Анализ изменений, произошедших в результате технологических перемен в образовании, позволяет утверждать, что учебные заведения вынуждены становиться более гибкими и приближенными к нуждам потребителя.
Инструментом управления качеством образования служат системы менеджмента качества (СМК). Новой для теории административного управления является рекомендация управлять не структурными подразделениями образовательных учреждений (управлениями, факультетами, отделами, кафедрами, лабораториями), а процессами (обучения, воспитания, материально-технического обеспечения, повышения квалификации персонала).
Исследования и опыт практического применения авторами технологий дистанционного и электронного обучения в процессах подготовки специалистов без отрыва от производства показал [1, с.32], что управлять качеством подготовки возможно только в случае, если различные технологии будут оценены с точки зрения педагогической целесообразности, а право их выбора оставлено за педагогами. При этом возникает необходимость оценивать качество освоения компетенций, приобретенных студентами в результате обучения, независимо от применяемых технологий.
Поэтому разработка комплексной методики измерения качества обучения (квалиметрии) для оценки различных вариантов комплексирования технологий с точки зрения влияния каждого видов технологий на итоговый (обобщенный) показатель качества, а также принятие педагогических решений путем моделирования процессов и применения информационных технологий – является актуальной задачей как в теоретическом, так и практическом плане.
Многообразие задач, решаемых при управлении образовательным процессом, требует разработки частных квалиметрических методик, которые могут быть сгруппированы по их назначению следующим образом [2, с.50]:
– управление успеваемостью студентов;
– учет приоритетов;
– формирование образовательных траекторий.
В число методик, обеспечивающих управление успеваемостью студентов, входят:
- текущий контроль успеваемости по отдельной дисциплине;
- сравнительная оценка успеваемости по нескольким дисциплинам;
- выборочный текущий контроль успеваемости студентов;
- выборочный итоговый контроль компетентности выпускников.
Текущий контроль успеваемости студентов – традиционная форма управления учебным процессом. Подход, при котором комплексным показателем качества знаний, характеризующим степень усвоения всеми студентами программного материала по дисциплине, служит «средний балл», представляющий собой среднее арифметическое значение оценок (в цифровой форме), полученных всеми студентами в группе, является некорректным. Отметки являются просто обозначениями реперных точек на квалиметрической шкале и математические действия с отметками невозможны. Более корректным будет расчет комплексного показателя качества Qд.
Если зачетная ведомость по отдельной дисциплине представлена в текстовом формате, то комплексный показатель успеваемости (качества знаний) по этой дисциплине рассчитывается по формуле [3, с.218]:
где nнз – число «незачетов» (число студентов, не сдавших зачет);
m – число студентов, сдававших зачеты.
Если ведомость успеваемости студентов по отдельной дисциплине представлена в цифровом формате с обозначениями реперных точек цифрами 2, 3, 4, 5, то комплексный показатель качества знаний рассчитывается по формуле:
где i – оценки (обозначения реперных точек) из числа 2, 3, 4, 5;
ni – число i-х оценок;
m – число студентов, проходивших аттестацию в цифровой форме.
Выборочный статистический контроль текущей успеваемости студентов проводится по ведомостям успеваемости во время мониторинга и при самообследовании вуза перед государственной аттестацией.
Решение в отношении каждого студента принимается по правилу при Qк > 0,5 студент аттестуется; при Qк ≤ 0,5 – не аттестуется.
При количестве не аттестованных студентов, меньшем или равном приемочному числу Ас, вся генеральная совокупность студентов, из которой сделана выборка, признается удовлетворяющей требованиям, предъявляемым к качеству образования; при количестве не аттестованных студентов, большем Ас, генеральная совокупность признается не соответствующей требованиям, предъявляемым к качеству образования.
Выборочный итоговый контроль компетентности выпускников проводится экспертным методом. Эксперты проводят собеседования (тестирование) с выпускниками, попавшими в выборку, по группам компетенций и выражают свое мнение о результатах собеседования.
К числу методик учета приоритетов относятся:
- учет важности отдельных дисциплин при формировании у студентов определенной компетенции;
- учет значимости мнений потребителей и заинтересованных сторон о качестве подготовки выпускников;
- организация целевой подготовки специалистов с высшим образованием.
Формирование образовательных траекторий в рамках вуза –э то:
- построение индивидуальных образовательных траекторий;
- организация учебного процесса при подготовке дипломированных специалистов по заказам предприятий;
- формирование программ магистратуры и профилей подготовки бакалавров по выбранному направлению.
Построение индивидуальных образовательных траекторий
Перечень компетенций, которыми должен овладеть каждый студент за время обучения в вузе, регламентирован ФГОС. Однако при обучении без отрыва от производства любой студент может самостоятельно определить для себя наиболее важные и менее важные для его производственной деятельности учебные дисциплины из числа тех, которые формируют каждую компетенцию. В этом случае следует присваивать дисциплинам учебного плана весовые коэффициенты в зависимости от важности данной дисциплины для интересов студента. Студент будет изучать все положенные по учебному плану дисциплины, но их объем должен определяться в зависимости от весовых коэффициентов – таким образом будут строиться индивидуальные образовательные траектории [4, с.177].
Применение современных информационных технологий привносит в учебный процесс новые возможности: сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса, широкое использование информационных ресурсов, существенное расширение возможностей традиционных форм обучения, а также возможность построения новых эффективных форм обучения. Однако новые формы учебного процесса требуют и новых методик оценки качества обучения.