Цель работы – изучить аспекты помощи медицинской сестры в сохранении кормления грудью ребёнка на первом году жизни.
Общее развитие детей в первые месяцы зависимы от правильного вскармливания ребенка грудью. В ходе последних исследований в течение десятилетий были выявлены новые свойства. Кормление грудью положительно влияет на психоэмоциональное, физическое, умственное, а так же формирует на многие годы здоровье ребенка и речевое развитие.
Нормальной едой для младенца в первый год жизни является молоко матери, так как в нем в оптимальном соотношении имеются полноценные жиры, белки и углеводы, а также вещества и витамины для того, чтобы обеспечить активный рост и развитие малыша. Необходимо подробнее рассмотреть преимущества и состав молока матери.
Именно благодаря тому, что мелкодисперсные белки увеличивают поверхность, которая доступна для того, чтобы воздействовал желудочный сок. Потребности ребенка соответствует неповторимый аминокислотный состав.
Лактоза (сахар, который содержится в женском молоке) необходима для стимуляции грамположительной бактерицидной флоры и синтезирует витамины группы B. B грудном молоке содержится около семидесяти ферментов, функционирующих непосредственно в молоке и в ЖКТ ребёнка, начинающих с полости рта. Влияющих на диффузный барьер слизистой кишечника. Дети, находящиеся на естественном вскармливании, получают минеральные
Женское молоко – питательная жидкость, вырабатываемая молочными железами женщины. Меняет свой состав – молозиво – переходное молоко – зрелое молоко, так и во время каждого кормления – переднее молоко – заднее молоко. Максимально соответствует питательным требованиям ребёнка, а также необходима для регуляции роста ребенка и его иммунной защиты.
Карнитин - жировое вещество, стимулирующее обмен жирных кислот.
Углеводы содержат молочный сахар - лактозу, которая в отличие от других углеводов способствует развитию ацидофильной (т. е. кисломолочной) микрофлоры кишечника, предупреждая развитие дисбактериоза и острых кишечных инфекций.
Минеральные соли, в первую очередь соли кальция и фосфора, содержатся в оптимальном соотношении: Са:Р=2:1, что предупреждает у ребенка развитие рахита.
Противоинфекционные факторы - обеспечивают иммунологическую защиту ребенка и представлены специфическими антителами, лизоцимом, макрофагами и рядом других компонентов.
Сейчас, уделяется много внимания продвижению естественного вскармливания с применением лозунга: «Грудное вскармливание – залог развития здорового ребенка», где большую роль играет деятельность медицинской сестры. Достаточное внимание этому вопросу уделяется уже в период беременности.
Анализ статистики о распространении вскармливания грудью детей в первый год жизни за период за 2018-2022 года приходим к выводу, что за период с 2018 по 2022 до трех месяцев дети получают наибольшее количество молока, а начиная с 2019 года увеличивается количество детей, которые находятся на кормлении грудью до полугода. Если учитывать статистику, делаем вывод, что очень актуальна проблема кормления грудью, так же незначительной остается продолжительная динамика, поэтому можно предположить, что новые принципы кормления плохо усвоены как медицинским персоналом, так и беременным и роженицами.
Много работы о поддержании кормления грудью в поликлинике №4 проводятся в школах матерей и школах для беременных. Я выяснила, что вышеупомянутые школы за период с 2013 по 2017 посещали до 92% мамочек, основная масса та, которые рожали впервые, что говорит о хорошей организации санпросветработы в детской поликлинике. Мы можем наблюдать как постепенно повышается уровень рождаемости, что показано в таблице и на рисунке
Таблица
Посещение школы матерей
Год |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
---|---|---|---|---|---|
Родилось детей |
2415 |
2711 |
2648 |
2771 |
2822 |
Школа матерей |
2140 |
2404 |
1892 |
2494 |
2365 |
Первородящих |
1662 |
1686 |
1676 |
1980 |
1872 |
Рис. Школа матерей
Исходя из вышеупомянутых данных приходим к выводу, что в поликлинике проводят хорошую просветительную работу по естественному кормлению, но очень низкий показатель кормления ребенка в первый год жизни. В возникшем противоречии ряд своих причин, тем самым делается акцент на индивидуальное просвещение женщины, при этом учитывается состояние ее здоровья, особенности, бытовые условия, семейные и национальные традиции.
Сейчас в нашей стране широко развита сеть медицинских учебных и научно-исследовательских институтов. Подготовкой медицинских сестёр, работающих в многопрофильных больницах и поликлиниках, занимаются медицинские училища и колледжи, где уделяется большое внимание выработке практических навыков наряду с полноценной теоретической подготовкой среднего звена этих специалистов.
Среднее сестринское образование призвано подготовить медсестру – хорошего исполнителя, в полной мере способного оказать профессиональную помощь матери по грудному вскармливанию ребёнка.
Показатели грудного вскармливания в России в настоящее время остаются на низком уровне, что делает эту проблему актуальной. Причин достаточно много, они включают в себя, как медико-биологические, так и социально-экономические проблемы.
Медицинские работники, при обращении женщин в лечебно-профилактические учреждения родовспоможения и детства в период беременности от врачей и акушерок в женской консультации, после родов от участкового врача-педиатра и участковой медицинской сестры детской поликлиники, должны получать консультацию о различных аспектах грудного вскармливания, создавая у них нацеленность на успешное грудное вскармливание.
На основании рассмотренных теоретических и практических материалов по проблеме грудного вскармливания, мы выяснили недостаточную информированность матерей о преимуществах грудного вскармливания, они нуждаются в разъяснениях и рекомендациях. Соответственно, медицинским работникам необходимо обладать знаниями по данному вопросу и успешно применять их при консультировании родителей.
Проведённое исследование показало необходимость изменения практики учреждений родовспоможения и детства в соответствии с современными рекомендациями и важность обучения медицинского персонала. Медицинские сестры должны обладать необходимыми знаниями o грудном вскармливании и успешно применять эти знания на практике при консультировании родителей.