В настоящее время в списке объектов культурного наследия Калининградской области (с памятниками археологического наследия) значится 174 объекта культурного наследия федерального значения, 427 объектов регионального значения, 526 – местного (муниципального) значения [1]. К началу XIX века в Кенигсберге было построено 7 мостов. Спустя столетие они были перестроены и снабжены разводными механизмами. Основной материал, из которого строили мосты был бетон. Большая часть мостов на территории Калининградской области была взорвана во время Второй мировой войны.
В работе приведены расчеты стоимости ремонтных работ мостового перехода через приток ручья Гагаринский, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Калининград (рисунок).
Рис. Мостовой переход через приток ручья Гагаринский, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Калининград. Фото из интернет источника http://www.kaliningrad.ru
Данное сооружение не относится к объектам культурного наследия в соответствии с Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ, но обладает признаками объекта культурного наследия, как инженерное сооружение.
По результатам обследования и оценке технического состояния, грузоподъемности, несущей способности строительных конструкций мостового перехода через реку Преголя, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Калининград, ул. Дачная, можно сделать следующие заключения:
1. Долговечность путепровода определяется наличием неисправностей (дефектов и повреждений) 1... ...3-й технических категорий согласно. Основной причиной возникновения и прогрессирующего развития приведенных выше дефектов является нарушение работы системы водоотведения моста, а в совокупности с имеющимися дефектами приводит к интенсивным протечкам воды на поверхности несущих элементов, устоев и промежуточных опор.
Таким образом, состояние моста по критерию долговечности оценивается 2-мя баллами по ВСН 4-81 (90) как неудовлетворительное.
2. Безопасность пропуска транспортных средств и пешеходов по путепроводу и под ним в основном определяется наличием неисправностей (дефектов и повреждений) 1... ...3-й технических категорий согласно ВСН 4-81(90).
Наличие обнаруженных дефектов, в основном, обусловлено износом конструкций мостового полотна и может быть устранено в ходе ремонта.
Таким образом, состояние моста по критерию безопасности движения транспорта и пешеходов по путепроводу и под ним оценивается 3-мя баллами по ВСН 4-81 (90) как предаварийное.
Основной причиной образования обнаруженных дефектов является нарушение работы системы водоотведения моста и разрушение конструкции дорожной одежды, так и сроком эксплуатации. Вода с поверхности моста попадает на нижерасположенные конструкции, приводя к коррозии и деградации последних [2, 3].
На основании произведенного строительно-технического обследования и оценке технического состояния, грузоподъемности, несущей способности строительных конструкций мостового перехода через реку Преголя, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Калининград, ул. Дачная, было выполнено технико-экономическое сравнение проведения ремонтных работ мостового сооружения и строительства альтернативного варианта в виде устройства дороги с трубопереездом, на основании «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденных Госстроем России (письмо № ВК-477 от 21.06.1999), Министерством экономики РФ и Минфин России, требований статьи 42 Федерального закона 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также сопоставления полученных данных по оценке физического износа.
Оценка стоимости проведения работ осуществлялась на основание сборников «Нормы денежных затрат на ремонт и содержание искусственных сооружений» утвержденный концерном Росавтодор от 19.08.91 года и НЦС 81-02-08-2017 «Укрупненные нормативы цены строительства» Сборник N 08. «Автомобильные дороги» утвержденный МИНСТРОЕМ России от 3.07.2017г, основанных на затратном методе.
Сметная стоимость капиталовложений определена в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской федерации – МДС 81-35.2004 и Указаниями по применению федеральных расценок на ремонтно-строительные работы – МДС 81-38.2004. Основанием для определения стоимости работ являлись результаты проведенного обследования и полученные основные ТЭП.
При составлении отчёта не учитывались:
Плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога в период строительства; затраты, связанные с приведением земельных участков, предоставленных во временное пользование в соответствии с проектом; затраты на перебазирование подрядных организаций; затраты на ремонт и восстановление дорог; затраты, связанные с подвижным характером работы; затраты на демонтажные работы.
Стоимости ремонта моста составляет:
Qр = Qм.п. · L · K,
где Qм.п. – стоимость ремонта мостового сооружения в зависимости от конструктивного исполнения на 1 м.п. сооружения для Калининградской области в ценах 1991 г.
L – длинна пролетного строения в м.п.
К = 143,7/1,6 = 89,81 – коэффициент перехода от цен 1991 года к ценам 1 квартала 2017 года, где
143,7 – расчетный индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ по отношению к уровню цен 1984 г. по отношению к 1 кварталу 2017 года (автодороги) для Калининградской области;
1.6 – коэффициент перехода от индексов 1984 года к индексам 1991 года для автомобильных дорог согласно письма Госстроя СССР от 06.09.90 N 14-Д «Об индексах изменения стоимости строительно-монтажных работ и прочих работ и затрат в строительстве».
Исходя из разного конструктивного исполнения пролетных строений стоимость ремонта будет выглядеть следующим образом:
Qр = (Q1+Q2+Q3) · K, где Qn – номер пролетного строения
Qр = (2601 · 20.367+2601 · 20.51+2421 · 9.65) · К= 129683.727 · 89,81 = 11 646 895.52 рублей
Стоимость строительства альтернативного варианта дороги с трубопереездом составляет:
Qа = Qтп + Qавт,
где Qтп– стоимость строительства трубопереезда;
Qавт – стоимость строительства автомобильной дороги;
Qтп = Qм.п. · L=6922,09*1000*0,1=692 209 рублей
где:
Qм.п. – расценка НЦС 08-11-001-01 «водопропускные трубы гофрированные металлические до 1,5 м» – 6922,09 тыс. руб./100 м.п.
L – длина трубы исходя из ширины полосы для второй категории дорог с 2 полосным движением принимаем 10 метров;
Qавт = Qм.п. · L = 50.527 · 44856,85=2 266 482,06 рублей
где Qм.п. – расценка НЦС 08-02-001-01 «полосы 2 категории с асфальтовым покрытием» – 44856,85 тыс. руб./км
L – длину устраиваемой дороги принимаем равной длине моста 50.527 м.
Таким образом, стоимость строительства альтернативного варианта составит
50.527 · 44856,85 + 6922,09 · 1000 ·0,1 = 2266482,06 + 692209 = 2 958 691.06 рублей
Исходя из выполненных расчетов можно сделать вывод о нецелесообразности проведения ремонтных работ моста, так как стоимость строительства альтернативного варианта, в виде участка дороги с трубопереездом, дешевле в 3,94 раза.