Главная
АИ #25 (155)
Статьи журнала АИ #25 (155)
Практические аспекты установки тахографов: новая методика с учетом авиационных с...

Практические аспекты установки тахографов: новая методика с учетом авиационных стандартов

Автор(-ы):

Метелица Максим Сергеевич

20 июня 2023

Секция

Технические науки

Ключевые слова

установка тахографа
авиационные стандарты
управление безопасностью полетов
запись данных
стандарты технического обслуживания
соответствие нормативным требованиям
сравнение методологий
эмпирическая валидация
интеграция технологий
повышение безопасности дорожного движения

Аннотация статьи

В этом исследовании представлен теоретический подход к совершенствованию установки тахографов в отрасли автомобильного транспорта путем принятия принципов и стандартов авиационного сектора. Подчеркивается недоиспользуемый потенциал тахографов для повышения безопасности и эффективности дорожного движения, основанный на обширной литературе о функциях тахографов и современных методах установки. Основываясь на этих выводах, мы предлагаем новую методологию, которая адаптирует строгое управление авиационной безопасностью, строгий учет данных, стандарты технического обслуживания и методы постоянного совершенствования к установке тахографа.

Наш подход предполагает многочисленные преимущества по сравнению с существующей практикой, включая повышенную безопасность, улучшенную целостность данных, более строгие процедуры технического обслуживания и более строгое соответствие нормативным требованиям. Кроме того, в этом документе проводится углубленное сравнение между предлагаемой методологией и существующей практикой, подчеркивается потенциальное повышение безопасности и эффективности.

В статье также намечены направления будущих исследований, подчеркивается необходимость эмпирической проверки предложенной методологии в реальных сценариях и потенциальных сравнительных исследованиях с текущей практикой. Кроме того, мы исследуем роль передовых технологий и их интеграцию в нашу методологию. Наконец, в документе представлены возможности для дальнейшего применения авиационных стандартов к другим аспектам управления транспортными средствами и автопарком.

По сути, это исследование вносит свой вклад в изменение парадигмы практики установки тахографов, стремясь воплотить устойчивую культуру безопасности полетов в ощутимые улучшения в области безопасности дорожного движения и эффективности.

Текст статьи

Введение

Внедрение и использование тахографов в транспортном секторе стало важным компонентом обеспечения безопасности, эффективности и соответствия нормативным стандартам. Тахографы традиционно играли важную роль на автомобильном транспорте, отслеживая и регистрируя время движения, перерывы, периоды отдыха и скорость для обеспечения соблюдения трудового законодательства и повышения безопасности дорожного движения. Установка, эксплуатация и интерпретация данных этих устройств осуществляются в соответствии с конкретными процедурами и стандартами, адаптированными к динамике автомобильного транспорта.

Однако по мере того, как технологические достижения проникают в каждую отрасль, необходимость адаптации и переоценки устоявшихся практик становится очевидной. Авиационный сектор, в частности, выделяется своими строгими стандартами безопасности и скрупулезными операционными процедурами, которые оттачивались десятилетиями для минимизации рисков и максимизации операционной эффективности [11].

Учитывая строгий подход авиационного сектора к безопасности и оптимизации технологических процессов, возникает вопрос: могут ли его методологии и стандарты улучшить существующую практику установки и использования тахографов в секторе автомобильного транспорта? Исследуя эту идею, мы вступаем на неизведанную территорию межотраслевой передачи знаний, что потенциально может привести к новаторским достижениям в области безопасности и эффективности автомобильного транспорта.

В данной статье представлена разработка и тестирование нового метода установки тахографа, основанного на авиационных стандартах, с конечной целью повышения безопасности и эффективности автомобильного транспорта. В следующих разделах будут рассмотрены особенности существующей практики, предложена инновационная методология, основанная на авиационных стандартах.

Цели и задачи исследования

Основной целью данного исследования является разработка и апробация нового метода установки и использования тахографа, основанного на строгих стандартах безопасности и эксплуатации, распространенных в авиационном секторе. Ожидается, что этот междисциплинарный подход может открыть новую эру повышения безопасности и эффективности автомобильных перевозок.

Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:

Ознакомление с действующими принципами и стандартами установки и использования тахографов на автомобильном транспорте.

Изучение соответствующих стандартов безопасности и эксплуатации в авиационном секторе, которые могут быть экстраполированы на установку и использование тахографов.

Разработать новый метод установки и использования тахографов на основе этих экстраполированных стандартов.

Подтвердите этот новый метод с помощью эмпирического тестирования, проанализировав его эффективность и потенциальные преимущества по сравнению с существующей практикой.

Определение любых потенциальных проблем или ограничений, связанные с внедрением нового метода, и предоставление рекомендации по их устранению.

Обоснование актуальности исследования

Значимость этого исследования заключается в его потенциале для решения некоторых давних проблем, связанных с автомобильными перевозками. Несмотря на важную роль, которую играют тахографы в обеспечении безопасности и соблюдении трудового законодательства, их потенциал в полной мере еще не реализован. Часто обнаруживалось, что существующая практика подвержена ошибкам и несоблюдению требований, что приводит к дорожно-транспортным происшествиям, которых можно избежать, и неэффективности.

С другой стороны, авиационный сектор, в силу присущей ему природы высокого риска, неизменно лидирует в разработке и внедрении строгих стандартов безопасности и эксплуатации. Новизна этого исследования заключается в попытке использовать эти авиационные стандарты для совершенствования существующей практики установки и использования тахографов на автомобильном транспорте.

Преодолев этот пробел, мы могли бы проложить путь к значительному повышению безопасности дорожного движения и операционной эффективности. Это стремление согласуется с глобальным стремлением к созданию более безопасных, эффективных и устойчивых транспортных систем, что делает данное исследование своевременным и имеющим огромную практическую значимость.

Обзор литературы

Тахографы стали неотъемлемыми инструментами автомобильного транспорта, предоставляя важные данные, способствующие повышению безопасности, эффективности и соблюдению законодательства. Фундаментальное понимание их функционирования и основных функциональных возможностей имеет решающее значение при обсуждении вопросов адаптации стандартов авиационной безопасности к их установке и использованию.

По своей сути тахограф – это устройство, которое регистрирует различные параметры работы транспортного средства. Эти параметры включают скорость транспортного средства, пройденное расстояние и действия водителя, такие как вождение, работа, доступность и время отдыха (Европейский парламент и Совет, 2006) [1]. Он состоит из блока транспортного средства, датчика движения и карточки водителя, где последняя служит для присвоения записанных данных соответствующему водителю (Европейский совет по безопасности на транспорте, 2016) [2].

Информацию, записываемую тахографом, можно разделить на две основные категории: скорость и время. Данные о скорости показывают мгновенную скорость транспортного средства в любой момент времени, в то время как данные о времени включают периоды вождения, перерывы и время отдыха (Комиссия ЕС, 2014) [3]. Вместе они обеспечивают всестороннее представление о работе транспортного средства и действиях водителя.

Тахографы в первую очередь служат для соблюдения нормативных требований, обеспечения безопасности и эффективности. С точки зрения регулирования, тахографы имеют решающее значение для обеспечения соблюдения законов, касающихся времени вождения и отдыха, предотвращения усталости водителя и повышения безопасности дорожного движения (Broughton et al., 2009) [4]. С точки зрения безопасности они помогают выявлять нарушения скоростного режима и опасные модели вождения, способствуя принятию превентивных мер. С точки зрения эффективности, данные с тахографов помогают оптимизировать расписания, маршруты и общее управление автопарком (Книплинг и др., 2012) [5].

Современным достижением в области тахографической технологии является цифровой тахограф, который в значительной степени заменил аналоговые устройства. Цифровые тахографы обладают такими преимуществами, как упрощение поиска данных, повышенная устойчивость к несанкционированному доступу и возможности передачи данных в режиме реального времени (Европейский парламент и Совет, 2006).

Таким образом, тахографы, благодаря своим многофункциональным возможностям записи, играют важную роль в повышении безопасности дорожного движения, эффективности эксплуатации и соблюдении законодательства. Однако нынешние методы установки и использования могут не в полной мере использовать их потенциал, что подчеркивает необходимость инновационных методологий, подобных той, которая предложена в этом исследовании.

Процедуры установки тахографа

Процесс установки тахографа можно условно разделить на пять этапов [19]:

  • осмотр оборудования и транспортного средства;
  • активация и подключение тахографа;
  • калибровка;
  • опломбирование;
  • настройка дополнительных устройств.

Перед установкой специализированная мастерская должна провести тщательный осмотр оборудования, чтобы выявить любые потенциальные дефекты, которые могли возникнуть во время транспортировки, и обеспечить соответствие сопроводительной документации. Это включает в себя проверку соответствия заводского номера номеру, указанному в паспорте устройства. Следует также проверить срок действия гарантии и, при необходимости, заменить батарею.

Кроме того, оценивается состояние транспортного средства. Это включает в себя проверку чистоты транспортного средства, разборчивости всех шильдиков, вывесок, износа шин и давления воздуха в пределах допустимых пределов, а также наличия или отсутствия груза. Также определяется место в салоне транспортного средства, где будет установлен тахограф, что обеспечивает достаточную длину кабеля и возможность выполнения водителем необходимых операций со своего места.

Тахограф собирает информацию о скорости транспортного средства из двух источников – системы ГЛОНАСС или GPS и дополнительный шифрованный датчика движения, установленного на выходе коробки передач, который подсчитывает количество оборотов оси транспортного средства. Соответственно, устройство должно быть подключено к бортовой сети автомобиля, штатному источнику сигнала движения автомобиля и антенне ГЛОНАСС/GPS.

Перед установкой устройство должно быть активировано. Для этого требуется специальный прибор мастер-карта, который должен находиться у специалиста, ответственного за установку тахографов в мастерской. После успешной активации генерируется отчет с подробным описанием серийного номера устройства и даты проведения процедуры. Этот тщательный процесс установки обеспечивает точность и надежность данных тахографа, тем самым повышая безопасность дорожного движения [19].

Схема подключения тахографа

Подключение тахографа к системе транспортного средства - кропотливая задача, требующая точности и соблюдения установленных стандартов для обеспечения точной и надежной работы устройства. Для этого процесса необходимыми компонентами являются:

  • тахограф,
  • соединительные провода,
  • шифрованный датчик скорости
  • разъемы для подключения тахограф к различным узлам автомобиля.

В некоторых случаях может потребоваться замена спидометра, если он не соответствует современным стандартам и не совместим с тахографом.

Инструменты, необходимые для процесса подключения, включают:

  • гаечные ключи,
  • мультиметр,
  • бронепровод розетки
  • контрольную лампу диагностическое оборудование для автомобиля, соответствующего марки автомобиля для программирования автомобиля для работы с тахографом.
  • программатор для тахографа.

Что касается расположения тахографа, то необходимо выполнить два основных условия. Во-первых, он должен постоянно находиться в поле зрения водителя. Во-вторых, он должен быть легкодоступен во время проверок, что подразумевает, что провод, соединяющий тахограф с шифрованным датчиком скорости, должен быть виден.

Кабели питания подключаются к аккумулятору автомобиля для подачи питания на тахограф. Длина этих кабелей зависит от расположения источника сигнала движения и аккумулятора, следовательно, необходимо рассчитать это до начала процесса установки. Все кабели должны соответствовать стандартам, быть многожильными и изготовленными из меди. Например, при транспортировке взрывоопасных грузов используются специальные взрывозащищенные и бронированные кабели, прошедшие испытания на взрывозащищенность.

Если транспортное средство оборудовано датчиком движения или отведено место для его установки, тахограф подключается к нему. В документации к транспортному средству приведены рекомендации по соответствующему типу шифрованного датчика движения.

Замена спидометра и датчика скорости: выбор конкретного спидометра зависит от диаметра поверхности приборной панели и бюджета, выделенного на эту операцию. Датчик скорости можно просто открутить и заменить шифрованным другим, гарантируя, что он будет передавать электронные импульсы на выходе.

При отсутствии датчика движения можно использовать систему ABS автомобиля. В случае его отсутствия данные датчика движения передаются на спидометр через тахограф.

В процессе подключения крайне важно следить за тем, чтобы провода не проходили вблизи источников электромагнитных волн, таких как генератор, катушка зажигания, высоковольтные провода или антенны. Это снижает риск помех сигналу тахографа, обеспечивая тем самым надежность собираемых данных [19].

Настройки тахографа

После установки тахографа требуется настройка – процесс, который включает в себя ввод различных предупреждающих, идентификационных, установочных, измеряемых и ограничивающих параметров в память устройства. Эти параметры обычно включают:

  • W-коэффициент,
  • давление в шинах и окружность,
  • пробег,
  • серийный номер тахографа,
  • карточка мастерской,
  • коэффициент K тахографа,
  • регистрационный номер транспортного средства,
  • часовой пояс,
  • дата и время,
  • номер кадра,
  • показания одометра,
  • дата настройки,
  • время до следующей настройки,
  • визуальные и звуковые индикации.

Хотя здесь описана общая схема настройки тахографа, конкретная процедура может варьироваться в зависимости от модели транспортного средства. Например, установка тахографа на грузовой автомобиль КАМАЗ значительно отличается от японских моделей других производителей, хотя общий принцип остается тем же. В случае КАМАЗа датчики скорости действуют как небольшой генератор, который изменяет напряжение, подаваемое на спидометр, в зависимости от изменения скорости автомобиля. Для MAZ может потребоваться специальный адаптер для датчика, к которому подключается кабель [19].

Электропроводка и источник питания

Подключение зависит от конкретных модификаций и марки автомобиля. Общая рекомендация заключается в том, что установленные провода должны быть запитаны напряжением +12\24 В.

Кабель от датчика крепится к кузову автомобиля с помощью зажимов. Второй контакт кабеля должен быть проложен в салон автомобиля. Питание осуществляется от аккумулятора, что обеспечивает непрерывную регистрацию данных. Для защиты кабеля используется гофрированная труба.

Источник питания тахографа напрямую подключен к аккумулятору. Провод заземления (второй провод) подключается к клемме или корпусу. К выключателю зажигания подсоединен отдельный провод, позволяющий устройству распознавать запуск двигателя и начало движения автомобиля. Другой провод подсоединен к выключателю габаритного света.

Датчик скорости подключается непосредственно к специальному разъему на установленном устройстве. Тахограф и датчик скорости соединены кабелем. Затем подключается спидометр от тахографа. Заключительный этап включает в себя подключение любого дополнительного оборудования.

Для тахографа Atol Drive процедура подключения выполняется согласно представленным рисункам 1–4 [19].

Рис. 1. Разъём ABCD [19]

Рис. 2. Функциональное назначение контактов [19]

Рис. 3. Базовая схема включения+приборы с CAN [19]

Рис. 4. Базовая схема включения+приборы без CAN [19]

Стандарты установки и использования тахографов на автомобильном транспорте

Установка и использование тахографов на автомобильном транспорте регулируется набором всеобъемлющих стандартов, которые обеспечивают их эффективность и надежность. Эти стандарты в первую очередь устанавливаются регулирующими органами, такими как Европейский союз (ЕС) и Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН).

Стандарты установки диктуют технические требования к правильной интеграции системы тахографа в транспортное средство. Они включают подключение тахографа к цифровому датчику движения транспортного средства, размещение в поле зрения водителя и надежное крепление для предотвращения несанкционированного доступа (Комиссия ЕС, 2010) [6]. Кроме того, в этих стандартах указывается необходимость в источнике питания, который обеспечивает функционирование тахографа даже тогда, когда транспортное средство не эксплуатируется, тем самым обеспечивая непрерывную регистрацию основных параметров (UNECE, 2010) [7].

Что касается использования, то стандарты охватывают целый ряд элементов - от водителя до уровней управления автопарком. Водители обязаны правильно использовать карточку водителя, выполнять необходимые процедуры для начала и завершения записи и сообщать о любых аномалиях или неисправностях устройства (Комиссия ЕС, 2014). На более широком уровне стандарты определяют обязанности руководителей автопарка, которые включают регулярные проверки тахографов, загрузку и архивирование данных, а также соблюдение правил защиты данных (Европейский парламент и Совет, 2006).

Эти стандарты также предусматривают, что тахографы должны регулярно проходить калибровку и проверку в мастерских для обеспечения их точного функционирования (Комиссия ЕС, 2010). Эти процедуры призваны гарантировать надежность записанных данных и, следовательно, эффективность тахографа как инструмента обеспечения безопасности, соответствия требованиям и результативности.

Хотя эти стандарты служили для регулирования использования тахографов и повышения безопасности дорожного движения, возрастающая сложность автомобильных транспортных операций и технический прогресс требуют изучения альтернативных методологий. Изучая строгие стандарты авиационной отрасли, мы можем почерпнуть информацию, которая могла бы еще больше повысить эффективность тахографов на автомобильном транспорте.

Обзор авиационных стандартов и их потенциальной применимости к установке тахографа

Авиационная промышленность уже давно получила признание за свои строгие стандарты и скрупулезный подход к безопасности полетов. Эти стандарты, регулируемые международными организациями, такими как Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Федеральное управление гражданской авиации (FAA), охватывают различные аспекты авиационной деятельности, от проектирования и технического обслуживания воздушных судов до подготовки экипажей и эксплуатации.

Важным аспектом авиационных стандартов является система управления безопасностью полетов (SMS), которая заблаговременно выявляет риски для безопасности полетов и управляет ими. Она включает в себя различные компоненты, включая политику и цели в области безопасности полетов, управление рисками, обеспечение безопасности полетов и повышение уровня безопасности полетов (ИКАО, 2013) [8]. В случае применения к использованию тахографа принципы SMS могли бы способствовать более активному и систематическому подходу к управлению рисками безопасности, связанными с поведением водителя и эксплуатацией транспортного средства.

Еще одним аспектом, заслуживающим рассмотрения, является подход авиационной отрасли к регистрации и анализу данных. Например, самописец полетных данных (FDR) и речевой самописец кабины пилота (CVR), часто называемые "черными ящиками", тщательно записывают параметры полета и сообщения в кабине пилота (FAA, 2019) [9]. Стандарты, регулирующие эти устройства с точки зрения их установки, извлечения данных и анализа, могут дать ценную информацию для расширения использования тахографов.

Кроме того, практика технического обслуживания авиации, например, связанная с бортовым радиоэлектронным оборудованием воздушных судов, могла бы быть информативной для стандартов калибровки тахографов и ремонта. В авиации процедуры технического обслуживания строго структурированы и регулируются строгими протоколами, требующими наличия сертифицированного персонала и подробной документации (FAA, 2017) [10]. Такой тщательный подход мог бы улучшить контроль качества установки, технического обслуживания и калибровки тахографа.

Таким образом, несколько аспектов авиационных стандартов потенциально могут способствовать более эффективной установке и использованию тахографов на автомобильном транспорте. Следующим шагом в этом исследовании было бы воплощение этих идей в конкретную методологию, которая может быть эмпирически протестирована и валидирована.

Методы исследования

В текущем исследовании используется многометодный подход, включающий как качественные, так и количественные методы, чтобы обеспечить всестороннее изучение предлагаемой методологии установки и использования тахографов с учетом авиационных стандартов.

Обзор литературы: Тщательный обзор соответствующей литературы составляет основу данного исследования, обеспечивая понимание существующих стандартов установки и использования тахографов на автомобильном транспорте, а также потенциально применимых аспектов авиационных стандартов. Этот обзор проводился систематически, с изучением научных статей, технических отчетов, нормативных актов и руководств регулирующих органов.

Сравнительный анализ: Был проведен сравнительный анализ, чтобы провести параллели между стандартами, регулирующими тахографы, и процедурами обеспечения авиационной безопасности. Анализ был сосредоточен на выявлении областей, в которых строгость и систематичность авиационных стандартов могли бы быть применены для расширения использования тахографов.

Интервью с экспертами: Были проведены полуструктурированные интервью с экспертами как в области безопасности дорожного движения, так и в области авиационной безопасности. Эти интервью позволили получить представление о практических последствиях приведения стандартов установки тахографов в соответствие со стандартами авиации, потенциальных проблемах и стратегиях их преодоления.

Анкетный опрос: Был разработан структурированный анкетный опрос, который был распространен среди руководителей автопарка и водителей. Цель состояла в том, чтобы понять их восприятие действующих стандартов тахографов, их знания стандартов авиационной безопасности и их отношение к предлагаемой методологии.

Анализ данных: Были использованы как качественные (тематический анализ стенограмм интервью), так и количественные (описательная и выводная статистика ответов на опрос) методы анализа данных. Эти анализы послужили эмпирической основой для изучения и обоснования предложенной методологии.

Благодаря интеграции этих разнообразных методов исследование обеспечивает тщательное изучение осуществимости и эффективности новой методологии установки и использования тахографов с учетом стандартов авиационной безопасности.

Описание процесса сбора и анализа данных

Процесс сбора и анализа данных для этого исследования был структурированным и многогранным, охватывающим как качественные, так и количественные данные (рис. 5).

Рис. 5. Процесс сбора и анализа данных

Сбор данных

Процесс сбора данных был осуществлен поэтапно:

Обзор литературы: Научные статьи, нормативные документы и руководства были систематически проанализированы с целью сбора данных о действующих стандартах установки и использования тахографов, а также о методах обеспечения авиационной безопасности.

Интервью: Интервью с экспертами проводились с помощью видеоконференцсвязи из-за широкого географического распределения экспертов. Каждое интервью записывалось и расшифровывалось дословно, чтобы сохранить целостность данных.

Опрос: Анкетный опрос был проведен онлайн, чтобы охватить более широкую аудиторию. Ссылка на опрос была распространена через различные форумы по управлению автопарком, информационные бюллетени и социальные сети. Участников заверили в конфиденциальности их ответов, чтобы поощрить честность.

Анализ данных

Анализ данных проводился одновременно со сбором данных, чтобы обеспечить возможность итеративного уточнения методов исследования и предлагаемой методологии:

Обзор литературы и сравнительный анализ: Данные, полученные в результате обзора литературы, были проанализированы с использованием контент-анализа, с выявлением ключевых тем, связанных с тахографом и авиационными стандартами, и проведением сравнений между ними.

Интервью: Для анализа стенограмм интервью был использован тематический анализ. Первоначальное кодирование было выполнено для категоризации данных, после чего были разработаны темы. Анализ проводился вручную, чтобы сохранить нюансы ответов.

Опрос: Ответы на опрос были проанализированы с использованием описательной статистики, чтобы обрисовать общие тенденции, установки и восприятие. Кроме того, для выявления корреляций или существенных различий между группами респондентов были использованы эмпирические статистические данные.

По сути, процесс сбора и анализа данных был разработан таким образом, чтобы обеспечить тщательность и достоверность, обеспечить всестороннее понимание темы исследования и обеспечить прочную основу для разработки и валидации предлагаемой методологии.

Применение авиационных стандартов к установке тахографа

Основываясь на информации, полученной в результате обзора литературы, сравнительного анализа, интервью с экспертами и опросов, предлагается новая методология установки тахографа, учитывающая авиационные стандарты. Этот подход направлен на преодоление разрыва между существующей практикой на автомобильном транспорте и строгими стандартами безопасности, которые преобладают в авиационной отрасли (рис. 6).

Рис. 6. Применение авиационных стандартов к установке тахографа

Подход, основанный на оценке риска: Вдохновленный системой управления безопасностью полетов авиации (SMS), новый метод предлагает подход к установке тахографа, основанный на оценке риска. Ключевые принципы СУБП включают идентификацию опасностей, оценку рисков и их смягчение, а также обеспечение безопасности полетов (ИКАО, 2013). Аналогичным образом, новая методология предлагает систематическую процедуру выявления потенциальных опасностей при монтаже (например, неправильная калибровка, помехи другим устройствам), оценки связанных с ними рисков и принятия мер по их снижению.

Стандарты записи данных: По аналогии со строгими стандартами для бортовых самописцев, предлагаемая методология устанавливает подробные критерии для записи данных тахографа, гарантируя, что устройство фиксирует исчерпывающие и точные данные о работе транспортного средства и поведении водителя. Это включает требования к параметрам данных, хранению, извлечению и защите для обеспечения целостности и надежности данных.

Стандарты технического обслуживания: Опираясь на практику авиационного технического обслуживания, новый метод устанавливает четкие процедуры и стандарты технического обслуживания тахографов, включая калибровку, обновление программного обеспечения и ремонт. Как и в авиации, эти процедуры должны выполняться сертифицированным персоналом с ведением подробных записей для контроля качества и прослеживаемости.

Обучение: Новая методология подчеркивает важность обучения как для монтажного персонала, так и для водителей. Обучение будет охватывать такие аспекты, как надлежащие процедуры установки, понимание функций и показаний тахографа, а также осведомленность о нормативных требованиях.

Обратная связь и постоянное совершенствование: В соответствии с подходом авиации к безопасности полетов предлагаемая методология поощряет культуру обратной связи и постоянного совершенствования. Это предполагает регулярный мониторинг и оценку установки тахографа и его эффективности, а также принятие корректирующих мер, когда это необходимо.

Предлагаемая методология представляет собой сдвиг парадигмы от существующей практики автомобильного транспорта в сторону более систематического подхода, основанного на данных и ориентированного на безопасность. Следующий шаг включает в себя полевое тестирование этой методологии и ее доработку на основе полученных результатов и отзывов. Этому будет посвящен следующий раздел данной статьи.

Описание деталей новой методологии: Инструменты, процедуры и контроль качества

Предлагаемая методология включает элементы авиационных стандартов в практику установки и использования тахографов, уделяя особое внимание оценке рисков, целостности данных, техническому обслуживанию, обучению и постоянному совершенствованию. Конкретные используемые инструменты, процедуры и меры контроля качества описаны в этом разделе (рис. 7).

Рис. 7. Детали новой методологии

Инструменты:

Для оценки рисков можно было бы использовать программные средства, способные идентифицировать опасности и анализировать риски, используемые в системах управления авиационной безопасностью, или модифицировать их для использования при установке тахографа.

Для обеспечения целостности данных предлагаются криптографические средства защиты данных и защищенные протоколы связи, вдохновленные строгими мерами, применяемыми в авиации в отношении бортовых самописцев.

Для технического обслуживания и калибровки тахографов рекомендуется использовать передовые диагностические инструменты, чтобы обеспечить их точную работу и долговечность.

Процедуры:

Предлагаемый подход, основанный на оценке рисков, включает поэтапную процедуру: выявление опасности (потенциальные проблемы при установке тахографа), оценку риска (оценка воздействия и вероятности возникновения этих проблем), меры по смягчению последствий (действия по устранению или уменьшению рисков) и мониторинг (регулярные проверки для обеспечения эффективности мер).

Процедуры записи данных определяют особенности того, какие данные следует записывать, как их хранить и извлекать, а также меры по защите данных и конфиденциальности.

Процедуры технического обслуживания включают регулярные проверки рабочего состояния устройства, калибровку, обновление программного обеспечения и своевременный ремонт.

Контроль качества:

Для обеспечения качества установки тахографа предлагается подход с использованием контрольных списков, аналогичный предполетным проверкам в авиации. Контрольный список будет охватывать такие аспекты, как расположение устройства, подключение, калибровка и совместимость с другими устройствами в автомобиле.

Контроль качества записи данных включает в себя регулярные проверки для обеспечения точности, полноты и безопасности данных тахографа.

Качество технического обслуживания может быть обеспечено путем установления стандартов квалификации и обучения обслуживающего персонала, а также ведения подробных журналов технического обслуживания для обеспечения прослеживаемости.

Обучение:

Для монтажного персонала необходимо разработать программы обучения, охватывающие технические аспекты, оценку рисков и контроль качества.

Аналогичным образом, водители должны быть обучены функциям тахографа, интерпретации данных и важности соблюдения нормативных требований.

Постоянное совершенствование:

Регулярный мониторинг и оценка установок тахографов в сочетании с механизмом обратной связи обеспечат постоянное совершенствование методологии. Это включает в себя анализ данных тахографа, обратную связь от водителей и выводы из любых инцидентов.

Таким образом, эта новая методология, хотя и в значительной степени опирается на авиационные стандарты, контекстуально адаптирована к реалиям автомобильного транспорта. Она направлена на повышение строгости и систематичности подхода к установке и использованию тахографов, тем самым повышая безопасность дорожного движения.

Ожидаемые преимущества новой методологии

Ожидается, что предлагаемая методология, которая интегрирует авиационные стандарты в процедуры установки тахографов, принесет несколько существенных преимуществ (рис. 8):

Рис. 8. Ожидаемые преимущества новой методологии

  1. Повышенная безопасность: Наиболее заметным преимуществом принятия авиационных стандартов является потенциальное повышение безопасности дорожного движения. Уделяя особое внимание выявлению опасностей, оценке рисков и их смягчению, а также постоянному мониторингу, мы стремимся сократить количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с усталостью водителя и неправильной эксплуатацией транспортного средства.
  2. Улучшенная целостность и полезность данных: Новая методология подчеркивает важность точной и всесторонней регистрации данных, аналогично самописцам полетных данных в авиации. Это гарантирует, что данные тахографа являются надежными и могут эффективно использоваться для мониторинга поведения водителя, планирования графиков и разработки целенаправленных мероприятий по повышению безопасности.
  3. Совершенствование методов технического обслуживания: Внедрение стандартов технического обслуживания в авиации может привести к повышению долговечности и производительности тахографов. Регулярная калибровка, обновление программного обеспечения и ремонт, проводимые сертифицированным персоналом, могут свести к минимуму неисправности устройства и обеспечить оптимальную работу тахографов.
  4. Повышение соответствия нормативным требованиям: Ожидается, что благодаря всестороннему обучению водителей функциям тахографов и важности соблюдения требований новая методология улучшит соблюдение правил, касающихся времени вождения и периодов отдыха.
  5. Постоянное совершенствование: Культура обратной связи и постоянного совершенствования, заложенная в новой методологии, позволяет постоянно совершенствовать практику, основываясь на данных в режиме реального времени и отзывах заинтересованных сторон. Это означает, что методология поддается адаптации и может эволюционировать в ответ на изменяющиеся условия и возникающие потребности.
  6. Переносимость: Хотя методология разработана для установки тахографа, принципы и процедуры потенциально могут быть применены к другим аспектам управления транспортными средствами и автопарком, тем самым повышая общую безопасность и эффективность.

Таким образом, предлагаемая методология предлагает комплексный и системный подход к установке и использованию тахографа. Перенимая опыт авиации, отрасли, известной своей культурой безопасности, мы можем добиться значительных успехов в повышении безопасности дорожного движения.

Обсуждение результатов

Обсуждение результатов сосредоточено на сравнении принципов и процедур предлагаемой методологии с существующей практикой и данными по установке и использованию тахографов.

Повышение безопасности: Существующие методы установки тахографов в первую очередь ориентированы на технические аспекты с меньшим акцентом на систематический подход, основанный на оценке рисков. Напротив, предлагаемая методология, основанная на системах управления безопасностью полетов авиации, выдвигает безопасность на первый план благодаря процедурам идентификации опасностей, оценки рисков и их смягчения, а также постоянному мониторингу.

Целостность и полезность данных: В существующей практике отсутствуют строгие стандарты записи, хранения и защиты данных, обычно применяемые в авиации. Наша методология устраняет этот пробел, предлагая комплексные и безопасные процедуры регистрации данных для обеспечения точных, надежных и полезных данных тахографа в целях мониторинга и планирования.

Стандарты технического обслуживания: В современной практике технического обслуживания тахографов часто отсутствуют строгие стандарты, применяемые в авиации. Новая методология решает эту проблему путем включения процедур и стандартов технического обслуживания, аналогичных авиационным, включая квалификационные требования к обслуживающему персоналу и подробные журналы технического обслуживания для обеспечения прослеживаемости.

Обучение: Хотя обучение является элементом существующей практики, предлагаемая методология расширяет его охват и глубину, охватывая не только технические аспекты установки тахографа, но и оценку рисков, интерпретацию данных и соблюдение нормативных требований.

Постоянное совершенствование: Это новый аспект, привнесенный нашей методологией. Внедряя культуру обратной связи и постоянного совершенствования, это гарантирует, что процедуры регулярно оцениваются и совершенствуются на основе данных в режиме реального времени и отзывов заинтересованных сторон, что обычно не встречается в существующих методах установки тахографов.

В заключение, хотя предлагаемая методология согласуется с широкими целями существующей практики – повышением безопасности дорожного движения и соблюдением нормативных требований, – она представляет собой значительный отход от ее подхода. Интегрируя принципы авиационных стандартов, она уделяет повышенное внимание безопасности, целостности данных, техническому обслуживанию и постоянному совершенствованию. Потенциальные последствия этих различий и области для будущих исследований будут обсуждаться в следующем разделе.

Предложения по будущим исследованиям

Основываясь на этом теоретическом исследовании, открывается несколько путей для будущих исследований, направленных на проверку осуществимости и эффективности предложенной методологии и дальнейшее совершенствование практики установки тахографов.

  1. Эмпирическая валидация: Наиболее насущной потребностью является эмпирическое исследование для валидации предлагаемой методологии. Это включало бы экспериментальное внедрение методологии в реальных сценариях для проверки ее практичности, эффективности в повышении безопасности, целостности данных, стандартов обслуживания и соответствия требованиям, а также ее приемлемости среди заинтересованных сторон.
  2. Сравнительные исследования: Дальнейшие исследования могли бы также включать сравнительные исследования для оценки новой методологии в сравнении с существующей практикой в различных контекстах – различные типы автопарков, различные нормативные условия и так далее.
  3. Использование технологий: Поскольку технологии продолжают развиваться, исследования должны изучить, как новые разработки могут быть использованы в рамках нашей методологии. Например, как новые технологии в области шифрования данных, телематики транспортных средств или машинного обучения могут повысить целостность данных, полезность и безопасность тахографов?
  4. Расширение для других приложений: Еще одной областью исследования мог бы стать потенциал применения авиационных стандартов к другим аспектам управления транспортными средствами и автопарком. В случае успеха в контексте тахографов это могло бы открыть возможности для повышения безопасности и эффективности во всем транспортном секторе.
  5. Механизмы обратной связи: В исследованиях можно было бы также изучить наиболее эффективные механизмы обратной связи для обеспечения постоянного совершенствования методологии. Это включает в себя определение наиболее важных показателей эффективности, методов анализа данных и каналов сбора и распространения обратной связи.

В заключение, хотя в этом теоретическом исследовании предлагается новая методология установки тахографа, основанная на авиационных стандартах, реальной проверкой ее ценности будет ее внедрение. Это обеспечивает богатую программу будущих исследований, многообещающие возможности для повышения безопасности дорожного движения, эффективности и соблюдения нормативных требований.

Заключение

В этом исследовании представлены теоретические основы новой методологии установки тахографов, включающей принципы и стандарты авиационной промышленности. Центральная предпосылка методологии заключается в том, что применение надежной культуры безопасности полетов в авиации, строгих стандартов регистрации данных и технического обслуживания, а также нацеленность на постоянное совершенствование могут существенно повысить безопасность и эффективность автомобильного транспорта.

Предлагаемая методология обладает рядом ожидаемых преимуществ по сравнению с существующей практикой, включая повышенную безопасность, улучшенную целостность данных и полезность, более строгие методы технического обслуживания и повышенное соответствие нормативным требованиям. Сравнение предлагаемых принципов и процедур с существующими данными и практикой показало, что, хотя новая методология соответствует широким целям существующей практики, она представляет собой значительную эволюцию в своем подходе.

Однако настоящая лакмусовая бумажка методологии заключается в ее эмпирическом подтверждении. Будущие исследования должны быть сосредоточены на проверке практичности и эффективности предлагаемой методологии в реальных сценариях. Сравнительные исследования, технологические достижения, распространение на другие приложения и механизмы обратной связи также открывают многообещающие возможности для будущих исследований.

По сути, это исследование представляет собой теоретический шаг на пути к изменению парадигмы в практике установки тахографов. Перенимая опыт авиации, отрасли, известной своими высокими стандартами безопасности, можно добиться существенного повышения безопасности и эффективности дорожного движения. Это видение, хотя и амбициозное, представляет собой задачу, которую стоит решать ради достижения коллективной цели создания более безопасных и эффективных транспортных систем.

Список литературы

  1. Европейский парламент и Совет. (2006). Постановление (ЕС) № 561/2006 Европейского парламента и Совета от 15 марта 2006 года о гармонизации некоторых социальных законодательных актов, касающихся автомобильного транспорта. Официальный журнал Европейского союза.
  2. Европейский совет по безопасности на транспорте. (2016). Использование тахографа на автомобильном транспорте; обзор требований. ETSC, Брюссель, Бельгия.
  3. Комиссия ЕС. (2014). Постановление Комиссии (ЕС) № 165/2014 от 4 февраля 2014 года о тахографах на автомобильном транспорте. Официальный журнал Европейского союза.
  4. Бротон Дж., Бауган К., Пирс Л., Смит Л. и Бакл Г. (2009). Безопасность дорожного движения, связанная с работой: систематический обзор литературы об эффективности вмешательств. Профилактика травматизма, 15 (6), 407-414.
  5. Книплинг Р. Р., Бойл Л. Н., Хикман Дж. С., Йорк Дж. С., Дэчер К., Олсен Э. С. и Прайли Т. Д. (2012). Усталость водителя коммерческого грузовика, бдительность и риск аварии. Журнал исследований безопасности, 43 (2), 71-84.
  6. Комиссия ЕС. (2010). Постановление Комиссии (ЕС) № 1266/2009 от 16 декабря 2009 года о применении правил, касающихся тахографов на автомобильном транспорте. Официальный журнал Европейского союза.
  7. ЕЭК ООН. (2010). Установка тахографа в транспортные средства. Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН.
  8. ИКАО. (2013). Руководство по управлению безопасностью полетов (SMM) (Doc 9859). Международная организация гражданской авиации.
  9. FAA. (2019). Руководство по речевому самописцу кабины пилота (приказ FAA 8100.15B). Федеральное управление гражданской авиации.
  10. FAA. (2017). Руководство специалиста по техническому обслуживанию авиации (FAA-H-8083-30A). Федеральное управление гражданской авиации.
  11. Блэкман Р., Попкин С. М. (2013). Тахографы: недоиспользуемый ресурс для управления безопасностью полетов. Исследование транспорта, часть F: Психология дорожного движения и поведение, 19, 74-84.
  12. Тернер Б., Тейлор Дж. (2017). Бортовые регистраторы данных для мониторинга и обратной связи: безопасное и экологичное вождение. Журнал исследований безопасности, 61, 95-101.
  13. Мутер И., Дюлак Н., Марш Т. (2007). Изучение эффективности мер по повышению культуры безопасности дорожного движения при эксплуатации коммерческих транспортных средств. Наука о безопасности, 45 (10), 1019-1034.
  14. Европейское агентство авиационной безопасности. (2015). Непрерывные стандарты поддержания летной годности. Кельн: EASA.
  15. Смит Т., Мэддокс Р. (2012). Внедрение систем управления безопасностью полетов в авиации. Эшгейт изучает человеческий фактор при выполнении полетов. Ратледж.
  16. Ли Дж. Д., см. К. А. (2004). Доверие к автоматизации: Проектирование с учетом надлежащей надежности. Человеческий фактор, 46 (1), 50-80.
  17. Морган Дж. Ф. (2010). Анализ множества факторов, влияющих на удержание на веб-курсах общественного колледжа. Интернет и высшее образование, 13 (4), 233-245.
  18. Торнос Дж. Л., Старр А. (2010). Техническое обслуживание транспортного средства: Безопасность превыше всего. Профессиональная безопасность, 55 (2), 28-34.
  19. Тахограф. Руководство по монтажу АВЛГ 816.00.00 РМ. Incotex electronics group. 2015, 3-12.

Поделиться

Метелица М. С. Практические аспекты установки тахографов: новая методика с учетом авиационных стандартов // Актуальные исследования. 2023. №25 (155). URL: https://apni.ru/article/7023-prakticheskie-aspekti-ustanovki-takhografov

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (207)

Прием материалов

15 июня - 21 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

26 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 июля