Главная
АИ #44 (174)
Статьи журнала АИ #44 (174)
Использование искусственного интеллекта в работе учреждений социально-культурной...

Использование искусственного интеллекта в работе учреждений социально-культурной деятельности

Научный руководитель

Мартиросян Карен Минасович

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

искусственный интеллект
учреждения социально-культурной деятельности

Аннотация статьи

Предметом настоящего исследования является использование искусственного интеллекта в работе учреждений социально-культурной деятельности. Нейронные сети поражают своими возможностями применения, которые охватывают широкий спектр областей: от создания виртуального мира до разработки модных коллекций, мебели и прототипов, вдохновляющих на творчество. Такие открытия подтверждают, что сгенерированная модель весом всего несколько гигабайт может быть использована практически в любой визуальной среде – она воплощает в себе образы, шаблоны, изображения и способна объединять их в синтезированные новые произведения. В настоящее время данная тема крайне актуальна, поскольку цифровые технологии уже закрепились в области творчества, таких как музыка, архитектура и дизайн.

Текст статьи

Искусственный интеллект (ИИ) играет все более важную роль в различных сферах человеческой деятельности, включая социально-культурные учреждения. ИИ также начинает оказывать заметное влияние на развитие искусства и образования. В этой статье мы рассмотрим основные преимущества использования искусственного интеллекта в учреждениях культуры и его возможные применения.

Об искусственном интеллекте человечество знает еще с пятидесятых годов прошлого века, однако настоящей популярности технология ИИ достигла лишь сегодня с увеличением объемов данных, улучшения алгоритмов, оптимизации вычислительных мощностей и средств хранения данных. Искусственный интеллект появился во многих сферах нашей жизни, помогая науке и обществу в таких разных задачах, что порой этому можно удивиться. Затронув другие сферы, коснулся он и сферы культуры, даже там ИИ выполняет задачи и постепенно обучается, используя собираемую со временем информацию. Как следствие – искусственный интеллект и сопутствующие ему инновации необходимы для динамики всех сфер деятельности людей внутри цивилизации.

Серьезные изменения в процессе развития технических средств затронули все сферы человеческой деятельности, в том числе и культуру. В течение последних десятилетий культура переносит глобальные изменения в связи с развитием технологий: компьютерных и цифровых. Таким образом, формируются новые художественные жанры, возник и следующий феномен - цифровые искусства. Широчайшие творческие возможности открылись в таких областях как виртуальная реальность, трехмерная анимация, интернет и интерактивные системы. Интерактивные мультимедийные технологии изменили отношения с пространством и временем. Образовалась мощная площадка для художественного самовыражения. Виртуальная реальность стимулирует эффект чувственной достоверности. Использование интерактивного режима позволяет любому участнику мероприятия вступать в контакт с артистом или художником, участвовать в создании произведения. Показательный пример: на московском фестивале искусств «Artlife fest» помимо обычных картин были представлены AR-картины с функцией дополненной реальности. Для взаимодействия с картиной посетитель скачивал приложение фестиваля на телефон, наводил камеру смартфона на картину и видел изменения на своем экране (вода начинала течь, появлялись дополнительные элементы, животные и предметы двигались и даже появлялась особая история картины). Все изменения были согласованы с художниками и фотографами, а посетители максимально увлеклись выделенными экспонатами, останавливаясь рядом и взаимодействуя с ними [3].

В нейронных сетях впечатляет именно поле для применения: от окна в мир в условиях без интернета до формирования гардероба, мебели или создания прототипов для вдохновения. Конечно, это лишь первые проблески применения нейронных сетей в сфере искусства, но уже сейчас можно увидеть, какие красивые вещи генерируют AI-художники с помощью нейронных сетей, например, CLIP или ruDall-E и им подобных. Все это наводит на мысль о том, что сгенерированная модель весом в пару гигабайтов может использоваться практически в любом визуальном контексте – она содержит в себе образы, шаблоны, картинки, элементы и способна их сочетать между собой, синтезируя новое. В настоящее время эта тема очень актуальна, так как цифровые технологии уже заняли свое место в творческой деятельности, такой, как музыка, архитектура, дизайн. Без использования цифровой обработки и компьютерных эффектов в современном кино бывает не обойтись [2].

Таким образом, ИИ сейчас используется повсеместно. Такие крупные компании, как "Яндекс", "Сбербанк" или "М-Видео", давно создали голосовых помощников для тех, кто пользуется их приложениями. На площадках даже появились организации, которые создают универсальные платформы для быстрой разработки таких "помощников" под заданные запросы. Кроме того, в нашей стране занимаются алгоритмами распознавания речи и внедрением индустриальной аналитики на основе ИИ в производство. Развитие искусственного интеллекта и его распространение по всему миру в последние годы идет темпами, которые ошеломляют. В свою очередь, и в сфере культуры существуют свои действующие разработки. Собственные голосовые помощники, рекомендации, алгоритмы, умный поиск есть и у ряда музеев, галерей и театров, что повышает их эффективность (теперь ИИ может помочь потребителю найти культурное мероприятие, подбирая по его интересам наиболее подходящие варианты для посещения) [3].

Использование искусственного интеллекта в учреждениях социально-культурной деятельности позволяет повысить эффективность, улучшить обслуживание посетителей и даже стимулировать новые формы творчества. Вот некоторые способы использования искусственного интеллекта в работе учреждений социально-культурной деятельности, которые сгенерировала нейросеть chat gpt:

1. Управление ресурсами и процессами:

а) оптимизация расписания мероприятий: ИИ может помочь в оптимизации расписания мероприятий, учитывая предпочтения посетителей и доступность персонала;

б) управление инфраструктурой: Использование ИИ для управления освещением, отоплением и системами безопасности помогает снизить энергопотребление и повысить безопасность учреждения.

2. Персонализация обслуживания:

а) рекомендации для посетителей: ИИ может анализировать данные о предпочтениях и поведении посетителей, чтобы предлагать им релевантные мероприятия и контент;

б) виртуальные ассистенты: виртуальные чат-боты и ассистенты могут отвечать на вопросы посетителей и помогать им найти необходимую информацию.

3. Культурное наследие и образование.

а) реставрация и сохранение искусства: ИИ может использоваться для анализа и реставрации художественных произведений и артефактов;

б) образовательные приложения: разработка образовательных приложений и платформ, которые используют ИИ для персонализации обучения.

4. Аналитика и маркетинг.

а) Анализ данных: ИИ может помочь в анализе посетительской статистики и маркетинговых данных для оптимизации стратегий продвижения и монетизации мероприятий;

б) социальные медиа: ИИ может помочь в анализе социальных медиа-публикаций и взаимодействий, чтобы оценить влияние и эффективность маркетинговых кампаний.

5. Усиление творчества.

а) генерация контента: ИИ может быть использован для создания искусства, музыки и литературы, что может стать источником вдохновения и новых творческих идей для художников и культурных деятелей.

6. Кураторство и анализ коллекций: ИИ может помочь кураторам учреждений культуры анализировать и классифицировать артефакты, произведения искусства и другие коллекции. Алгоритмы машинного обучения могут помочь автоматически идентифицировать и описывать предметы, упрощая инвентаризацию и управление коллекциями.

7. Пользовательский опыт: ИИ может усовершенствовать взаимодействие посетителей с учреждением культуры. Персонализированные рекомендации по выставкам, мероприятиям и искусству могут помочь посетителям находить контент, который соответствует их интересам.

8. Виртуальные исследования и образование: ИИ может использоваться для создания виртуальных туров по музеям и галереям, а также для образовательных целей. Это позволяет широкой аудитории получить доступ к культурному наследию и знаниям.

9. Консервация и реставрация искусства: ИИ может быть задействован для анализа состояния искусственных произведений и разработки методов консервации и реставрации.

10. Автоматизация процессов: ИИ может автоматизировать рутинные задачи, такие как управление билетами, планирование мероприятий и даже обработка запросов посетителей.

11. Анализ посещаемости и поведения посетителей: ИИ может помочь учреждениям культуры понимать, как посетители взаимодействуют с выставками и мероприятиями, предоставляя данные для улучшения экспозиций и программ.

12. Языковые переводы и доступность: ИИ может использоваться для автоматического перевода информации и обеспечения доступности для посетителей с разными языковыми потребностями.

В деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Пушкинская галерея» города-курорта Железноводска Ставропольского края были использованы нейросети для создания макета костюмов, используемых в рамках событийных массовых мероприятий: Хозяйка горы Железной, Славяновский и Смирновский источники. Применение нейросети позволило сотрудникам учреждений создать чёткое техническое задание на пошив костюмов, не привлекая художников и дизайнеров.

Однако, при внедрении ИИ необходимо учитывать вопросы конфиденциальности данных и этичные аспекты, чтобы обеспечить безопасность и доверие со стороны посетителей и работников учреждения.

Искусственный интеллект повлиял на культуру и в других планах: огромное количество фильмов снято на эту тему, вышло много книг о роботах, искусственном интеллекте и о том, что нас ждет в будущем, а наш язык из-за влияния искусственного интеллекта также претерпевает изменения. Повсеместная автоматизация текстов и литературы может привести к исчезновению некоторых языков, их упрощению. У самого ИИ часто возникают сложности с осознанием того, что присуще каждому человеку – юмора, иронии. Из-за этого у человечества со временем может развиться проблема, связанная с дегенерацией речи. Жаргон, шутки, ирония, сленг, приколы, все особые слова и выражения – все, что делает наш язык и жизнь богаче, для искусственного, созданного самим человеком, голосового помощника недоступно. Машине нужны простые задачи. В этом и опасность постоянного общения с голосовым помощником. Наша культура может стать менее устойчивой из-за тотального упрощения. Даже при условии того, что культура по мнению многих может исключать внедрение подобных инноваций, как и в любой сфере, в культуре ИИ имеет место быть. И лишь за незнанием, страхом и отсутствием насмотренности многие люди убеждены в обратном [3].

Искусственный интеллект – это разработанная технология, которая позволяет компьютеру учиться на своем опыте, решать проблемы и распознавать шаблоны. Эта технология приближена к человеческому мышлению. Искусство – это обобщающая категория эстетики, искусствознания и художественной практики. Это понимание реальности: процесс и итог выражения внутреннего и наружного (по отношению к автору) мира. При этом искусственному интеллекту трудно совместить свое существование с искусством, так как машина не способна чувствовать и понимать мир вокруг себя. И поэтому для обучения искусству машин вывели отдельный термин – Artificial Intelligence Art.Artificial Intelligence Art (AI Art) – это компьютерный алгоритм, который анализирует стили художественных работ, их цветовую палитру и форму, а затем, на своем опыте, создает новые работы. Визуально они довольно схожи с работами, написанными художниками [2].

Благодаря разработке новых идей, заимствования достижений других человеческих сообществ и совершенствованию старых технологий членами данной социокультурной формации (учеными и деятелями культуры и искусства) были найдены наилучшие пути для более комфортного и современного пребывания в культурных местах и в целом функционирования и развития культуры. Многие идеи отсеиваются, а основным маркером отбора чаще всего является практическая польза для данного сообщества с точки зрения людей, касающихся власти, а также готовность обычных людей к восприятию новейших идей и их принятия в свою повседневную жизнь. Затем следует этап трансформации инновационной идеи, после - интеграция и ускорение нововведений с доработками и корректировками. Далее же требуется учитывать возможности получения поддержки на всех этапах внедрения новшества, которые зависят от уровня инновационной культуры общества. То есть: открытости инновациям, готовности реализовать инновационную идею со стороны доминирующих социальных групп, представителей разных возрастов. Таким образом, ИИ обогатил культуру новыми средствами и возможностями.

Культурологи и искусствоведы разделились на два противоборствующих лагеря. Одни считают развитие ИИ, инновационных технологий и медиа-искусства перспективным и важнейшим направлением, другие же воспринимают это как путь к культурной атрофии общества [3]. Такая противоречивая оценка инноваций – является типичной проблемой на ранних стадиях роста инноваций, которая вторгается в нормальный порядок вещей и угрожает человеческой цивилизации.

Итак: мы можем представить себе возможности интеграции ИИ в сфере культуры. Как в сфере обслуживания культурных учреждений (при входе в учреждение), как в сфере взаимодействия с потребителем (почтовые рекомендации, рассылки, подсказки), так и непосредственная интеграция его, как культурного экспоната (картины). Со всех трех сторон, рассмотренных нами, искусственный интеллект показывает себя на должном уровне и не дает осечек, как ожидают этого некоторые противники ИИ и инновационных технологий в таких специфичных для инноваций сферах, как культура и искусство. Важно понимать, что подобная новизна полезна для культуры и в финансово-экономическом плане, так как новизна привлекает думающих посетителей, удивляют их и таким образом, в культурные учреждения поступает больше средств. Да, инновационные процессы характеризуются неизбежными рисками и неопределенностью, многие эксперты считают определяющим фактором их успешности наличие в стране развитого венчурного капитала, но вкладываться в инновации и ИИ необходимо по понятным причинам – они источник продвижения и новых витков финансово-экономических успехов. Если не вкладываться в инновации, то сфера теряет гораздо больше, чем она потеряла бы при неудачных попытках внедрения инновационных технологий и ИИ.

ИИ в наши дни – это все-таки реальность, которая не предназначена на замену людям. Его целью является расширение человеческих умений и возможностей. Поэтому данная технология является ценным бизнес-ресурсом и отличной возможностью для реализации новых идей в том числе и в сфере культуры [3].

Во всё многообразии вариантов неизменным остаётся одно – человек стремится к культуре, к творчеству, к созданию объектов, выражающих его ощущения, чувства, переживания; человек стремится к самоанализу и к пониманию себя и своего места в мире. Эта основная черта предопределяет и имеющиеся у него потребности в выражении себя – и данная возможность в современности является куда более доступной, чем когда-либо.

Практически каждый, кто обладает персональным компьютером и доступом в Интернет, получает возможности для ознакомления с большинством достижений культуры человечества и разных народов; он также обретает и возможность творить. Если не рассматривать для этих целей компьютер, то на сегодня доступ к культуре является весьма простым – поездки, туризм, изучение литературы и иных объектов культуры в музеях также позволяют прикоснуться к культуре.

На сегодняшний день появилось множество новых «компьютерных» направлений культуры, и одним из таких направлений является культура с применением искусственного интеллекта. Функции искусственного интеллекта могут включать в себя:

  • обучение и самообучение;
  • понимание и применения знаний, относящихся к специфическим;
  • различного рода рассуждения в процессе выполнения поставленной задачи;
  • взаимодействие или совместная работа с другими компьютерами для прохождения обучения и выполнения задач.

Таким образом, искусственный интеллект представляет собой прежде всего инструмент, сущность, необходимую для обучения машин и для облегчения деятельности человека или достижения целей, где человеческий мозг может не справляться с нагрузками.

Нейросети – проявление искусственного интеллекта – позволяют совершенствовать многие механизмы продаж, управления, анализа, однако на сегодняшний день многие из них могут создать картину на основе множества картинок или фото; часть из них способна даже создавать музыку. Помимо того, нейросети и искусственный интеллект применяются и для реставрации картин, а также в иных областях деятельности, связанных с культурой и искусством. Помимо того, у робота или нейросети нет потребности в самовыражении, в рефлексии, а именно рефлексия и эмоции определяют человека как живое, сложное существо. Наконец, человек – существо биосоциальное, для него важна жизнь в обществе и в какой-либо форме взаимодействие с ним, ему сложно жить без социальных контактов вообще, чего не скажешь о компьютере или искусственном интеллекте [1].

На вопрос: «Какие изменения ждут учреждения культуры в 2024 году?» нейросеть chat gpt дала такой ответ:

«На данный момент у меня нет информации о событиях после января 2022 года, и я не могу предсказать будущее. Ожидаемые изменения в учреждениях культуры в 2024 году будут зависеть от ряда факторов, включая политические решения, финансирование, социокультурные тенденции и другие обстоятельства. Для получения актуальной информации ожидаемых изменениях в учреждениях культуры в 2024 году, рекомендуется обратиться к официальным источникам, государственным учреждениям культуры и новостным источникам, следящим за этой темой».

Таким образом, стоит отметить, что искусственный интеллект не сможет быть творцом самостоятельно, однако на практике уже активно применяется искусственный интеллект как отдельный инструмент в том числе и для творчества, равно как применяются компьютеры, новые технические средства или кисть художника. По этой причине необходимо заключить, что сам по себе искусственный интеллект в сфере культуры вполне возможен и активно применяется человеком, но создание роботом собственных произведений едва ли возможно.

Список литературы

  1. Гордиенко О.О. Особенности и перспективы использования искусственного интеллекта в сфере культуры: сборник трудов конференции. / О.О. Гордиенко, К.И. Олешкевич // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 дек. 2022 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2022. – С. 18-20. – ISBN 978-5-907561-96-0. – DOI 10.31483/r-104889..
  2. Морковкин Е.А., Новичихина А.А., Замулин И.С. Искусственный интеллект как инструмент современного искусства // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2021. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-kak-instrument-sovremennogo-iskusstva (дата обращения: 26.10.2023).
  3. Олешкевич К. И., Авдеева Т. М. Современное состояние и перспективы развития технологий ИИ в сфере культуры // Актуальные исследования. 2021. №8 (35). С. 22-25. URL: https://apni.ru/article/1949-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi-razviti (дата обращения: 26.10.2023)

Поделиться

1803

Колантаевская Е. А. Использование искусственного интеллекта в работе учреждений социально-культурной деятельности // Актуальные исследования. 2023. №44 (174). Ч.I.С. 101-106. URL: https://apni.ru/article/7298-ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-rabo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря