Деятельность надзорных органов МЧС России направлена не только на организацию и проведение проверок, но и на реализацию мероприятий, которые позволят добиться снижения количества пожаров, травмированных и материального ущерба. В 2018 году планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Российской Федерации было предусмотрено осуществление 76 376 проверок соблюдения обязательных требований в области пожарной безопасности. Из них 42 850 проверок (56,1%) в первом полугодии и 33 526 проверок (43,9%) во втором полугодии 2018 года. По сравнению с 2017 годом (73 493 проверки) их число увеличилось на 3,92%. Рост количества правонарушений связан с увеличением количества внеплановых проверок. Фактически в 2018 году проведено 71 296 плановых проверок. Из них 37 201 проверка (52,18%) в первом полугодии и 34 095 проверок (47,82%) во втором полугодии. По сравнению с количеством проверок, проведенных в 2017 году (73 407 проверки), их число снизилось на 2 111 единиц (2,88%). Снижение мероприятий по контролю объясняется внедрением риск-ориентированного подхода при осуществлении ФГПН. Процент выполнения плановых мероприятий по контролю в 2018 году составил 93,35%. Процент проведенных плановых мероприятий по контролю, осуществляемых органами ГПН, по сравнению с аналогичными показателями за 2017 год (99,88%) снизился на 6,53%.Рост количества проверок, проведенных в отношении юридических и индивидуальных предпринимателей связан с реализацией поручения Заместителя Председателя Правительства РФ от 31.05.2018 № ЮБ-П4-3019«О проведении внеплановых выездных проверок соблюдения требований пожарной безопасности в торгово-развлекательных центрах, крупных кинотеатрах и других объектах с массовым пребыванием людей» [1].
Деятельность инспекторского состава ориентирована на достижение общественно значимых результатов – снижение к 2030 г. количества погибших, травмированных и пострадавших в результате ЧС и пожаров людей, а также ущерба от деструктивных событий не менее, чем на 30 %. Распоряжением МЧС России от 10 октября 2016 г. № 448 утверждены перечни сезонных профилактических операций по предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожаров. Вопросам разработки подходов и методик оценки деятельности органов государственного пожарного надзора (ГПН) всегда уделялось значительное внимание. Единая межведомственная методика оценки ущерба от ЧС техногенного, природного и террористического характера разработана на основе обобщения проводимых ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) многолетних исследований по анализу и управлению риском ЧС техногенного и природного характера, а так же работ других ведущих научно-исследовательских и проектных учреждений, где был учтен зарубежный опыт по оценке ущерба, изложены подходы к проведению оценки социально-экономических последствий ЧС и их прогнозированию, указаны основные показатели социально-экономических последствий ЧС.
Первая методика, разработанная в 1997 г., содержала всего четыре показателя: обследовано объектов, выполнено предложенных мероприятий, наложено штрафов, обследовано новостроек. Далее, с учетом развития надзорных органов, совершенствовались и методики. На текущий момент актуальным вопросом является осуществление оценки эффективности деятельности органов ГПН. На деятельность органов ГПН в 2018 г. было выделено– 479 670,00 (тыс. руб.) [1]. Для оценки эффективности необходимо сопоставить данные затраты с предотвращенным надзорными органами ущербом. Используя численные значения показателей оценки гибели и травмирования людей, можно оценить эффективность деятельности надзорных органов. При оценке эффективности существует проблема стоимостной оценки погибших и травмированных на пожарах людей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. № 934-р установлены основные направления разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности [2], которые направлены на снижение уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизацию неоправданного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных субъектов. Также данным распоряжением (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 23 мая 2017 г. № 999-р) определен типовой перечень показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. В рамках этого направления в 2017 году организована работа по внесению изменений в законодательные и иные нормативно-правовые акты РФ в частности, постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 года № 864 вводит риск-ориентированный подход при осуществлении МЧС России федерального государственного надзора в области гражданской обороны [3]. Приказом Минэкономразвития России № 192, Минздравсоцразвития России № 323н, Росстата № 113 от 10 апреля 2012 г. утверждена «Методология расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения» [4]. Приказ МЧС № 146[5] и № 309 [6] сняты излишние обременения и ограничения на бизнес-сообщество в части содержания защитных сооружений ГО и обеспечения установленных групп населения средствами индивидуальной защиты. Внесены изменения в свод правил инженерно-технических мероприятий ГО, что является фундаментальным результатом и основой для дальнейшего развития системы ГО с учетом современных рисков и особенностей регионов.
Существуют виды риска, рассматриваемые при методике оценки возможного ущерба в результате деятельности надзорных органов МЧС России: индивидуальный комплексный риск; коллективный риск; индивидуальный комплексный риск с учетом возможного поражения людей при всех чрезвычайных ситуациях; индивидуальный риск от природных ЧС; индивидуальный риск в сейсмоопасных районах; оценка риска ураганов и сильных ветров; социально-экономический риск.
Основная цель государственной политики в этой области – обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и формирования дифференцированного подхода с учетом особенностей региона и решение задачи ГО, задач по предупреждению и ликвидации ЧС при органах исполнительной власти субъектов РФ.
Сегодня государство создает все условия, чтобы снизить административное давление на представителей малого и среднего бизнеса: это введение надзорных каникул, переход от наказаний к профилактическим мерам и т. д. в то же время от предпринимателей требуют повышения уровня ответственности за обеспечение безопасности на объектах. Необходим порядок взаимодействия органов ФГПН и аудитов в вопросах улучшения состояния защищенности людей, имущества от пожаров во всех областях. Необходимо участие аудитов пожарной безопасности в профилактике правонарушений. Указом Президента РФ от 1 января 2018 года № 2 [9] были определены основы государственной политики РФ в области пожарной безопасности на период до 2030 года. В качестве приоритетных направлений определено создание условий для развития негосударственного контроля над соблюдением обязательных требований пожарной безопасности, внедрение риск-ориентированного подхода, а также осуществление технического регулирования в области ПБ.
На перспективу обозначено шесть приоритетных направлений для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей: совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области ГО с учетом изменений в законодательных актах РФ; совершенствование системы управления ГО, систем оповещения и информирования населения (от 7.07.2017 г. № 110 ФЗ «О внесении изменений в статью 66 ФЗ «О связи» и статью 35 Закона РФ «О средствах массовой информации») [10]; совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных; развитие сил ГО; повышение уровня подготовки населения; развитие международного сотрудничества; проведение мероприятий, в частности по повышению эффективности использования СМИ и современных информационных технологий в целях подготовки населения в области ГО; развитие международного сотрудничества. Члены коллегии МЧС рассмотрели вопрос о развитии беспилотной авиации в системе защиты населения и территорий от пожаров и чрезвычайных ситуаций. Это очень важное направление, динамично развивающаяся сфера, с помощью которой решаются все новые и новые задачи. Нужны мониторинг и оценка для постоянного контроля ситуации, поэтому будут развиваться технические системы на базе искусственного интеллекта, в том числе беспилотная авиация.
В 2019 году в целях дальнейшей реализации основ государственной политики обеспечивалось строгое выполнение мер, предусмотренным планом реализации. Особое внимание уделялось эффективности выполнения мероприятий по дальнейшему развитию ГО, актуализации нормативно-правовых баз, формирования единой системы требований к мероприятиям к ГО, оптимизации систем защиты населения с учетом особенностей регионов и угроз, и формированию дифференцированного подхода к защите населения.
Данная кропотливая, напряженная, постоянная работа является основой пожарной безопасности будущих поколений. Происходит коренное изменение подходов к противопожарному информированию в социальных сетях. Совершенствуя противопожарное информирование за счет улучшения способов повышения уровня эмоциональной заинтересованности населения в изучении основ пожарных знаний мы задействуем тем самым важнейший резерв сокращения количества пожаров и опасных последствий от них.
Приоритетом в работе ГПН стали профилактика и предупреждение ЧС. Их главная задача – защитить жизни людей, сведя к минимуму риск возникновения пожаров. Большое значение в деятельности инспектора придается работе с населением, особенно с социально незащищенными категориями граждан, многодетными семьями, лицами ведущими асоциальный образ жизни. Регулярные профилактические рейды проходят с взаимодействием с органами местного самоуправления, правоохранительными службами. На особом контроле у сотрудников надзора: объекты с массовым пребыванием людей, в том числе предназначенные для отдыха и развлечения детей, и учреждения здравоохранения; профилактика правонарушений, связанных с гибелью несовершеннолетних на пожарах. Государственные инспекторы по пожарному надзору обеспечены совершенной техникой и оборудованием, что позволяет выполнять задачи по контролю над обеспечением безопасности населения и территорий. Важность и нужность профилактической и надзорной работы воплощена в эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности.
Таким образом, контрольно-надзорная деятельность изначально рассматривается как «самоценность» и «безусловная необходимость»; предполагается, что ее цели являются очевидными, и вопрос измерения данной деятельности возникает лишь на этапе оценки, не предполагающей в прочем, существенной коррекции. Определение результата государственного контроля и надзора и цели его осуществления, оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности являются ключевым приоритетом дальнейшей работы по оптимизации контрольно-надзорных функций государства и повышения качества государственного управления в целом.