Главная
Конференции
Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий
Формирование готовности старшеклассников к действиям в чрезвычайных ситуациях те...

Формирование готовности старшеклассников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера

Автор(-ы):

Ракова Екатерина Михайловна

Хасанов Руслан Темурович

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

терроризм
террористическая деятельность
чрезвычайная ситуация
ситуационная готовность
установка

Аннотация статьи

Исследование актуализирует вопросы изучения процесса формирования готовности старшеклассников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера.

Текст статьи

История терроризма уходит в глубокую древность. Одно из его первых упоминаний связано с терактами, совершёнными в 66-73 годах до н.э. еврейской политической группировкой зелотов, сражающихся насильственными методами против римлян за автономию Фессалонии [1, c.68].

В истории можно найти множество примеров терактов в самых разных проявлениях: массовых и индивидуальных, анархических и государственных. Существовал терроризм, гнездящийся в национальных традициях (мафия на Сицилии, Курдские общины, Чеченские тейпы). Ряд террористических организаций носил революционную окраску (карбонарии в Италии, народничество в России). Более того, терроризм облачался даже в романтические формы, суть которых заключалась в необходимости национального освобождения, борьбы за справедливость. В середине XIX века появились и теоретики терроризма. Так Карл Гей-цен, отвергая понятие морали, провозглашал правомерность террора против господствующего класса. Дошедший до наших дней терроризм приобретает все более жестокие формы. Однако в современных условиях терроризм в любых его формах приобретает политическое звучание, так как он:

  • подрывает систему государственной власти;
  • криминализирует общество;
  • оказывает негативное морально- психологическое воздействие на население [4, c.62].

Понятие «терроризм» произошло от латинского слова «tеггог» – страх, ужас. Характерной особенностью и вместе с тем бесчеловечной сущностью терроризма является то, что для достижения своих целей террористы используют страх, ужас, а зачастую и гибель совершенно других, большей частью не причастных людей или материальных ценностей.

Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

2) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

5) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им; Террористической акт, как правило, является завершающим этапом террористической операции [6, c.97].

В Российской Федерации (РФ) борьба с терроризмом осуществляется Федеральной службой безопасности (ФСБ), Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), Министерством внутренних дел (МВД), Министерством обороны (МО), Службой внешней разведки (СВР), Федеральной службой охраны (ФСО), Федеральной пограничной службой (ФПС), а также другими органами исполнительной власти. Общее руководство осуществляет Правительство Российской Федерации.

Борьба с терроризмом в РФ осуществляется в целях:

1) защиты личности, общества и государства от терроризма;

2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации её последствий;

3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Учитывая возможность совершения террористических актов и иных преступлений на территории общеобразовательного учреждения (далее – объектов), их руководителям надлежит совместно со специалистами МЧС, ФСБ и МВД России разработать инструкции и планы действий на случай возникновения различных видов чрезвычайных ситуаций [2, c.202].

«Термин (готовность) описывает тот факт, что организмы лучше приспособлены к ассоциированию определенных сочетаний стимулов и реакций». Анализируя термин можно разъяснить, то, что сочетание стимулов и реакций могут предвещать опасность.

Готовность человека к успешным действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, наличия подробной информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в экстремальной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является неполная информация. Заблаговременно предоставленная информация о способах действий в чрезвычайных ситуациях террористического характера способствует повышению эффективности действий [3, c.21].

Процесс формирования состояния готовности к деятельности представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий:

  • осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной другими людьми задачи;
  • осознание целей выполнения задач, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;
  • осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие события, актуализация опыта, связанного с решением задач и выполнением требований подобного рода;
  • определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее рациональных и возможных (вспомогательных) способов решения задач или выполнения требований;
  • прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;
  • мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение веры в успешное достижение цели [7, c.89].

Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

Анализ педагогической литературы по проблеме показывает, что старшие школьники признаются наиболее сенситивной возрастной категорией, в контексте формирования готовности к адекватным действиям в экстремальных условиях. Поскольку именно в этом возрасте происходит усвоение важнейшей информации, связанной с обеспечением собственной безопасности, определяются фундаментальные жизненные принципы, происходит интенсивная работа над формированием своей личности, вырабатывается индивидуальный стиль поведения, развивается критичность мышления, интенсивно формируется способность к самопознанию и самосознанию. То есть существует основа для проявления сознательной индивидуальной активности в области подготовки к экстремальным ситуациям. Старший школьный возраст является переломным в формировании готовности к экстремальным обстоятельствам.

Основой опытно-экспериментальной базы исследования являлась МОБУ «СОШ №19» г. Оренбурга. В исследовании приняли участие учащиеся 10-х классов в количестве 46 человек. Цель проведения работы заключалась в обосновании и экспериментальной апробации программы по формированию готовности старших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера.

На данном этапе эксперимента был проведен тест А. Латчук «Оценка знаний учащихся» для выявления уровня знаний учащихся по вопросам терроризма. При обработке результатов данного теста мы получили следующие показатели:

Высокий уровень знаний имели 17,3% учащихся контрольной группы, и 21.7% учащихся экспериментальной группы.

Средний уровень знаний составил – 39,1% учеников в контрольной группе, 30.4% – в экспериментальной.

Низкий уровень знаний преобладал как в контрольной, так и в экспериментальной группах. У учащихся контрольной группы 43,7% человек, у учащихся экспериментальной – 47,8%.

В результате нашего исследования было выявлено, что формирование готовности старших школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера наиболее эффективно осуществлять по следующим направлениям:

  • Повышение уровня знаний учащихся по вопросам терроризма;
  • Формирование волевых качеств личности;
  • Формирование нервно-психической устойчивости необходимой для адекватных действий в условиях чрезвычайной ситуации, снижение риска дезадаптации в стрессе;
  • Формирование мотивации на избегание неудач.

Старшие школьники признаются наиболее сенситивной возрастной категорией в контексте формирования психологической готовности к действиям в экстремальных условиях, поскольку именно в этом возрасте происходит усвоение важнейшей информации связанной с обеспечением собственной безопасности. Определяются фундаментальные жизненные принципы, происходит интенсивная работа над формированием своей личности, вырабатывается индивидуальный стиль поведения, развивается критичность мышления, интенсивно формируется способность к самопознанию и самосознанию, то есть существует основа для проявления сознательной индивидуальной активности в области подготовки к экстремальным ситуациям.

Список литературы

  1. Артамонов, В.Н. Психология безопасности: теоретические основы практической помощи человеку в экстремальной ситуации / В.Н. Артамонов. - М.: Просвещение, 2015. – С.67-68.
  2. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – С.202-207.
  3. Васильева, Т.П. Исследования состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях / Т.П. Васильева // ОБЖ. – 2016. - №7. – С. 21-22.
  4. Давиденко, Д. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие / Д. Давиденко // ОБЖ. – 2016. - №3. – С. 62.
  5. Дереклеева, Н.И. Транснациональные преступления как угроза национальной безопасности / Н.И. Дереклеева. – М.: «ВАКО», 2017. – 37с.
  6. Джонсон, Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон. – СПб.: Экономическая школа, 2013. – 223с.

Поделиться

2287

Ракова Е. М., Хасанов Р. Т. Формирование готовности старшеклассников к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 мая 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 144-147. URL: https://apni.ru/article/703-formirovanie-gotovnosti-starsheklassnikov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля