Социальная деятельность в аксиологическом контексте философской рефлексии

Социальная деятельность в аксиологическом контексте философской рефлексии

Исследование социальной трансформации Российского общества в условиях мировых изменений и с учетом исторического опыта, актуальна для построения целостной социально-философской модели и более глубокого понимания внутренних процессов на данном историческом этапе. Изучая аксиологическую компоненту социальной деятельности, можно проследить уровень нравственного показателя современного общества, его готовность и потенциал перед серьезными социальными трудностями и сформировать основу для дальнейшего развития.

Аннотация статьи
общество
аксиология
социальная деятельность
социально-философское знание
трансформация общества
социум
Ключевые слова

Введение в 1991 году в России института социальной работы как феномена цивилизационного мира, стремящегося из хаоса к порядку, к преодолению рисков трансформирующегося общества, аномии и маргинальности, побуждает нас обратиться к рассмотрению социальной деятельности с позиций социальной философии, так как все проблемы социальной сферы изначально носят социально-философский характер. Для обеспечения дальнейшего развития теории и практики социальной деятельности необходима социально-философская рефлексия, позволяющая разрешать противоречие между унаследованными социальными институтами и современными требованиями к социальной деятельности. Вместе с тем, в науке сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать словами Э.В. Ильенкова: противоречие – показатель, что знание, зафиксированное в общепринятых положениях, чересчур общо, неконкретно, односторонне, так как оно направлено на понимание бытия, а философское – на выявление сущности бытия [4]. Выявление в интересах человека и общества сущности и смысла социальной деятельности требует использования потенциала социальной философии как методологической основы исследования, поскольку, по М.М. Бахтину, она – метаязык всех наук [1]. Сегодня наблюдаются попытки объединения теории деятельности в единую парадигму на основе синергетического и антропологического подходов, в основе которых универсальный паттерн науки, который адекватно отражает феномены бытия в единстве человека и общества. Теория систем, теория деятельности, принципы синергетики и закономерности философской антропологии направлены на создание новой неклассической парадигмы науки, построенной на основе нелинейного мышления.

Известно, что Р. Рамзей разработал новые принципы социальной деятельности на основе синергетической концепции Б. Фуллера. Под синергией Фуллер подразумевал общий охват количественных и качественных связей единой системы. В основе его взглядов лежит представление о том, что у природы существует одна система координат – «тетраэдр», принципы и закономерности которой характерны для всех систем [11].

Актуальность исследования обусловлена также потребностями развития социально-философского знания. С методологических позиций проблемы социальной деятельности, ее влияния на личность и общество в новых условиях трансформирующегося российского социума изучались редко; исследования в этой сфере до сих пор носят фрагментарный характер, вследствие чего такой сложный, масштабный и многогранный вид деятельности общества остается вне предметного поля социальной философии.

Таким образом, проблемная ситуация, на разрешение которой направлено наше диссертационное исследование, заключается в противоречии между необходимостью перехода от фрагментарных исследований социальной работы, с одной стороны, и отсутствием целостного и последовательного социально-философского анализа социальной деятельности, с другой. Важнейшей задачей социальной философии является изучение всех компонентов социальной деятельности (в нашем случае ее важнейшего аксиологического аспекта), и на этой основе определение степени ее влияния на функционирование и развитие человека и общества. Это также подтверждает научную и социально-практическую актуальность диссертационного исследования.

Основные проблемы социальной философии и психолого-педагогической антропологии сформулированы еще великим И. Кантом в 18 веке, ради поиска ответов, на которые и существует современное философское знание. Отвечая на вопрос, удовлетворяет ли философия потребностям социальной политики, можно констатировать вслед за Г. Гегелем, что она сродни сове Минервы – богини мудрости: она вылетает лишь в сумерки, когда неясен путь, когда смутны очертания сущего. Философская наука, обращаясь к саморефлексии, к осмыслению собственных мировоззренческих ориентиров, выходит на уровень философских размышлений о собственном объекте и предмете. Особую роль приобретает философская рефлексия в период «сумерек» в развитии социума, желая "пролить свет" на предметную область развивающегося знания.

В большинстве исследований в качестве исходного предмета используется определение социальной работы, согласно которому она есть специфический вид социальной деятельности, осуществляемой с целью оказания человеку содействия в социализации и ресоциализации. Опираясь на такую формулировку, можно сделать предположение относительно сущности и смысла самой социальной деятельности, ее социальных функциях и целях, ее месте и роли в общественных отношениях, жизнедеятельности и развитии человека и общества. Выяснение роли аксиологической компоненты социальной деятельности в наше непростое время может в дальнейшем стать основанием для признания ее деятельностью, осуществляемой всем обществом в интересах человека и общества, существенным фактором формирования общественных отношений. Одновременно это может стать основанием для признания социальной деятельности в качестве решающего фактора позитивных трансформаций в российском социуме в направлении развития и становления гражданского демократического общества [17].

Сущность социальной деятельности заключается в обеспечении и восстановлении нормального социального функционирования личности, группы, общества и улучшении их взаимосвязей, достижении гармонии в системе «человек и общество», оптимизации социальных и личностных отношений. Целью социальной деятельности, является оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы. Стратегия социальной деятельности заключается в изучении человека, его ценности, целостности, индивидуальности и универсальности. Объект социальной деятельности – это, прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие, как объект и субъект социальных отношений. Предметом социальной деятельности как науки являются закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Теоретико-методологические основы социальной деятельности рассматривались в трудах многих зарубежных ученых: К. Левин, Д. Хоумане, А. Зандер, М. П. Фоллетт, Ф. Селзник, Р. Мертонг, М. Залд, Е. Гоффман, Р. Кантер, М. Ричмонд и др. Доктор философии Харольд Сведнер заложил основы научных исследований в области социальной работы в Швеции, обосновав философски-гуманистическую базу культурологических и социально-философских исследований. Под влиянием исследовательской деятельности X. Сведнера в 80-е гг. прошлого столетия укрепилась научная традиция анализа структуры социальной деятельности, ее системно-функциональное видение в контексте развития современного общества.

К началу 90-х годов в научной литературе вполне определенно обозначились несколько подходов к теоретическому обоснованию социальной работы, ее понимания как особой социальной деятельности, общественного явления. Они отразили не только результаты исследовательских поисков крупных ученых различных научных школ, но и его эволюцию, изменения в самом контенте социальной деятельности.

Наиболее значимые для нашего исследования направления научных изысканий в области философии социальной деятельности были сформированы зарубежными и отечественными исследователями междисциплинарной ориентации. Философско-методологические обоснования теории социальной деятельности в ее современном виде сформировалось на основе антропологических взглядов И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, психоанализа З. Фрейда, логотерапии В. Франкла, "радикально-гуманистического психоанализа" Э. Фромма, гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерса, а также представителей экзистенциальной философии (Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) [15].

В России философские основы социальной работы были разработаны такими учеными как М.С. Каган, В.М. Розин, Е. И. Холостова, П. Д. Павленок, М. В. Фирсов, И. А. Зимняя, B.C. Швырев, С. Н. Ярская и др. [3, 10, 18, 19]. В их трудах через оптику междисциплинарности и антропологизма решался вопрос о сущности и содержании человеческой деятельности, который представляет особый интереc, помогает определить роль деятельности в преобразовании человеком себя и окружающей действительности, через призму человеческой деятельности увидеть особенности взаимоотношений человека с окружающим миром (социумом).

B.C. Швырев выделяет два аспекта деятельности, связанных с ее содержанием: деятельность целесообразную и целеполагающую. Если человеческая деятельность связана с возможным поиском средств достижения поставленных целей, она целенаправленна, целесообразна. Деятельность же, связанная с перестройкой своих оснований, предполагает целеполагание, является целеполагающей деятельностью. Именно при переходе от целесообразной деятельности к деятельности целеполагающей открываются перспективы творчества и свободы [20]. Данное суждение имеет очень большое значение для социальной деятельности, поскольку позволяет определить роль субъекта и объекта в ней.

Деятельностный подход сегодня должен быть дополнен и усилен достижениями философов – антропологов, развивающих концепцию саморазвития человека, что необходимо для оценки места и роли человека через призму антропологем: «самореализация», «самоопределение», «саморазвитие», «самосовершенствование», «социализация», «социальная рефлексия», «субъектность» и др. Под саморазвитием понимается сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, самосовершенствование, самоактуализацию, самореализацию внутреннего творческого потенциала и принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, адекватных требованиям социума и внутренним потребностям.

Еще один важный аспект для социально-философской рефлексии – это вопрос о соотношении понятий «деятельность» и «практика» применительно к социальной деятельности. Наша позиция такова: с одной стороны, согласно классическому определению, практика – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. С другой стороны, практика – это совокупность человеческого опыта определенного вида деятельности, реакция на ту или иную экзистенциальную ситуацию, а также способ конструирования человеком реальности, аксиологический уровень бытия, способ понимания себя, своего опыта и внутреннего мира, самоопределение во времени, пространстве и культуре. Социальная работа – это особый вид деятельности, направленной на решение социальных проблем отдельных личностей и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию. Ряд исследователей считает, и с ними можно согласиться, что термин «работа» в данном контексте используется ошибочно, поскольку это российский термин «социальная работа» – точный перевод с английского «socialwork». Поэтому есть мнение, что корректнее, правильнее и целесообразнее использовать в данном случае категорию «деятельность», которая, в отличие от категории «работа», предполагает активность и творчество своего объекта (субъекта). В этом случае логичным представляется и употребление категории «практика социальной работы», которая обозначает использование знаний социальной работы и навыков на предоставление социальных услуг в обществе в формах, соответствующих ценностям социальной деятельности. Следовательно, категории «социальная деятельность» и «практика социальной работы» соотносятся как категории «деятельность» и «практика» в общепринятом философском смысле.

Понятие «социальная деятельность» – это ориентированность на социальную сферу в целом, на реализацию социальных аспектов всех других видов деятельности. При этом понятие «социальная работа» в широком смысле и понятие «социальная деятельность» в данном контексте совпадают. Важно различать социальную деятельность в широком и узком смысле слова. Социальная работа в узком смысле – это деятельность, направленная на оказание помощи, социальную поддержку, социальную защиту людей, создание нормальных условий для их жизнедеятельности, выступает лишь проявлением социальной деятельности в широком смысле слова.

Исследователь П.Д. Павленок считает, что социальная деятельность включает в себя ряд компонентов:

1. Национально-географический аспект, который свидетельствует об ограничении социальной работы как деятельности рамками учреждения, общности людей, муниципалитета, региона, страны.

2. Политический аспект, в соответствии с которым условия осуществления практической деятельности в социальной работе определяются политической организацией общества.

3. Социально-экономический аспект, согласно которому социальное согласие в любой группе или стране зависит от справедливого распределения имеющихся ресурсов.

4. Культурный аспект, основанный на взаимном уважении традиций и культурных норм отдельных людей, семей, социальных групп и институтов.

5. Духовный аспект, регулирующий систему ценностей, морально-этических норм, идеалов, философских убеждений, существующих в обществе в целом или принадлежащих его представителям [9].

Последний компонент (аксиологический) и представляет предмет нашего социально-философского исследования. Особый роль интерес представляют психологические концепции деятельности, которые, основываясь на общефилософских, изучают деятельность более глубоко, исследуя внутренние характеристики данного феномена. По мнению многих ученых, деятельность – это традиционная для психологии категория, но изначально она являлась философской и междисциплинарной, комплексной проблемой (А.Н.Леонтьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Лекторский и др.) [2].

В определении А.Н. Леонтьева, деятельность – это процесс, осуществляющий жизнь субъекта, направленный на удовлетворение предметных потребностей субъекта [7]. Говоря о структуре деятельности, ученые выделяют следующие составляющие: мотив как побудитель деятельности, цель как предполагаемый результат, действие как составляющее человеческой деятельности, операции как способы осуществления действия, а также «исполнительские механизмы» деятельности, то есть деятельность участков головного мозга.

Критики деятельностного подхода (В.П. Зинченко и др.) указывают на его узость и ограниченность [3]. В социальной деятельности объектом выступает творческий активный человек, который в процессе саморазвития трансформируется в субъекта. Таким образом, синтез философских и психологических подходов к пониманию содержания категории «деятельность» позволяет раскрыть суть данного феномена.

В экзистенциональном обосновании социальной деятельности акцент делается на особенностях восприятия клиентом отношения в системе взаимодействия "субъект-объект-субъект". Ценности и смысложизненные ориентиры – главное в экзистенциально-гуманистической теории социальной деятельности. Социальная деятельность подразумевает: обретение смысла существования, которое дает клиенту ощущение, что его дела идут хорошо, жизнь изменяется по пути прогрессивного развития, акцентирование проблем клиентов, открытость, мобильность, поддержание безопасности жизнедеятельности, формирование системы ценностных ориентаций и "модели жизни" в целом. Социальная деятельность согласно теории экосистем направлена на поддержание равновесия в системе «человек и мир», на социальную самозащиту, повышение роли социальной субъектности и может быть охарактеризована как важный фактор, способствующий коллективным действиям, повышению самосознания людей, осуществлению перемен. Выполняя функцию ослабления социальной напряженности в обществе, укрепляя его, социальная деятельность обеспечивает стабильность и гарантии развития. Концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека как теоретическая модель комплексного видения социальной деятельности играет ключевую роль.

Таким образом, в задачи философии социальной деятельности входят:

– формирование необходимых теоретических знаний об основных проблемах онтологии и гносеологии социальной деятельности, о закономерностях социализации (ресоциализации) личности и формировании системы ценностей под влиянием социальной деятельности;

– уточнение ряда актуальных проблем социальной философии применительно к развивающемуся и актуальному направлению науки – теории социальной деятельности;

– выявление социально-философских аспектов процесса социальной деятельности в современном обществе, основных тенденций ее развития и спектра основных социальных проблем, возникающих в связи с этим процессом;

– решение основных методологических проблем социальной деятельности и социальной политики в целом, и формирование у специалистов этих сфер интереса к мировоззренческим, методологическим и аксиологическим аспектам своей деятельности [16].

Текст статьи
  1. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. / Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е, М., 1986, с. 381-393.
  2. Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. 2001. №2.
  3. Зинченко В.П. Психологическая теория деятельности // Вопросы философии. 2001. №2.
  4. Ильенков Э. Школа должна учить мыслить // Наука и жизнь, №8, 1984.
  5. Каган М.С. Философская теория ценности // СПб., Петрополис, 1997.
  6. Лекторский В.В. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. №2.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.
  8. Мышление: процесс, деятельность, общение //А.В. Брушлинский и др. М., 1982.
  9. Основы социальной работы: Отв. Ред. П.Д. Павленок. - М. - ИНФРА-М., 1999.- 368 с.
  10. Розин В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и современной методологии // Вопросы философии. 2001. №2.
  11. Синергетика Б. Фуллера. М., Наука, 1974.
  12. Скуднова Т.Д., Пузиков О.А. Философско-теоретические аспекты социальной работы. // Вестник Таганрогского государственного педагогического института, 2012. №2. С. 217-221.
  13. Скуднова Т.Д. Синергетический подход в философии социальной работы // Социально-гуманитарные знания. 2014. №7. С.336-342.
  14. Роль социальных институтов в модернизации России. В сб. Современные тенденции социального, экономического и правового развития стран Евразии. // Сборник научных трудов. 2016. С. 60-68.
  15. Скуднова Т.Д., Соколовский Г.В. Проблема смысла в экзистенциальной психологии Э. Фромма и В. Франкла. // Вестник Таганрогского государственного педагогического института, 2019. №1. С.304-308.
  16. Скуднова Т.Д., Личман И.Д. Аксиологическая компонента социальной деятельности как фактор позитивной трансформации общества // Вестник Таганрогского государственного педагогического института, 2019. №1. С.299-304.
  17. Социальные ресурсы и социальная политика / Под ред. Г.Г. Шаталина, В.Г. Гребенникова. М.: Бизнес, 2001. – С. 96.
  18. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. - М.: ЮНИТИ, 2001.
  19. Фирсов М.В. Теория социальной работы. М., 2018.
  20. Швырев B.C. О деятельностном подходе к истолкованию феномена «человек» // Вопросы философии. 2001. №2.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня