Одной из приоритетных проблем, стоящей перед образовательной организацией является приобщение ребёнка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у обучающихся старшего школьного возраста; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором.
Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития и коррекции познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств.
Читательская самостоятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное.
В отечественной педагогике проблеме формирования читательской самостоятельности у детей посвящены работы О.В. Джежелей, Н. Наумчук, Н.А. Рубакина, Н.Н. Светловской и других [3, с.20].
Проблемами развития и оценки читательской самостоятельности занимались Р. Н. Бунеев, О. В. Джежелей, Н. Е. Добрынина, Л. Ф. Климанова, Т. А. Неборская, Г. М. Первова, Т. С. Пиче-оол, Н. Н. Светловская, О. В. Чиндилова и другие [2, с.5].
Наш интерес в формирующем научном исследовании касался степени сформированности навыка самостоятельного чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. С этой целью нами был проведен констатирующий эксперимент, который включал в себя анкетирование обучающихся целью которого, явилось выявление потребности в чтении художественных произведений и 2 диагностических задания направленных на выявления уровня сформированности навыка чтения (правильность, выразительность, осознанность, беглость) и умение работать с книгой.
Анализ обработки результатов, полученных в ходе анкетирования, показал, что небольшая часть детей любят читать книги. Больше всего детей привлекают произведения о природе и животных. Большинство обучающихся читают книги из-за надобности. Небольшое количество детей читают книги, не предусмотренные школьной программой, но о чём эти книги они ответить не смогли. Согласно полученным ответам библиотеку посещают пару учеников. Так же мы выяснили, что дети книги для чтения выбирают по её внешнему виду.
Данные, полученные в ходе проведения диагностического задания №1, свидетельствуют о том, что у большинства детей с интеллектуальными нарушениями недостаточно сформированы какие качества чтения как выразительность и беглость. Большинство детей читают монотонно, не соблюдают необходимый темп, правильную интонацию, не выделяют логические ударения, знаки препинания, не делают пауз. У многих испытуемых был выявлен низкий темп чтения, наблюдались трудности чтения трех и четырехсложных слов, а также слов со стечением согласных. Также зачастую у обучающихся наблюдались трудности понимания прочитанного. Процентное соотношение сформированности навыков чтения представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Процентное соотношение сформированности навыков чтения
Результаты диагностического задания № 2 показали, что у многих обследуемых нами детей с интеллектуальными нарушениями несформированы умения работать с книгой. Обучающиеся испытывали трудности при нахождении заданного произведения в книге, они не использовали для этого оглавление книги, а осуществляли поиск путём перелистывания страниц. При составлении плана прочитанного всем обследуемым нами детям с интеллектуальными нарушениями потребовалась помощь экспериментатора в виде подсказок, наводящих вопросов.
Таким образом, данные экспериментального исследования, свидетельствуют о том, что для значительной части детей с интеллектуальными нарушениями характерен низкий уровень развития навыка самостоятельности чтения.
На рисунке 2 представлены выявленные нами в ходе исследования уровни сформированности навыка самостоятельного чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Рис. 2. Уровень сформированности навыка самостоятельного чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Данное обстоятельство указывает на важность и актуальность рассмотрения вопросов, связанных с поиском путей и способов оптимизации работы по формированию навыка самостоятельного чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Возникновение самостоятельной читательской деятельности невозможно без прочного навыка чтения. Также в работу по данному направлению крайне важно учитывать мотивацию, обуславливающую читательскую деятельность. Мотивационный компонент определяет направленность ребенка на общение с книгой. Осознанное понимание детьми ценности чтения, его необходимости в повседневной жизни, получение удовольствия от чтения содействуют воспитанию положительной мотивации к чтению, что, в свою очередь формирует навык самостоятельного чтения.
Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это может быть более детальное изучение сформированности навыка самостоятельного чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, поиск и разработка эффективных методов и приемов работы в обозначенном направлении.