберспорт развивает навыки общения и решения конфликтов. Занятия киберспортом часто становятся первым шагом к изучению программирования, WEB-дизайна или 3D-моделирования. Киберспорт не только дает игрокам полезные навыки, без которых сложно стать квалифицированным специалистом в современном мире, но и позволяет им со школьной скамьи познакомиться с востребованными профессиями в области спорта и IT-технологий. В число ста специальностей будущего, по данным экспертов, входят: разработчик киберпротезов и имплантов, инженер по 3D-печати продуктов питания, проектировщик инфраструктуры «умного» дома, специалист по кибербезопасности. Эти и многие другие сферы деятельности требуют уверенного владения передовыми разработками, изучения новых вариантов технологического развития.

Список литературы

  1. Белоглазова Л.А. Игромания как феномен отчуждённой реальности / Л.А. Белоглазова //Вестник ВГТУ. – 2012. – No4.
  2. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Сост. и ред. А. Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – 279 с.
  3. Колчина, М.Л. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков /М.Л. Кочина, В.М. Синайко и др. // Психоневрология. Т. 9, вып. No 1, 2001 - с. 10.
  4. Young K.S. Internet Addiction: Symptoms, Evaluation, And Treatment.

Поделиться

737

Кропотов В. Л. Отличительные характеристики киберзависимости от киберспорта // Актуальные исследования. 2023. №37 (167). Ч.II.С. 81-83. URL: https://apni.ru/article/6975-otlichitelnie-kharakteristiki-kiberzavisimost

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря