Проблема социального здоровья и физического состояния населения сегодня имеет высокую степень актуальности. Особое беспокойство вызывает социальное нездоровье молодого поколения. В России возникла ситуация, характеризующаяся тем, что молодежь, которая закономерно должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является [1, c. 60]. В связи с высокой степенью учебной нагрузки у большинства студентов в последние годы наблюдается недостаточная двигательная активность, что обусловливает развитие гипокинезии. Это значимый фактор риска в развитии различных заболеваний, снижении умственной и физической работоспособности человека.
Как показывает современная действительность, студенчество является наиболее уязвимой частью молодежи, поскольку сталкивается с рядом трудностей, связанных с невысокой двигательной активностью (статичная поза учеников за столами на занятиях), увеличением учебной нагрузки, проблемами в социальном и межличностном общении и др. [2, с. 22].
На сайте Министерства науки и высшего образования РФ 14 марта появился приказ [4] о новых правилах организации образовательной деятельности в российских вузах. Чтобы предупредить распространение COVID-19, руководителям высших учебных заведений предписано предусмотреть индивидуальные каникулы для студентов, а все взаимодействие обучающихся и преподавателей в образовательном процессе организовать дистанционно. Данная система была введена с 16 марта 2020 г.
Данные меры были предприняты Правительством в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Необходимо отметить, что дистанционное образование становится способом защиты студентов и преподавателей от необходимости ездить в общественном транспорте и встречаться в заполненных аудиториях (поскольку вирус передается воздушно-капельным путем). Таким образом, все образовательные организации России: школы, колледжи, техникумы, вузы перешли на удаленный режим работы (самоизоляцию).
При реализации тех дисциплин, которые не нуждаются в очных практических занятиях и могут быть «оцифрованы» (как правило, имеющие теоретический блок) не возникло особых трудностей, особенно у преподавателей, владеющих дистанционными технологиями. Однако, многие преподаватели столкнулись с проблемой «Как преподавать физическую культуру?». В связи с переходом на дистанционное обучение студенты большую часть времени проводят за компьютером, в «сидячем» положении, что влечет за собой гиподинамию, заболевания глаз, искривление позвоночника и т.д. [2].
Практика показала, что введение режима самоизоляции ограничивает занятия двигательной активностью на улицах, спортивных площадках, а это значит, что единственное место, где разрешено заниматься – это место проживания студента.
В связи с вышесказанным, целью данного исследования явилось изучение ключевых проблем студенческой молодежи в связи с организацией образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в формате дистанционного обучения.
При разработке новых форм работы были учтены современные теории обучения и воспитания, проанализированы интерактивные и социоигровые методы работы с обучающимися [3, с.127].
Для решения поставленной цели авторами была разработана анкета для студентов, направленная на выявление проблем, с которыми они сталкиваются в процессе реализации дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура».
В анкетировании приняло участие 850 студентов (девушки и юноши) в возрасте от 17 лет до 21 года (I-IV курс) Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан).
Студентам было предложено ответить на следующие вопросы:
- С какими трудностями Вы столкнулись, выполняя задания по дисциплине «Физической культуре»?
- Готовы ли вы выполнять физические упражнения по видеоконференции в групповой форме в назначенное время?
- Какие упражнения вы бы хотели выполнять, но в условиях самоизоляции это невозможно?
- Ваши предложения по реализации данной дисциплины в условиях самоизоляции.
Полученные данные проанализированы и представлены в результатах исследования.
Анализ анкет показал следующее: 20% студентов ответили, что у них не возникло проблем при выполнении упражнений, 80% - столкнулись с рядом проблем: маленькая площадь проживания, некому вести видеосъемку, мешают родители, братья, сестры, дети и др.
Ответы о готовности студентов выполнять упражнения через использование видеосвязи в «присутствии» одногруппников и преподавателей распределились следующим образом, 10% – согласны с такой формой занятия, 90% студентов выразили нежелание к такой форме по различным причинам: «насмешки» при выполнении упражнений, невозможность выделить именно это время для занятий, нежелание «приглашать» гостей дистанционно и многие другие причины.
На вопрос: «Какие упражнения вы хотели бы выполнять, но в условиях самоизоляции это сделать проблематично?» выбор студентов был различный: бег, спортивные игры, занятия в тренажерном зале.
На последний вопрос студенты предлагали «теоретизировать» данную дисциплину, предлагая проведение лекций и составление тестов.
Нами было рассмотрено две формы работы со студентами для реализации данной дисциплины в режиме самоизоляции: групповая и индивидуальная работы.
Групповая работа, предполагает работу видеоконференции в «ZOOM», «Whatsapp», где преподаватель в назначенное время вместе со студентами учебной группы выполняет комплекс упражнений.
При реализации данного подхода, авторы столкнулись с рядом проблем, которые мы классифицировали следующим образом – рисунок.
Рис. Основные проблемы студентов при проведении занятий по физкультуре через видеоконференции в «ZOOM», «Whatsapp»
Анализ проблем студентов, позволяет констатировать, что жилищные условия у всех разные, не каждый хотел бы, пусть даже и дистанционно, «приглашать» к себе незваных гостей.
Семейные проблемы существуют у студентов, проживающих совместно с родителями, родственниками и имеющими младших братьев или сестер. Это связано с тем, что довольно часто непонимание родственниками необходимости выполнения комплексов упражнений вызывают насмешки и непонимание, тем самым вызывая дискомфорт у занимающегося.
Студенты, уже создавшие собственные семьи, также испытывают трудности, поскольку ребенок думает, что мама играет и мешает ей.
С техническими проблемами столкнулись не только студенты, но и преподаватели физической культуры, пожалуй, это самая актуальная проблема всего процесса перехода на дистанционное образование. Но, в отличие от других дисциплин в выполнении заданий по физической культуре она более остра. При выполнении упражнений студент должен встать так, чтобы его было видно, передвигаться в рамках обзора камеры и др.
К материальным проблемам авторы отнесли отсутствие необходимого спортивного инвентаря, хотя можно подобрать и такие упражнения, которые не требуют дополнительного оборудования.
Проблемы недостатка времени, как и технические, на первом месте среди перечисленных. Это связано с тем, что на дистант переведены все дисциплины, поэтому у студентов уходит довольно много времени на чтение лекций, выполнение практических заданий, решение тестов. Тогда как при очном обучении студентам было обучаться намного легче и времени тратилось также значительно меньше.
К личностным проблемам авторы отнесли стеснительность/ застенчивость, внешний вид и другие проблемы. Здесь целесообразно подчеркнуть, что современные телефоны оснащены способностью записывать видео, и конечно, выполняя определенное упражнение, студент может находиться не совсем в эффектной позе, что нередко приводит к насмешкам со стороны одногруппников.
Исходя из вышеизложенного, нами был рассмотрен и организован второй вариант реализации дисциплины «Физическая культура» в условиях самоизоляции, а именно: дистанционно – индивидуальная работа. Здесь нами преследовалась цель – поддержание двигательной активности в условиях самоизоляции.
Для проведения занятий дистанционно авторами был предложен комплекс упражнений для разминки перед каждым занятием.
Затем студентам предлагаются занятия по двум направлениям (направления чередуются). Первое направление: преподаватель предлагает комплекс упражнений, в котором конкретное количество выполнений и подходов, а также описана техника выполнения. Студенту необходимо не только их выполнить, но и зафиксировать выполнение на видео, которое отправить преподавателю. Данное направление, обращено на выполнение студентами необходимых упражнений для той или иной группы мыщц.
Второе направление: преподаватель предлагает студенту создать и выполнить свой комплекс упражнений, например, на укрепление мышц спины и живота, и прислать видеоотчет преподавателю с письменным ответом, который будет содержать упражнения и их технику выполнения, выбранных упражнений. Данное направление нацелено на самостоятельный подбор упражнений, которые студенты способны и могут выполнить как физически, так и согласно своим возможностям, например, с использованием имеющегося спортивного инвентаря и др.
В связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой в стране население вынуждено ограничить свою повседневную двигательную активность: выход на улицу только по необходимости; обучение и работа на дому; запрещены посещения спортивных площадок, культурно-массовых мероприятий и др.
Переход на дистанционное обучение студентов характеризуется повышением времени проведения за компьютером, что никак не может позитивно влиять на их физическое состояние. Статичный образ жизни и низкий уровень физической активности оказывают негативное влияние на их здоровье, благополучие и качество жизни, а самоизоляция вызывает дополнительный стресс и ставит под угрозу психическое здоровье молодежи.
В данном случае нельзя не отметить то, что магаданские студенты проживают в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера и уровень хронических заболеваний (заболевания эндокринной системы, сердечно-сосудистые заболевания, астма, заболевания почек и т.д.) у них гораздо выше, чем у их сверстников, проживающих в центральных районах страны [1].
Физическая активность и методы расслабления могут быть ценными инструментами, помогающими сохранять спокойствие и защищать здоровье в этот период. Для поддержания физической активности авторы выбрали индивидуальную работу со студентами с использованием информационных технологий. Студенты с удовольствием выполняют предложенные задания, а некоторые творчески отнеслись к выполнению заданий: ускоряют темп видео, накладывают музыку и др.
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что организация дистанционного обучения требует от преподавателей разработки новых форм и методов работы со студенческой молодежью.