Главная
АИ #42 (172)
Статьи журнала АИ #42 (172)
Воспитание у курсантов военных вузов ответственности за результаты личной учебно...

Воспитание у курсантов военных вузов ответственности за результаты личной учебной деятельности

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

амбивалентный
акмеологический
аксиологический
герменевтический
деятельностный
личностный
компетентностный
антропологический
историко-онтологический
индивидуальный
индивидуально-типологический
системный
личностно-социально-деятельностный

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы учебной деятельностью курсантов военных вузов на основе ответственного отношения к обучению, а также подходы к процессу воспитания за результаты учебной деятельности. Материал статьи может быть полезен для преподавателей военных ВУЗов.

Текст статьи

Современная военно-политическая обстановка вызывает у руководства Вооружённых сил Российской Федерации необходимость с должным вниманием отнестись к подготовке будущих офицеров, как высококвалифицированных и морально устойчивых военных профессионалов. При этом важная роль в системе военно-профессиональной подготовки офицеров отводится военным образова­тельным учреждениям. Военные вузы готовят необходимое количество специалистов в многоуровневом профессиональном образовании офицеров.

В военно-профессиональной подготовке курсантов учебная деятельность является специфическим видом их образовательной деятельности, результатом которой служит их успеваемость в общей военно-образовательной системе вуза. Поэтому одним из наиболее актуальных направлений работы всех субъектов образовательного процесса военного учебного заведения выступает процесс воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты личной учебной деятельности.

Анализ научных и документальных источников позволил установить, что учебная деятельность представляется в двух основных контекстах. Так с одной стороны учебная деятельность подразумевает такие понятия как «учение», «обучение», а с другой, учебная деятельность представляется ведущим типом деятельности, который характерен для каждого возрастного периода развития индивида.

Для высших военных учебных заведений наиболее характерным представляется второй подход. Под учебной деятельностью курсантов военных вузов понимается активное и самостоятельное взаимодействие курсантов с компонентами образовательной среды военных вузов в интересах овладения обобщёнными способами учебных действий, и саморазвития в процессе решения специально поставленных преподавателями учебных задач, на основе самоанализа и рефлексии, трансформирующихся в самоконтроле и самооценке собственных учебных достижений (см. рисунок).

Ключевым направлением учебной деятельности выступает формирование личности курсанта. При этом характерной особенностью формирования личности курсанта является то, что оно происходит при выполнении задач в ходе несения внутренней службы, участии в гарнизонных мероприятиях, т.е. основой выступает осознанное и целенаправленное усвоение военно-профессионального опыта.

Рис. Принципиальная схема учебной деятельности курсантов военных вузов

 Для процесса обучения характерно наличие у курсанта специфического отношения, а именно ответственного отношения. Ответственное отношение характеризуется наличием согласования познанной необходимости с наличием у курсанта внутреннего убеждения, выступающего гарантом достижения им своими силами необходимого результата, независимо от возникающих трудностей и неожиданностей, особенно при наличии осознанно принятого обязательства.

Наиболее важной разновидностью выступает моральная ответственность, как одна из форм внутреннего нравственного контроля за соблюдением не только правил морали и общественных норм, но и уверенности и надёжности в себе. Она заключается в переживании курсанта, его осознанном поведении и является волевым актом его личного выбора.

В обобщённом виде ответственность – это сложное личностное и социально-психологическое образование морально-эстетической категории, основанное на потребности в самореализации, отражающее уровень осознания предъявляемых к субъекту требований, а также поставленных перед ним задач с наличием осознанного стремления к реализации предъявленных требований и решения задачи. При этом ответственность всегда включает такие категории, как: умение соотносить действия с их последствиями, умение оценить и соразмерить реальные действия с имеющимися полномочиями и объёмом их применения, наличие волевых качеств.

Ответственность курсанта за результаты учебной деятельности – это социально-психологическое, интегративное, личностное качество, основывающееся на понимании курсантом места и роли получаемых знаний, умений, навыков и компетенций, и выражающееся в познавательной активности, осознанном поведении с явно выраженными твёрдостью в выполнении обязательств, пунктуальностью и готовностью отвечать за принятые решения и действия.

Воспитание у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности является одной из актуальных современных проблем. Её решение, как и решение многих других актуальных воспитательных проблем стратегически определяют научные подходы, выступая методологическими основами воспитания в целом. При этом рассматриваются они не только с позиций педагогических, но и в контексте более широких – философских аспектов.

Можно выделить ряд основных подходов к процессу воспитания у курсантов ответственности за результаты учебной деятельности:

1. Амбивалентный подход. Амбивалентный подход позволяет рассматривать педагогическое явление через «дуальную оппозицию», другими словами, двусторонне, как бы двух противоположных, возможно противоречащих друг другу сторон. Амбивалентный подход подразумевает рассмотрение личности курсанта и как объекта, и как субъекта воспитания ответственности за результаты учебной деятельности. При этом подразумевается использование методов, как убеждения, так и принуждения, создавая ситуации как поощрительного, так и осуждающего характера.

2. Акмеологический подход – это наука, изучающая развитие человека во взрослом возрасте, когда он достиг вершины развития как природное существо, а в рамках исследования как профессионала, как личности. Данный подход делает возможным получить ответ на вопрос, «что необходимо достичь курсанту и какими личностными особенностями обладать на каждом компетентностном и образовательном уровне, чтобы состояться ответственным субъектом за результаты своей учебной деятельности.

3. Аксиологический подход заимствован из аксиологии – философского учения о природе ценностей, их местоположении в бытии, а также о структуре ценностного мира. Данный подход в качестве методологической основы воспитания, так как основной целью выступает оказание помощи курсанту выбрать личностно-значимую систему ценностных ориентаций. При этом для воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности в рамках аксиологического подхода первостепенным выступает осознание ценностей жизни, благодаря которым определяется уровень ответственного поведения военнослужащего за результаты учебной деятельности.

4. Герменевтический подход. Основы подхода лежат в философской герменевтике – философской теории о понимании и интерпретации явлений в гуманитарных науках.

Воспитание у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности, с позиций герменевтики подразумевает использование психического опыта субъекта с его жизненным миром, проявляющимся как пере­живание. В связи с чем, в ходе воспитания у кур­сантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности одним из важных факторов являются навыки волевого саморегулирования.

5. Деятельностный подход. Деятельность является решающим условием развития личности, так как лежит в основе преобразования человека действительностью. В соответствии с философско-логическим аспектом, деятельность – это мыслительная деятельность и действия с предметами и имеющей связь с эмоционально-ценностной и содержательной сторонами.

6. Личностный подход (личностно-деятельностный, личностно-ориентированный). В рамках данного подхода обучающийся рассматривается как личность, способная ответственно и самостоятельно определить свою точку зрения в социальных и военно-социальных отношениях.

Личностный подход подразумевает самоконтроль и саморегуляцию деятельности и поведения личности.

Основная цель самоконтроля – это установить предел мер и условий ответственности курсантом, выступающим субъектом ответственности, т.е. такая внутренняя ответственность, которая является подлинной и предполагает активность личности, а также готовность принять обязательства, преодолеть трудности и ограничения.

7. Компетентностный подход позволяет определить ответственность курсанта за результаты учебной деятельности как движущую силу, которая способствует овладению компетенций ценностного содержания, признаком которых является личный выбор курсанта, несущим пользу для него самого.

Данный подход предполагает рассмотрение конечного результата подготовки будущих офицеров, как совокупности личностных и профессиональных компетенций, с документально-наглядным подтверждением ответственного отношения за результаты своей учебной деятельности.

8. Антропологический подход. Антропологический подход развивается в контексте педагогической антропологии и проявляется как вектор современной педагогической науки, «объединяющее знание о личности курсанта, являющегося полноправным участником воспитательного процесса».

9. Историко-онтологический подход в военной педагогике раскрывает и показывает цель, предпосылки, и характерные черты определённых войн, а также уроки и выводы воспитания и обучения войск. Он отображает путь развития процесса воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности и даёт возможность исследования военно-педагогических условий, факторов, способов, приёмов и средств с учётом опыта, и традиций, накопленных в данном направлении.

10. Индивидуальный подход рассматривает воспитание как процесс, который осуществляется, учитывая индивидуальные особенности курсантов, имеющие особое влияние на поведение исходя из жизненной ситуации. Индивидуальный подход является необходимым условием результативности воспитательного процесса, в связи с чем, каждое педагогическое воздействие изменяется из-за индивидуальных особенностей конкретного курсанта.

11.  Индивидуально-типологический подход. Данный подход, связанный с «жизнедеятельностью, позволяет выявлять ряд психологических форм ответственности:

  • как ситуативный подход к ответственному заданию;
  • как стойкое качество личности, исходя из субъектности;
  • как метод организации жизнедеятельности и выстраивания жизненного вектора».

Данный подход позволяет определить не столько тип ответственного поведения, сколько субъективное отношение курсанта к результатам своей учебной деятельности.

12. Системный подход представляет методологическую ориентацию в деятельности, при этом объект познания представляется системой, все элементы которой направлены формирование гармоничной личности.

Ценность системного подхода в воспитании у курсантов военных вузов от­ветственности за результаты учебной деятельности состоит в том, что он даёт возможность учесть и использовать закономерность: обстоятельства и причины, которые влияют на результативность воспитательного процесса, имеют между собой тесную связь и формируются только при создании специальных условий, что позволяет предусмотреть результаты функционирования и характер воспитательного процесса, найти наиболее приемлемые направления и средства в его организации и проведении.

13. Ведущим, базовым подходом является личностно-социально-деятельностный. Изучаемый в рамках исследования процесс носит воспитательный характер, а воспитание направлено на личность, и в данном случае на личность курсанта. Формирование личности курсанта происходит в социуме, так как курсант является военнослужащим, при этом основное время он находится в составе подразделения, т.е. социума. Курсант постоянно занимается определённой деятельностью, регламентированной распорядком дня и регламентом служебного времени. При использовании данного подхода понимается, что он используется в интересах воинской деятельности, которая подразумевает коллективную деятельность, при этом подразумевается определённый социальный контекст взаимодействия между военнослужащими. В связи с чем личностно-социально-деятельностный подход выступает базовым.

Таким образом, выявлены следующие подходы к воспитанию у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности: амбивалентный, акмеологический, аксиологический, герменевтический, деятельностный, личностный, компетентностный, антропологический, историко-онтологический, индивидуальный, индивидуально-типологический, системный, личностно-социально-деятельностный.

Внедрение выше перечисленных подходов, ведущим и базовым из которых является личностно-социально-деятельностный, в соответствии с принципами: аксиологической ориентированности, антропологизма, согласованности новаций и традиций, культурообусловленности, компетентностно-деятельностной направленности – отражает методологические основы воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности, устанавливает направления педагогических тактик и стратегий их реализации (приёмов, способов, средств, методов, условий и т.д.).

Анализ представленных подходов представил возможным расширить границы представления о сущности ответственности курсантов за результаты учебной деятельности, её регулирующей функции в поведенческих реакциях, как отдельного курсанта, так и воинских коллективов (подразделений).

Список литературы

  1. Акулин С.В. Формирование профессиональной готовности обучающихся в вузах силовых ведомств к оперативно-боевой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Н.Новгород., 2014. – 191 с.
  2. Биочинский И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1993. – 271 с.
  3. Васильев С.Н. Формирование социальной ответственности у курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. – 214 с.
  4. Вершков А.С. Развитие персональной ответственности будущего специалиста: На материале воспитательной работы с курсантами военного вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2007. – 22 с.
  5. Горяйнов В.Н. Воспитание у курсантов военных вузов ответственного отношения к будущей профессиональ­ной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. – 22 с.
  6. Грибков С.А. Повышение эффективности обучения слушателей военных вузов на основе боевого опыта: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. – 216 с.
  7. Кайда Л.И. Воспитание ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. С.-Пб., 2003. – 193 с.
  8. Лямзин М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) ВУЗов: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. – 452 с.
  9. Руденко Ю.С. Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002. – 502 с.

Поделиться

734

Макарихин И. В., Большаков Ю. Н., Кошель А. А., Шайдуров В. И. Воспитание у курсантов военных вузов ответственности за результаты личной учебной деятельности // Актуальные исследования. 2023. №42 (172). Ч.II.С. 45-49. URL: https://apni.ru/article/7212-vospitanie-u-kursantov-voennikh-vuzov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря