Как учителя могут планировать и управлять процессом обучения, преподавать иностранный язык, мотивировать учащихся в изучении иностранного языка; почему планирование урока важно для учителя и учащихся; роль учителя на разных этапах обучения учащихся, помощь учащимся в процессе обучения иностранному языку и овладении навыками общения на иностранном языке, какие источники учителя могут использовать в процессе преподавания. Эти и многие другие вопросы должны учитываться в процессе преподавания иностранного языка и решаться благодаря современным технологиям обучения иностранному языку с учётом требований ФГОС.
Требования ФГОС определяют основные подходы к преподаванию иностранного языка:
- системно-деятельностный,
- личностно-ориентированный,
- коммуникативно-ориентированный (коммуникативный – формирование компетенций, отражающих лингвистические, дискурсивные и социо-культурные возможности; когнитивный – формирование представлений о системе языка),
- компетентностный (формирование коммуникативной компетенции – речевой компетенции, языковой компетенции).
Освоение коммуникативной, социо-культурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций способствует формированию общеучебных и универсальных навыков, мотивации к самостоятельному поиску новых знаний, приобретению навыков социального взаимодействия и формированию общекультурной компетенции.
Выделяют 4 вида универсального учебного действия:
- личностное (самоопределение смысла образования для каждого),
- регулятивное (формирование навыков организации своей деятельности, умения определять цели, оценивать результаты и свои действия),
- познавательное (навыки работы с информацией – формы и способы познания, поиск, исследование, систематизация, обобщение и использование),
- коммуникативное (способы взаимодействия с людьми; речевой – способность описания, объяснения, доказательства и убеждения – и организационный компонент).
Если в прошлых программах делался упор на обсуждение и высказывание по определённой теме, то сейчас – на обыгрывание реальных ситуаций, основываясь на методике построения диалогической речи.
Системный подход предполагает формирование личностной, учебно-предметной и метапредметной компетенций, формирование общепрофессиональных и профессиональных навыков.
Использование тематики социо-культурной направленности ведёт к формированию личностной, познавательной и профессиональной компетенций.
Самостоятельная работа с текстом, умения рефлексии и самоконтроля ведёт в свою очередь к формированию личностной, регулятивной и познавательной компетенций.
Проектная деятельность способствует формированию личностной, регулятивной, познавательной, коммуникативной компетенций.
Игровая функция формирует практически все компетенции, которые прописаны в ФГОС.
Уместно сказать о составляющих методики эффективного изучения иностранного языка:
- программы и дидактические средства, которые должны отражать изменения, происходящие в языке,
- методики, которые способствуют коммуникации в реальных ситуациях общения,
- эффективные методики работы над фонетикой и грамматическим материалом: правила, встроенные в систему логического построения языка,
- методики, формирующие межпредметные связи (т.к. иностранный язык включается в разные области знаний),
- лексика и темы социо-культурной направленности,
- навык самостоятельной работы,
- навык рефлексии и самоконтроля,
- игровая составляющая в дидактическом материале.
Говоря об общих требованиях к выбору учебных и дидактических материалов, структура и содержание учебно-методического комплекса по иностранному языку обязательно должны строиться на системном принципе построения процесса обучения:
- базовый учебник и дополнительные материалы к нему,
- аудиоматериалы, записанные носителями языка,
- рабочая тетрадь к каждому курсу,
- дополнительные демонстрационные материалы,
- руководство для учителя с разъяснениями.
Структура учебно-методического комплекса для начальной школы включает в себя: первый раздел – фонетический курс, следующие разделы – обучающие темы, правила и упражнения, в конце учебника – дополнительные материалы: словарь, маленькие тексты, загадки, высказывания, использующие лексику курса и т.д. Содержание рабочей тетради должно поддерживать материал учебника и собственные дополнительные материалы. Книга для родителей подразумевает деятельность по различным видам речевой деятельности и дополнительные материалы, печатные и электронные (сайты, игры, мультфильмы и фильмы на изучаемом языке).
Структура учебно-методического комплекса для средней школы: базовый учебник, рабочая тетрадь, аудиоматериалы к учебнику и рабочей тетради, руководство для учителя и дополнительные демонстрационные материалы (карточки, интерактивные диски и т.д.). Задача на данном этапе – увеличить объём знаний и умений по иностранному языку и замотивировать к его изучению: с одной стороны, использование игрового и иллюстративного материала с визуальной и текстовой опорой, средств аудирования, а с другой стороны – постепенный переход к академическим формам преподавания и изучения иностранного языка: использование обобщающих схематических таблиц правила и грамматической системы, краткое изложение теории по грамматике на русском языке в конце базового учебника или в отдельном пособии, использование актуальных реплик-клише, творческие задания в рабочей тетради по материалам учебника и дифференцированные задания. Таким образом, совмещение нескольких видов речевой деятельности на основе интегрированного подхода.
Учебно-методический комплекс для старшей школы подразумевает изучение иностранного языка на базовом (закрепление и поддержание уровня владения иностранным языком в формате ЕГЭ) и углублённом уровне (развитие языковых навыков и готовности продолжения изучения иностранного языка в средней школе и высшей профессиональной школе).
Что касается технологии проведения урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС, следует начать с подготовки к уроку:
- создание интересной, творческой атмосферы на уроке (имеем в виду эмоциональное состояние преподавателя и учащихся),
- сформулирование цели занятия для себя и для учащихся (учить не только языку, но и с помощью языка – изучение языка не цель, а средство приобретения навыков, необходимых в жизни).
Ведь компетенции в ФГОС – ориентация на применение знаний, полученных на занятиях: например, социальный навык (научить общаться), формирование критического мышления, приобретение профессиональных навыков – основная цель самого процесса обучения иностранного языка. Эффективность обучения иностранному языку зависит от заинтересованности учащихся в той деятельности, которую ему предлагает учитель (поисковая работа, исследование, которое проводит сам учащийся).
Методика организации урока:
- вступительное слово,
- работа с текстами, упражнениями и другие виды образовательного процесса,
- подведение итогов.
Работа на занятии предполагает разнообразные средства обучения, чтобы донести материал до учащихся с разными когнитивными навыками и способностями, что подразумевает разные формы и виды заданий. Например, работа с карточками задействует разные каналы восприятия информации; интерактивные постеры или плакаты – эффективное восприятие информации; элемент игры (игра – вид деятельности с определённой целью и с элементами развлечения; 2 вида: соревнование – пытаются превзойти соперника в достижении этих же целей, и сотрудничество – работают вместе над одной целью), использование коммуникативных игр (акцент на успешное общение, а не концентрация на языковых ошибках), игра как элемент обучающей программы (игра – кульминация урока или темы, а значит – использование отработанного материала; чтобы участвовать в игре, учащийся должен заговорить на иностранном языке), ролевые игры (выступление не от своего лица, а от имени героя – таким образом, снимается страх выступления перед аудиторией); использование диалоговых форм (изучение иностранного языка отличается коммуникативной направленностью – использованием диалогической речи, тем более эффективно, когда учащиеся сами подбирают слова и выражения по теме, которую нужно обсудить, чем разыгрывание и запоминание диалогов).
Все языковые проявления (грамматика, лексика, фонетика) должны находить свою материализацию: то, что учащийся говорит по теме урока, он должен сопровождать каким-то действием (суть этого метода в том, чтобы связать воедино навыки говорения, понимания и деятельности в процессе общения на иностранном языке, чтобы язык был непосредственно связан с конкретной деятельностью). Этому также способствует использование разных мультимедийных средств во время урока, дома у учащихся (чтобы повторить материал и сделать задания). В связи с выше перечисленным можно говорить о разных формах урока:
- стандартный,
- урок-игра,
- урок-состязание,
- урок-интервью.
И о разных подходах в использовании учебно-методического комплекса:
- познавательный (социо-культурный),
- развивающий,
- воспитательный,
- учебный.
Таким образом, современное обучение иностранному языку строится на интегрировании различных подходов и методов преподавания иностранного языка с целью формирования коммуникативной компетенции и развития навыков общения в свете формирования всесторонне развитой и гармоничной личности, успешно реализующей себя в обществе.