Понятийный аппарат инноватики как науки

Понятийный аппарат инноватики как науки

В данной статье приводится понятийный аппарат инноватики, впервые системно изложенный автором в диссертации «Формирование экономического управления нововведениями на промышленном предприятии» [7, c.8-16]. Понятийный аппарат, введённый в экономическую науку автором, впоследствии лёг в основу паспорта научной специальности ВАК РФ «Управление инновациями», а также получил широкое применение и развитие в многочисленных учебниках и учебных пособиях.

Аннотация статьи
инноватика
экономический механизм управления нововведениями
инновационный процесс
инновационный потенциал предприятия
управление нововведениями
впервые реализованные устройства и способы
техническое нововведение
инновационная политика
инновационная деятельность
инновация
нововведение
Ключевые слова

Используемому в общественной практике знанию присущи весьма разнообразные формы, зависящие, прежде всего, от того, в какой сфере общественной жизни – материальной, социальной, политической или духовной – это знание материализовано. При этом всеобщей формой материализованного знания является нововведение – результат целенаправленных изменений в той или иной сфере общественной жизни.

Применительно к материальной сфере ряд авторов рассматривает нововведение как процесс внедрения новшества. Так, Джозеф П.Мартино выделяет для иллюстрации тех изменений, которые претерпевает каждое нововведение, начиная с момента его открытия и кончая его осуществлением, следующие этапы этого процесса: «1) научные открытия; 2) лабораторные исследования; 3) разработка производственных образцов; 4) коммерческое внедрение или использование в производственных условиях; 5) широкое распространение в данной отрасли хозяйства; 6) применение в других отраслях хозяйства; 7) социальные и экономические результаты внедрения нововведения» [4, с.13].

Другие авторы (Л.Кокс [10], К.Пэвитт и У.Уолкер [11]) рассматривают нововведение как систему мер с целью материализации научного знания. «Нововведение, – пишет Л.Кокс, – это вся сложная система, с помощью которой идея или изобретение в первый раз превращается в коммерческую реальность. Это успешное внедрение продукта или услуг на рынок и в экономику» [10, с.29].

Аналогичное определение дают К.Пэвитт и У.Уолкер: «Технологическое нововведение – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных продуктов и к коммерческому использованию новых и улучшенных производственных процессов и оборудования [11, c.15].

И, наконец, третьи авторы считают, что нововведение (независимо от того, чем оно является, - процессом, системой мер или и тем, и другим одновременно) – это такое материализованное знание, которое позволяет решать экономические, социальные, экологические задачи и создавать в результате его практического использования определенный совокупный эффект (экономический, социальный, экологический). Так, Л.С.Бляхман пишет: «Нововведение (техническое, технологическое, организационное, социально-экономическое) – целенаправленное изменение, сознательно вносимое в процесс воспроизводства для лучшего удовлетворения имеющейся или формирования новой общественной потребности. Под нововведением имеется в виду процесс его создания, освоения, распространения и результат – новые изделия, технологии, формы и методы организации производства, труда и управления, приносящие социально-экономический эффект» [2, c.13]. Аналогичное определение дает В.И.Громека: «Нововведение – процесс, в ходе которого научная идея или техническое изобретение доводятся до стадии практического использования и начинают давать… эффект» [3, c.36].

Как видим, приведенные высказывания отличаются не только подходами к сущностному пониманию нововведений (процесс – Д.Мартино; система мер – Л.Кокс, К.Пэвитт, У.Уолкер; процесс и его материализованный результат, дающий эффект, - Л.С.Бляхман, В.И.Громека), но и к определению собственно среды внедрения новшества («процесс воспроизводства» - Л.С.Бляхман; «сфера широкого использования» – Д.Мартино; «практическое использование» – В.И.Громека; рынок и экономика – Л.Кокс; рынок и коммерческое использование – К.Пэвитт, У.Уолкер). Неоднозначность подходов, связанная с разноплановостью решаемых авторами задач, создает на практике значительные трудности, ибо не определяет нововведение как объект управления и, следовательно, препятствует осуществлению целенаправленных изменений среды внедрения при помощи нововведений.

С целью решения сформулированных выше задач примем в качестве исходных следующие определения понятий.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1. НОВОВВЕДЕНИЕ, ИННОВАЦИЯ, НОВШЕСТВО – результат целенаправленных и сознательно вносимых изменений в данную среду внедрения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2. СРЕДА ВНЕДРЕНИЯ – процесс или объект, который претерпевает изменения в результате внедрения новшества. Как среда внедрения, промышленное предприятие сегментарно включает материальную, социальную, политическую и духовную сферы. Материальная сфера охватывает весь процесс производства. Социальная – отношения между личностью и обществом (проявляющиеся через процесс распределения благ), а также отношения (административно-формальные и неформальные) между различными категориями работающих. Политическая сфера предприятия – это система властных и выборных структур. Духовная – система производства, воспроизводства и распространения эстетических и профессиональных знаний, навыков и представлений, а также идей и духовно-культурных ценностей.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ – установленная на основе заданных целей, средств и ресурсов очередность внедрения нововведений в пределах данного планового периода.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 4. ИНОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ – совокупность практических действий отделов и служб предприятия с целью реализации инновационной политики.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ – упорядочение практических действий отделов и служб предприятия – с целью своевременной реализации намеченных к внедрению новшеств.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 6. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС НА ПРЕДПРИЯТИИ - процесс внедрения новшества на данном предприятии. Как совокупность стадий внедрения новшества, инновационный процесс включает: 1) подготовку производства (организационную, конструкторско-технологическую, ресурсную); 2) внедрение новшества; 3) анализ результатов внедрения; 4) внесение, на основе результатов анализа, необходимых корректив в инновационную политику.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 7. ТЕХНИЧЕСКОЕ НОВОВВЕДЕНИЕ – нововведение, внедренное в среду средств производства и (или) технологии. В состав понятия «техническое нововведение» включаются впервые реализованные устройства (техника) и способы (технология).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 8. ВПЕРВЫЕ РЕАЛИЗОВАННЫЕ УСТРОЙСТВА – это такие технические нововведения, которые предназначаются для выполнения определенных функций по преобразованию объектов живой и неживой природы, энергии или информационных сигналов [6, c.20]:

а) силовые машины и оборудование – для производства всех видов энергии и превращения различных видов энергии в энергию движения;

б) рабочие машины и оборудование – для механического, химического и термического воздействия на предметы труда;

в) измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование – для всевозможных измерений, регулировок, сигнализации, лабораторных исследований;

г) вычислительная техника – для сбора, обработки, фиксации и передачи информации; транспортные средства – для передвижения людей и грузов;

д) инструмент – для обработки предметов труда и технической эксплуатации машин и оборудования;

е) производственный инвентарь и принадлежности – для облегчения выполнения производственных операций, создания условий безопасной работы, хранения предметов труда;

ж) здания, сооружения, хозяйственный инвентарь, спецодежда – для создания необходимых условий осуществления процесса производства;

з) передаточные устройства – для передачи энергии от машин-двигателей к рабочим машинам, а также для передачи жидких и газообразных веществ [8, c.22-24].

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 9. ВПЕРВЫЕ РЕАЛИЗОВАННЫЕ СПОСОБЫ – это такие технические нововведения (технологии), которые предназначаются для осуществления с помощью устройств ранее неиспользуемой последовательности операций с целью преобразования предметов труда, энергии и информационных сигналов из заданного начального в заданное конечное состояние.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ. Инновационная политика, инновационная деятельность, а также процесс внедрения новшества подвержены сознательному регулированию со стороны инноватора – субъекта инновационной деятельности – учредителя предприятия. Это регулирование осуществляется в целях: 1) реализации установленных учредителем приоритетов в области экономической и социальной политики; 2) обеспечения взаимосвязи и преемственности между инновационной политикой и инновационной деятельностью; 3) обеспечение своевременной реализации всех стадий инновационного процесса.

Применительно к функционированию технических объектов в теории управления принято следующее определение процесса управления: «Управление – это процесс осуществления воздействий, соответствующих алгоритму управления» [9, c.50], - при этом под алгоритмом подразумевается «описание последовательности… предписаний, правил…, предназначенной для решения любой задачи из заданного класса задач» [9, c.49].

Приведенное определение вполне может быть использовано в исследовании процесса управления нововведениями на предприятии, реализация которых также имеет вполне определенный алгоритм: 1) формирование идеального образа – конечного состояния среды внедрения; 2) формирование объективных знаний об исходном состоянии среды внедрения; 3) определение несоответствий между идеальным (конечным) и исходным состояниями среды внедрения; 4) формирование списка нововведений, способного, по мнению инноватора, обеспечить переход от данного исходного к известному конечному состоянию среды внедрения; 5) отбор эффективных нововведений; 6) планирование инновационной деятельности в рамках системы подготовки производства; 7) осуществление инновационной деятельности, внедрение нововведений; 8) сопоставление планируемого и фактического результатов внедрения новшества; 9) внесение необходимых корректив в инновационную политику. Таким образом, УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ – это: 1) процесс осуществления инновационной политики, планирования и организации инновационной деятельности, а также воздействие на развитие во времени и пространстве инновационных процессов с целью получения – при помощи нововведений – желаемых изменений среды внедрения; 2) процесс обеспечения единства, взаимосвязи и целенаправленности инновационных политики, деятельности и процессов с целью своевременной реализации намеченных к внедрению новшеств.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 11. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМИ НОВОВВЕДЕНИЯМИ. Управление нововведениями в любой сфере общественной жизни базируется на использовании законов развития природы и общества. На уровне предприятий, применительно к материальной сфере, решающее значение приобретают экономические методы управления техническим нововведениями – управление на основе экономических законов, управление посредством воздействия на интересы работников предприятия.

Экономическое управление возможно только при наличии определенного экономического механизма – «совокупности организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых форм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом конкретно складывающейся обстановки» [5, c.529].

Экономический механизм управления нововведениями на промышленном предприятии – это составная часть общего механизма управления предприятием, представляющая собой совокупность экономических методов, формируемых на основе закономерностей интенсивного типа развития и ориентирующих инноваторов предприятия на первоочередное внедрение таких технических нововведений, которые обеспечивают при данных условиях максимальный рост эффективности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ. Внедрение того или иного технического нововведения невозможно даже при наличии самого совершенного экономического механизма, если предприятие не обладает достаточным инновационным потенциалом – « готовностью и способностью осуществить впервые или воспроизвести (воспринять) ту или иную инновацию» [1, c.80]. Иначе говоря, экономическое управление техническими нововведениями возможно только при наличии экономического механизма, адекватного уровню и характеру решаемых предприятием задач.

Определение 13. Инноватика. Резюмируя вышеизложенное, инноватику можно определить как науку о сущности инновационной деятельности.

Выводы.

1. Нововведение как всеобщая форма материализованного знания возможно в любой сфере общественной жизни – материальной, социальной, политической, духовной.

2. Нововведением, внедренным в среду средств производства и (или) технологии (техническим нововведением) является внедренное впервые реализованное устройство или способ (технология).

3. Нововведение качественно изменяет среду внедрения:

а) в материальной сфере – процесс производства материальных благ;

б) в социальной – отношения между обществом и личностью, между социальными группами и другими общностями людей;

в) в политической – систему функционирования органов государственной власти и общественного самоуправления;

г) в духовной – производство, воспроизводство и распространение идей, теорий, духовно-культурных ценностей, эстетических и профессиональных знаний, навыков и представлений.

4. Нововведение – объект управления.

5. Управлять нововведениями – значит осуществлять при помощи новшеств целенаправленные изменения среды внедрения.

6. Управление нововведениями на основе знания и использования законов развития природы и общества является научным управлением. Разновидностью последнего является экономическое управление техническими нововведениями.

7. Экономическое управление техническими нововведениями возможно только при наличии инновационного потенциала и экономического механизма, адекватных уровню и характеру решаемых предприятием задач.

Текст статьи
  1. Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. – М.: Финансы и статистика, 1984.
  2. Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: Учебное пособие для экономических специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 1979.
  3. Громека В.И. США: научно-технический потенциал. Социально-экономические проблемы формирования и развития. – М.: Мысль, 1977.
  4. Мартино А. Технологическое прогнозирование. – М.: Прогресс, 1977.
  5. Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В.А., Абалкин Л.И., Ожерельев О.И. и др. – М.: Политиздат, 1988.
  6. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. – М.: Машиностроение, 1988.
  7. Романенко И.В. Формирование экономического механизма управления нововведениями на промышленном предприятии // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – СПб.: ИСЭП РАН, 1992.
  8. Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия) / Экономика, организация, планирование, управление. В 2-х т. Т.2 / Под. ред. д-ра экон. наук, проф. Г.А.Егиазаряна, д-ра экон. наук, проф. А.Д.Шеремета. – М.: Экономика, 1978.
  9. Теория управления: терминология / Отв. ред. д.т.н. Б.Г.Волик. – М.: Наука, 1988.
  10. Cox L.A. Industrial innovation: the role of the people and cost factors // Research management. – Vol. 19. - № 2. – NY: 1976.
  11. Pavitt K., Walker W. Government policies towards industrial innovation: a review // Research Policy. – Vol. 5. - № 1. – Amsterdam: 1976.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Осталось 7 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября