На сегодняшний день в нашем образовании происходят стремительные изменения и новые перемены. На смену обыденному стилю работы приходит современный стиль работы, и одним из показателей профессиональной компетентности педагогов является его способность к самообразованию различными методами: чтение методической литературы, участие в семинарах-практикумах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства, что достигается посредством организации инновационной деятельности образовательной организации, а так же в следствии методического сопровождения тьютора, педагога-наставника, методиста [1].
Педагог (с точки зрения науки) – это специалист, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления выполняемой трудовой деятельности, вносящий свой личный творческий вклад в профессиональную деятельность. Он стремится заявить о себе педагогической общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему претендовать на продвижение по «карьерной лестнице» и быть профессионально успешным. В достижении такого успеха неоценимую роль играют участие в конкурсах педагогического мастерства.
Конкурсы – это своего рода остановка, взгляд на свою профессиональную деятельность со стороны [2]. У каждого педагога появляется возможность показать, что он является креативным педагогом, так как использует инновационные образовательные технологии, обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном, региональном и Всероссийском уровнях.
Целью любого конкурса, является популяризация приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение авторитета педагогической профессии. Для достижения цели решается ряд задач: выявление лучших педагогических работников, оценивание профессионализма педагогов другими участниками, осуществление поддержки и поощрение лучших творческих педагогов, стимулирование развития системы дошкольного образования, создание условий для обмена педагогическим опытом и распространения в профессиональной среде авторских идей профессиональной деятельности педагогов.
Основными мотивирующими факторами влияющими на принятие решения принимать участие в конкурсах профессионального мастерства являются: потребность в передаче приобретенного педагогического опыта, профессионально-личностный интерес и рост, желание ознакомиться с опытом других педагогов, приобретение определенного профессионального статуса, желание повысить профессионализм, получить признание в педагогическом профсообществе, стремление стать лучшим из лучших, возможность доказать свой профессионализм, оригинальность, исключительность и стать на какое-то время «звездой» профессионального педагогического сообщества [3].
В связи с этим повышается роль методиста и методической службы в оказании помощи и поддержки педагогу, решившему принять участие в конкурсах профессионального мастерства. Специфика методического сопровождения педагогов проявляется в гибком реагировании на степень профессиональной готовности участника к конкурсу и предполагает непрерывность деятельности обеих сторон.
Ведущей деятельностью методической службы является методическое сопровождение участников педагогических конкурсов профессионального мастерства. Деятельность методической службы направлена, в том числе и на формирование мотива достижения успеха в конкурсе и в постконкурсный период. Для того чтобы добиться успехов, методист работает не единомышленно, создается сплоченная рабочая команда из числа руководителей ОУ, администрации, наставников, педагогов, ранее ставших победителями в конкурсах профессионального мастерства.
В конкурсном движении профессионального мастерства можно выделить три этапа, которые представляют единую систему развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
Первый этап, предполагает вхождение педагога в конкурс, на котором происходит осознание своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства. Для педагога данный этап начинается с принятия решения об участии в конкурсе. Одним мотивацией служит соревнование, ощутить азарт борьбы, находится в ситуации успеха, демонстрируя свои профессиональные качества. Другие вступают на этот путь вынужденно и таких участников большинство тоже ни для кого не секрет. Это решение нельзя назвать легким. Так как педагоги зачастую принимают участие в различного рода конкурсах, особенно в заочных. И здесь кроется один из главных страхов – это очные конкурсы, где педагогу предоставляется возможность публичного предъявления опыта демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самоанализа. Оценив ступень своей профессиональной готовности к участию в конкурсе, педагогам приходится прибегать к определенным усилиям в области саморазвития и профессионального роста.
Методическое сопровождение на данном этапе состоит в организации семинаров-практикумов, консультаций посвященных анализу профессиональных затруднений педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства. Например, при подготовке к конкурсам «Воспитатель года», «Учитель года» нами как методистами совместно с конкурсантом на начальном этапе проводится работа по изучению положения о конкурсе, далее приступаем к подготовке материалов заочного этапа. Совместно с педагогом разрабатываем педагогическую находку и самопрезентацию, редактируем опыт работы, вместе работаем над созданием видеовизитки и интернет-портфолио, разработки дизайн-проекта конкурсных материалов. При разработке педагогической находки или педагогического занятия, оказываем консультативную помощь педагогам в отборе технологий, форм, методов и приёмов, оборудование, предполагаемое для занятия, цели, задачи, упражнения, все материалы рассматриваются, дополняются, совместно с конкурсантом.
Второй этап (собственно-конкурсный) предполагает само участие в конкурсе, на котором происходит выявление способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, подтверждение своего профессионализма. Именно на этом этапе конкурсных испытаний появляется возможность общения с коллегами. Как один из факторов дальнейшего профессионального развития на этом этапе хочется отметить преимущества публичного предъявления опыта, возможность диалога с членами жюри, а также наличие обратной связи с аудиторией.
Методическое сопровождение на данном этапе предусматривает индивидуальное консультирование конкурсантов по соответствию требований к выполнению различных конкурсных заданий, оформления материалов заочного и очного этапов конкурса. Главное на этом этапе то, чтобы конкурсант чувствовал поддержку методиста и администрации, для этого необходимо вначале провести беседу, провести консультации, направленные на формирование умений преодолевать стрессовые ситуации, возникающие барьеры и помехи в процессе будущего публичного выступления. Далее скрупулезно с конкурсантом и администраций образовательного учреждения, совместно разрабатываем конспекты занятий, мастер-классы.
Тритий этап (постконкурсный) время после конкурса, когда происходит прогноз дальнейшей деятельности участника, более глубокое осмысление социальных и профессиональных ценностей. Этот этап очень важен для участников. Так как спустя некоторое время после конкурса, у одних приходит ощущение пустоты, у других остается чувство некоторой незавершенности конкурса, недосказанности.
Работа по методическому сопровождению на данном этапе проходит с целью дальнейшего развития профессионализма конкурсанта. После конкурсных мероприятий, самое главное не забыть конкурсанта. Для этого на муниципальном уровне организовываем встречи конкурсантов с предыдущими участниками конкурсов профессионального мастерства. С целью пропаганды педагогического опыта, конкурсные материалы представляем на муниципальном и межмуниципальном уровнях, конкурсанты делятся опытом работы на методическом объединении, семинарах с руководителями. Участие конкурсанта на региональном уровне освещаем в средствах массовой информации. Опыт работы конкурсанта обобщаем на муниципальном уровне и дальше проводим работу так, чтобы данный опыт попал в региональный банк лучших педагогов области. На данном этапе с конкурсантами проговариваем все плюсы и минусы участия в профессиональных педагогических конкурсах, независимо от итога конкурсных испытаний [1].
Положительные факторы: возможность раскрыть свои скрытые способности, формирование стрессоустойчивости, развитие творческого потенциала, развитие коммуникативных способностей, повышение рейтинга педагога и образовательной организации в целом, внедрение новых инновационных технологий в сферу образования [2].
Отрицательные факторы: любой конкурс – испытание для человека, стрессовая ситуация, нехватка времени.
Важно, чтобы после конкурсных испытаний педагог был не забыт – такое событие в профессиональной жизни человека не должно пройти бесследно! Участник он, победитель или призер, конкурсант должен делиться своим опытом с коллегами, входить в состав жюри на разных уровнях, передавать свое мастерство молодым педагогам, стать наставником, его мнение должно всегда учитываться при подготовке к другим значимым мероприятиям.
Для педагогов, решивших принять участие в профессиональных педагогических конкурсах, очень важно методическое сопровождение на каждом этапе этого сложного пути.
Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, так как дают возможность ему стать значимым в профессиональном сообществе через оценку собственной педагогической деятельности данным сообществом, материальное и моральное поощрение, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания. А стать лучшим среди равных было бы трудно без участия наставников, коллег и методической службы [1].
Как показывает опыт, конкурсы профессионального мастерства стали результативной формой повышения профессиональной квалификации, педагогической компетентности педагогов и являются для педагога не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании.
Методическая служба является постоянным помощником в сопровождении участников педагогических конкурсов, оказывает методическую поддержку педагогам претендующих на участие в конкурсах и педагогам, которые испытывают профессиональные дефициты, содействует динамике профессионального развития педагогов в постконкурсный период, обобщает и распространяет положительный опыт участия педагогов в профессиональных конкурсах.