Формирование связной речи у детей – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). В логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи и творческого рассказывания, в частности, как важнейшего этапа при обучении связной речи, становится важной целью всего коррекционного процесса. Овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для овладения учебной деятельностью (Л.А. Горбушина, Т.Р. Кислова, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева). Обучение данному виду рассказывания приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с общим недоразвитием речи, так и развития их творческих возможностей.
Исследования особенностей формирования творческого рассказывания у детей с ОНР представлены в работах Е.В. Аханьковой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др. Исследователи отмечают, что дети с ОНР испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого детям текста.
Вопросы развития связной речи детей с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах А. М. Бородич, Е. И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Л.П. Федоренкой, Г. А. Фомичевой и др. В.П. Глухов в системе обучения детей с ОНР связной речи определяет следующие направления:
- обучение составлению высказываний по наглядному восприятию;
- обучение воспроизведению прослушанного текста;
- обучение составлению рассказа-описания;
- формирование навыка рассказывания с элементами творчества.
Обучению детей рассказыванию предшествует подготовительная работа. В.П. Глухов [3] выделяет следующие этапы подготовительной работы: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.
Задачи подготовительного этапа обучения:
- развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей;
- формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога;
- закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;
- формирование умений адекватно передавать в речи простые действия;
- усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (словаопределения, глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний;
- практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;
- формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью;
- формирование умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.
Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов. В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий [1]:
- составление рассказа по аналогии;
- придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа;
- составление сюжетного рассказа по набору картин или предметов;
- сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам;
- сочинение собственного рассказа.
При проведении занятий по формированию связной речи Т.А. Ткаченко предусматривает реализацию следующих методических принципов:
- постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-х словных к 4-х словным, от фраз к рассказу);
- постоянная активизация в ходе занятий детей (особенно из слабой подгруппы, но только на уровне фразовых ответов);
- определенная последовательность опроса детей при рассказывании.
Применение системы моделирования позволяет формировать связную речь у детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями [7]. Примером предметной модели являются «карты Проппа», рекомендованные Д. Родари для моделирования сказки и представляющие собой набор нарисованных картинок, выполненных или самими детьми, или педагогом [5]. Игра, предложенная Д. Родари, связана с именем замечательного русского фольклориста В.Я. Проппа. Исследователь и знаток русских народных сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру многих народных сказок и выделил постоянные «функции» действующих лиц, последовательность которых всегда одинакова. Согласно исследованию В.Я. Проппа, таких функций 31, но, разумеется, не во всех сказках присутствуют одновременно все функции, их строгая последовательность может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу сюжета, считал исследователь. Д. Родари обобщил выявленные Проппом функции [5]:
- зачин;
- особое обстоятельство;
- предписание или запрет;
- нарушение;
- отъезд героя;
- появление друга-помощника;
- задача и способ достижения цели;
- вредительство;
- одержание победы;
- погоня;
- спасение от преследования;
- встреча с дарителем;
- волшебные дары;
- отлучка дарителя;
- появление героя,
- борьба с врагом;
- «метка» героя;
- трудные испытания;
- победа;
- новый облик героя;
- возвращение;
- прибытие домой;
- ложный герой;
- беда ликвидируется;
- ложный герой изобличается;
- узнавание героя;
- счастливый конец;
- мораль.
Д. Родари предложил изготовить набор «пропповских карт», обозначив каждую функцию либо с помощью предметного (несложного сюжетного) рисунка или наклеенного изображения, либо подобрав соответствующие символы, условные знаки, что будет соответствовать предметному или схематическому моделированию сказки. Данные «карты» великий сказочник рекомендовал использовать и при пересказе известных детям сказок и при сочинении преобразованных, творческих сюжетов. Введение наглядного моделирования (карт Проппа) в процесс ознакомления детей с содержанием сказок может привести к более глубокому пониманию его основных событий, к прослеживанию и выстраиванию «логики» действий. С другой стороны, использование наглядных моделей – это путь развития умственных способностей ребенка, в процессе которого внешние модели и действия с ними переходят во внутренний план и становятся модельными (обобщенными) представлениями, ориентирующими ребенка в связях и отношениях действительности. На начальных этапах лучше использовать «карты» по порядку, пронумеровав их цифрами, и сюжет сказок вести последовательно, воспроизводя известные тексты. Следует отметить, что в пересказе художественных произведений присутствует не только познавательный, но и эмоциональный, оценочный компонент, нередко на первый план выступают переживания, оценочное отношение ребенка к происходящим событиям.
Таким образом, использование приемов творческого рассказывания занимает особое место в системе коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечено, что овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности. Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности. Проанализировав методики работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР как теоретиков, так и практиков, можно прийти к выводу, что существует большое количество методов формирования связной речи, которые активно используются в логопедической практике. Необходимо отметить, что важными методическими условиями формирования навыка творческого рассказывания являются «внешние» и «внутренние». Среди «внешних» условий можно выделить:
- Создание положительной мотивации к занятиям у детей.
- Построение и организация занятий, способствующих творческому развитию ребенка.
- Сотрудничество родителей, учителей-логопедов, воспитателей и других работников образовательного учреждения в целях воспитания творчески-развитого, инициативного ребенка.
Успешное обучение детей творческому рассказыванию также определено и «внутренними» факторами, направленными на:
- Развитие связной речи ребенка дошкольного возраста.
- Обогащение словаря (расширение лексики, понимание детьми значений слов, выразительные средства языка, развитие интонационной выразительности речи и т.д.).
- Формирование грамматического строя речи (формирование знаний о структуре рассказа, логике повествования, связях между предложениями и т.д.).
- Расширение опыта детей (социального, речевого и языкового) и формирование познавательной деятельности.
- Развитие самостоятельности и творческой активности детей при рассказывании.
Использование карт Проппа, содержит в себе потенциальные возможности для обеспечения этих условий.