Творческий характер человеческого сознания

Творческий характер человеческого сознания

В статье предпринята попытка поиска взаимосвязи человеческой психики, сознания, интуиции и творческого начала. Приведены примеры проявления интуиции в теоретической и практической деятельности. За основу взят и собственный опыт реализации интуитивных решений в ходе творческого процесса.

Аннотация статьи
человеческое сознание
человеческая психика
понятие творчества
взаимосвязь элементов психики
психология творчества
Ключевые слова

Творчество – неотъемлемая характеристика человека разумного. Возможность преобразования зрительных образов в графические, мыслительных процессов в музыкальные, архитектурные, словесные воплощения – все это отличает нас от животного мира. На протяжении всей истории развития человечества творческий процесс был спутником прогресса и именно по величайшим достижениям в области различных видов искусства возможно проследить тенденцию развития человеческого общества, увидеть взлеты и падения человеческой культуры и взаимоотношений, раскрыть последствия глобальных и локальных исторических событий.

Понятие творчества неразделимо с понятием сознания. Именно осознание окружающего мира с его свойствами, законами и возможностями многие исследователи и определяют как творчество. Сознание неразрывно связано с психикой. Выдающийся отечественный психолог и философ А.Н. Леонтьев отмечал, что «психика есть свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность» [1, с. 9]. Из данного определения следует несколько основополагающих выводов. Во-первых, психика – это свойство только живой материи. Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, способна получать информацию об окружающем ее мире. В-третьих, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды, то есть иметь сознание и результаты сознательной деятельности.

Человек, являясь высшей формой организации живой природы, весь свой жизненный путь проводит в непрекращающемся мыслительном процессе, в процессе познания и приложения знаний об устройстве мира в практической деятельности. Яркие события, эмоции в юном возрасте дети пытаются отразить в рисунках или стихах [2]. По мере взросления приобретенные творческие навыки совершенствуются, позволяя переносить творчество и в профессиональную жизнь. Любая деятельность на бытовом или профессиональном уровне – это своеобразный творческий процесс. Перед работником ставится, например, задача придумать, как сэкономить расходы компании. Используя творческое мышление, экономист находит нестандартный способ решения ситуации. Студент предполагает приготовить что-то на ужин из ограниченного списка продуктов – подключается творческий подход и фантазия.

Возвращаясь к научному обоснованию творческого характера человеческой психики, важно понять взаимосвязь элементов психики. Основатель психоанализа З.Фрейд определяет психику человека как совокупность трех составляющих частей – сознательного, бессознательного и предсознательного. По его мнению, «первым двум областям психики – сознательному и бессознательному – присуща постоянная борьба, воздействующая на функционирование всей психической жизни человека. Следствием данной борьбы становятся душевный акт или человеческий поступок» [4, с. 21]. Психика имеет свой функциональный набор биологических и психологических качеств.

Бессознательное в психике является врожденной инстинктивно-рефлекторной деятельностью. Оно позволяет выполнять привычные и часто выполняющиеся действия на уровне рефлексов, например, идти и не задумываться о том, какие мышцы нужно сейчас привести в действие, чтобы сделать шаг и держать тело в вертикальном положении. Бессознательное отвечает и за процессы личностные – процессы, связанные с памятью, восприятием, воображением.

Сознательное отличается от бессознательного произвольностью фокусировки внимания на том или ином аспекте – творческом или мыслительном процессе. Человек сознательно управляет своим телом, если хочет переключиться на бег или остановиться.

Синергия сознательного и бессознательного как совокупность психики и регуляторов сознания и подсознания являются наивысшей точкой мыслительных процессов человека и позволяют облекать их в материальную форму. Данный процесс и принято называть творчеством [3, с. 44].

К явлению бессознательного как части психики, хранящей в себе всю информацию о человеке как существе, взаимосвязях окружающего мира и личностном эмпирическом опыте, относят и понятие интуиции. Интуиция - возможность сознания на основе полученного ранее опыта, предугадывать развитие событий, видеть конечный результат планируемых действий. И понятие интуиции неразрывно связано с процессом творчества. Важным условием в любом творческом процессе является понимание и представление конечного результата, воплощение направленных усилий на достижение конкретного результата. Интуиция является залогом соответствия результата творчества задуманному первоначально объекту или явлению. Примером проявления интуиции в творчестве является творчество В.А.Моцарта, который изначально слышал свои произведения в законченном виде.

Будучи студентом магистратуры Ярославского государственного технического университета по специальности «Архитектура», приходится полагаться на интуицию при выполнении масштабных работ. Дипломная работа была связана с проектированием музейно-мемориального комплекса, посвященного г. Мологе Ярославской области, затопленном при строительстве Рыбинского водохранилища. Многие решения были реализованы при помощи полученных за время обучения в вузе знаний об основах проектирования, историко-философской составляющей места и особенностях классической архитектуры. Вместе с тем в ряде случаев проектирования опора производилась на внутреннем видении конечного результата, который и был получен. Так, проектируя центральную высотную доминанту композиции комплекса и вспоминая классические основы архитектуры, за основу был взят силуэт Воскресенского собора как исторически сложившегося градостроительного ядра города. Обсудив данную идею с коллегами, поддержка не была получена. Однако преобладание внутренних интуитивных ощущений и поиска информации в источниках, помогло воплотить в жизнь первоначальный замысел. Полученный результат понравился всем оппонентам. Тем самым интуиция привела к тому результату, который подтвердил, что первоначальная постановка творческой задачи полностью соответствовала конечному результату.

Подводя итог, отметим, что иррациональное, к которому относится и интуиция, приводит к интересным открытиям, сделанным, на первый взгляд, бессознательно, однако подкреплено полученными знаниями. Творческий процесс собирает воедино сознательные и бессознательные деятельностные механизмы. Любой творец, новатор, изобретатель, прислушивающийся к своей интуиции, стоит на пороге открытий, создания нового и вдохновляющего.

Текст статьи
  1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 497 с.
  2. Сущность психики и ее основные функции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/2780669/page:4/ (дата обращения: 15.04.2020).
  3. Ритерман Т.П. Психология. - М.: Изд-во АСТ, 2010. – 170 с.
  4. Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. – М.: Республика, 1994. - 384 c.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 3 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня