Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования карт Проппа

В статье рассматриваются направления и содержание логопедической работы по формированию навыка творческого рассказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования (карт Проппа).

Аннотация статьи
навык
творческий рассказ
карты Проппа
логопедическая работа
общее недоразвитие речи
Ключевые слова

Формирование связной речи у детей – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). В логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи и творческого рассказывания, в частности, как важнейшего этапа при обучении связной речи, становится важной целью всего коррекционного процесса. Овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для овладения учебной деятельностью (Л.А. Горбушина, Т.Р. Кислова, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева). Обучение данному виду рассказывания приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с общим недоразвитием речи, так и развития их творческих возможностей.

Исследования особенностей формирования творческого рассказывания у детей с ОНР представлены в работах Е.В. Аханьковой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др. Исследователи отмечают, что дети с ОНР испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого детям текста.

Вопросы развития связной речи детей с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах А. М. Бородич, Е. И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Л.П. Федоренкой, Г. А. Фомичевой и др. В.П. Глухов в системе обучения детей с ОНР связной речи определяет следующие направления:

  • обучение составлению высказываний по наглядному восприятию;
  • обучение воспроизведению прослушанного текста;
  • обучение составлению рассказа-описания;
  • формирование навыка рассказывания с элементами творчества.

Обучению детей рассказыванию предшествует подготовительная работа. В.П. Глухов [3] выделяет следующие этапы подготовительной работы: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

Задачи подготовительного этапа обучения:

  • развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей;
  • формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога;
  • закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;
  • формирование умений адекватно передавать в речи простые действия;
  • усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (словаопределения, глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний;
  • практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;
  • формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью;
  • формирование умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.

Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов. В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий [1]:

  • составление рассказа по аналогии;
  • придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа;
  • составление сюжетного рассказа по набору картин или предметов;
  • сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам;
  • сочинение собственного рассказа.

При проведении занятий по формированию связной речи Т.А. Ткаченко предусматривает реализацию следующих методических принципов:

  • постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-х словных к 4-х словным, от фраз к рассказу);
  • постоянная активизация в ходе занятий детей (особенно из слабой подгруппы, но только на уровне фразовых ответов);
  • определенная последовательность опроса детей при рассказывании.

Применение системы моделирования позволяет формировать связную речь у детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями [7]. Примером предметной модели являются «карты Проппа», рекомендованные Д. Родари для моделирования сказки и представляющие собой набор нарисованных картинок, выполненных или самими детьми, или педагогом [5]. Игра, предложенная Д. Родари, связана с именем замечательного русского фольклориста В.Я. Проппа. Исследователь и знаток русских народных сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру многих народных сказок и выделил постоянные «функции» действующих лиц, последовательность которых всегда одинакова. Согласно исследованию В.Я. Проппа, таких функций 31, но, разумеется, не во всех сказках присутствуют одновременно все функции, их строгая последовательность может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу сюжета, считал исследователь. Д. Родари обобщил выявленные Проппом функции [5]:

  • зачин;
  • особое обстоятельство;
  • предписание или запрет;
  • нарушение;
  • отъезд героя;
  • появление друга-помощника;
  • задача и способ достижения цели;
  • вредительство;
  • одержание победы;
  • погоня;
  • спасение от преследования;
  • встреча с дарителем;
  • волшебные дары;
  • отлучка дарителя;
  • появление героя,
  • борьба с врагом;
  • «метка» героя;
  • трудные испытания;
  • победа;
  • новый облик героя;
  • возвращение;
  • прибытие домой;
  • ложный герой;
  • беда ликвидируется;
  • ложный герой изобличается;
  • узнавание героя;
  • счастливый конец;
  • мораль.

Д. Родари предложил изготовить набор «пропповских карт», обозначив каждую функцию либо с помощью предметного (несложного сюжетного) рисунка или наклеенного изображения, либо подобрав соответствующие символы, условные знаки, что будет соответствовать предметному или схематическому моделированию сказки. Данные «карты» великий сказочник рекомендовал использовать и при пересказе известных детям сказок и при сочинении преобразованных, творческих сюжетов. Введение наглядного моделирования (карт Проппа) в процесс ознакомления детей с содержанием сказок может привести к более глубокому пониманию его основных событий, к прослеживанию и выстраиванию «логики» действий. С другой стороны, использование наглядных моделей – это путь развития умственных способностей ребенка, в процессе которого внешние модели и действия с ними переходят во внутренний план и становятся модельными (обобщенными) представлениями, ориентирующими ребенка в связях и отношениях действительности. На начальных этапах лучше использовать «карты» по порядку, пронумеровав их цифрами, и сюжет сказок вести последовательно, воспроизводя известные тексты. Следует отметить, что в пересказе художественных произведений присутствует не только познавательный, но и эмоциональный, оценочный компонент, нередко на первый план выступают переживания, оценочное отношение ребенка к происходящим событиям.

Таким образом, использование приемов творческого рассказывания занимает особое место в системе коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечено, что овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности. Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности. Проанализировав методики работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР как теоретиков, так и практиков, можно прийти к выводу, что существует большое количество методов формирования связной речи, которые активно используются в логопедической практике. Необходимо отметить, что важными методическими условиями формирования навыка творческого рассказывания являются «внешние» и «внутренние». Среди «внешних» условий можно выделить:

  1. Создание положительной мотивации к занятиям у детей.
  2. Построение и организация занятий, способствующих творческому развитию ребенка.
  3. Сотрудничество родителей, учителей-логопедов, воспитателей и других работников образовательного учреждения в целях воспитания творчески-развитого, инициативного ребенка.

Успешное обучение детей творческому рассказыванию также определено и «внутренними» факторами, направленными на:

  1. Развитие связной речи ребенка дошкольного возраста.
  2. Обогащение словаря (расширение лексики, понимание детьми значений слов, выразительные средства языка, развитие интонационной выразительности речи и т.д.).
  3. Формирование грамматического строя речи (формирование знаний о структуре рассказа, логике повествования, связях между предложениями и т.д.).
  4. Расширение опыта детей (социального, речевого и языкового) и формирование познавательной деятельности.
  5. Развитие самостоятельности и творческой активности детей при рассказывании.

Использование карт Проппа, содержит в себе потенциальные возможности для обеспечения этих условий.

Текст статьи
  1. Аханькова Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Е.В. Аханькова – М., 2004. – 209 с.
  2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб.пособие / В.К. Воробьева – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов – М.: Аркти, 2004. – 168 с.
  4. Методика развития речи [Текст] / Под ред. Л.П. Федоренко. – М., 1984. – С. 240, 73.
  5. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй [Текст] // Д. Родари– М.: Прогресс, 1990. – 207 с.
  6. Строгова С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования [Текст] / С.Ю. Строгова // Логопед. – 2010. – №8. – С. 10-16.
  7. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. – №10. – С. 16-21.
Список литературы