Автор(-ы):
Чумаченко Евгения Юрьевна
Старченко Татьяна Сергеевна
Ломоносова Зоя Викторовна
2 ноября 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются направления и содержание логопедической работы по формированию навыка творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования (карт Проппа).
Текст статьи
Формирование связной речи у детей – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). В логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи и творческого рассказывания, в частности, как важнейшего этапа при обучении связной речи, становится важной целью всего коррекционного процесса. Овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для овладения учебной деятельностью (Л.А. Горбушина, Т.Р. Кислова, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева). Обучение данному виду рассказывания приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с общим недоразвитием речи, так и развития их творческих возможностей.
Исследования особенностей формирования творческого рассказывания у детей с ОНР представлены в работах Е.В. Аханьковой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др. Исследователи отмечают, что дети с ОНР испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого детям текста.
Вопросы развития связной речи детей с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах А. М. Бородич, Е. И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Л.П. Федоренкой, Г. А. Фомичевой и др. В.П. Глухов в системе обучения детей с ОНР связной речи определяет следующие направления:
Обучению детей рассказыванию предшествует подготовительная работа. В.П. Глухов [3] выделяет следующие этапы подготовительной работы: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.
Задачи подготовительного этапа обучения:
Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов. В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий [1]:
При проведении занятий по формированию связной речи Т.А. Ткаченко предусматривает реализацию следующих методических принципов:
Применение системы моделирования позволяет формировать связную речь у детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями [7]. Примером предметной модели являются «карты Проппа», рекомендованные Д. Родари для моделирования сказки и представляющие собой набор нарисованных картинок, выполненных или самими детьми, или педагогом [5]. Игра, предложенная Д. Родари, связана с именем замечательного русского фольклориста В.Я. Проппа. Исследователь и знаток русских народных сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру многих народных сказок и выделил постоянные «функции» действующих лиц, последовательность которых всегда одинакова. Согласно исследованию В.Я. Проппа, таких функций 31, но, разумеется, не во всех сказках присутствуют одновременно все функции, их строгая последовательность может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу сюжета, считал исследователь. Д. Родари обобщил выявленные Проппом функции [5]:
Д. Родари предложил изготовить набор «пропповских карт», обозначив каждую функцию либо с помощью предметного (несложного сюжетного) рисунка или наклеенного изображения, либо подобрав соответствующие символы, условные знаки, что будет соответствовать предметному или схематическому моделированию сказки. Данные «карты» великий сказочник рекомендовал использовать и при пересказе известных детям сказок и при сочинении преобразованных, творческих сюжетов. Введение наглядного моделирования (карт Проппа) в процесс ознакомления детей с содержанием сказок может привести к более глубокому пониманию его основных событий, к прослеживанию и выстраиванию «логики» действий. С другой стороны, использование наглядных моделей – это путь развития умственных способностей ребенка, в процессе которого внешние модели и действия с ними переходят во внутренний план и становятся модельными (обобщенными) представлениями, ориентирующими ребенка в связях и отношениях действительности. На начальных этапах лучше использовать «карты» по порядку, пронумеровав их цифрами, и сюжет сказок вести последовательно, воспроизводя известные тексты. Следует отметить, что в пересказе художественных произведений присутствует не только познавательный, но и эмоциональный, оценочный компонент, нередко на первый план выступают переживания, оценочное отношение ребенка к происходящим событиям.
Таким образом, использование приемов творческого рассказывания занимает особое место в системе коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечено, что овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности. Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности. Проанализировав методики работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР как теоретиков, так и практиков, можно прийти к выводу, что существует большое количество методов формирования связной речи, которые активно используются в логопедической практике. Необходимо отметить, что важными методическими условиями формирования навыка творческого рассказывания являются «внешние» и «внутренние». Среди «внешних» условий можно выделить:
Успешное обучение детей творческому рассказыванию также определено и «внутренними» факторами, направленными на:
Использование карт Проппа, содержит в себе потенциальные возможности для обеспечения этих условий.
Список литературы
Поделиться
Чумаченко Е. Ю., Старченко Т. С., Ломоносова З. В. Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования карт Проппа // Актуальные исследования. 2023. №44 (174). Ч.II.С. 99-102. URL: https://apni.ru/article/7326-logopedicheskaya-rabota-po-formirovaniyu