Главная
АИ #40 (170)
Статьи журнала АИ #40 (170)
Специфика нарушений интонационной выразительности речи у детей дошкольного возра...

Специфика нарушений интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

общее недоразвитие речи
дизартрия
ринолалия
афазия
интонация
нарушение речи
нарушение интонационной выразительности речи

Аннотация статьи

В статье раскрывается понятие общего недоразвития речи и особенностей интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с данными нарушениями. Приводятся примеры нарушения интонационной выразительности речи детей с ОНР.

Текст статьи

Онтогенез языковой системы ребенка дошкольного возраста может протекать дисгармонично, выражаясь в речевой патологии. Р.Е. Левиной были описаны различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов звуковой и смысловой стороны речевой системы при нормальном слухе и интеллекте – общее недоразвитие речи [4].

Термин «ОНР» не отражает причин и течения речевого нарушения, а лишь свидетельствует о картине его проявлений. За ним могут скрываться разнообразные речевые расстройства: алалии, тяжелые формы дизартрии и ринолалии [4].

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что с клинической точки зрения заключение ОНР имеет место при дизартрии.

Г.В. Бабина определила нарушения просодии при разных формах дизартрии. При псевдобульбарной паретической дизартрии отмечается резкое нарушение интонационной выразительности в виде монотонности, невыразительности, голос слабый, тихий, назализованный. При ригидной форме дизартрии наблюдается смазанность, замедленность, невнятность речи. При гиперкинетической – темп ускоренный, голос треморирующий, иногда визгливый [2].

Мозжечковая дизартрия характеризуется грубо нарушенной темпо-ритмической стороной речи, отмечается замедленный темп, голос назализованный и хриплый. При стертой форме псевдобульбарной дизартрии наблюдается нарушение интенсивности (тихий или громкий), наличие назального оттенка, появления фальцета на фоне грудного регистра. Общее звучание невыразительно, смазанное.

При стертой дизартрии, по мнению Л.А. Поздняковой, нарушения воспроизведения интонационных средств, преобладают над трудностями восприятия. Общим для детей является нарушение просодической стороны речи, что является диагностическим критерием при дифференциации стертой дизартрии и дислалии. В экспрессивной речи остаются относительно сохранными использование значительного диапазона частоты основного тона, мелодического контура повествовательных и несколько «сглаженных» вопросительных предложений [2].

Отмечаются нарушения первичных качеств речевого тембра: «придыхательность», «охриплость», «назальность», «приглушенность», «шепотная» окраска голоса и сложности в произвольном изменении тембровой окраски голоса, передающей субъективное отношение к высказыванию.

В работах Е.М. Мастюковой, посвященных изучению речи детей с дизартрией, отмечаются нарушение у них темпа речи, а также трудность использования динамического, ритмического и мелодического ударений.

Е.Э. Артемовой выделены 4 степени сформированности просодической стороны речи у дошкольников с ОНР [1]:

  • 1 степень (низкая) – грубые нарушения просодических компонентов;
  • 2 степень (недостаточная) – изменения голоса носят незначительный характер;
  • 3 степень (средняя) – непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам;
  • 4 степень (высокая) – сформированность всех просодических характеристик.

Исследования подтверждают неоднородность и вариативность нарушений просодики у дошкольников со стертой дизартрией, с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим нарушением. Вместе с тем обнаружена корреляционная зависимость просодической стороны речи и выраженности речевого дефекта [4].

У детей с ОНР третьей группы также отмечается и моторная алалия [3]. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

При моторной алалии речь мало модулирована, невыразительна, монотонна, встречаются случаи нарушения темпа и ритма, неправильной постановки логического ударения. Ребенок с алалией испытывает сложности интонационного оформления произвольного высказывания (самостоятельная, спонтанная, выразительная), наблюдается невнятность речи из-за плохой артикуляции, нарушение паузирования, темпа, ритма речевого потока.

При ОНР может наблюдаться эфферентная моторная афазия, которая возникает при поражении заднелобных отделов коры мозга (44 поле – зона Брока) – премоторной зоны коры головного мозга. При афазии наблюдаются следующие нарушения просодики речи: нарушения ударения, ритмико-мелодической структуры, интонации: голос плохо модулирован, слоги равноударные, речь скандированная [2].

Ринолалия (от греч. rhinos – нос, lalia – речь) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия является тяжелым видом нарушений челюстно-лицевой области, врожденная расщелина губы и неба влияет на общее развитие ребенка и сопутствует нарушению многих функциональных систем организма – прежде всего, речевой, а также мышечной, слуховой, дыхательной и других [4].

При ринолалии изменяется носовой резонанс. Голос приобретает носовой оттенок, степень назализации разная, наблюдается нарушение высоты, силы, тембра голоса, интонации. Голос при ринолалии глухой, монотонный, слабый, не модулированный. Отмечается монотонность и не эмоциональность речи [1]. Е.П. Васильева, Г.В. Чиркина отмечают, в структуре речевого дефекта при врожденной расщелине губы и неба, нарушения акустических свойств голоса и компонентов интонации [4].

Таким образом, можно судить о характере искаженного развития интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР. Безусловен факт особого, стойкого специфичного характера интонационных нарушений, что существенным образом влияет на коммуникацию, и практически всегда приводят к тем или иным нарушениям как устной, так и письменной речи.

Список литературы

  1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Монография. – М., МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
  2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331с.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
  4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Учпедгиз, 1967. – 283 c.

Поделиться

1159

Краснобородкина Е. А. Специфика нарушений интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2023. №40 (170). Ч.II.С. 37-39. URL: https://apni.ru/article/7138-spetsifika-narushenij-intonatsionnoj-virazite

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января