Особенности организации и проведения занятий физической культурой с обучающимися специальных групп здоровья

Особенности организации и проведения занятий физической культурой с обучающимися специальных групп здоровья

В статье предоставлены материалы и рекомендации по занятиям физической культурой для студентов специальных медицинских групп, на основе рабочих программ по учебной дисциплине ОГСЭ.04 «Физическая культура/Адаптивная физическая культура» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения для ССУЗов.

Аннотация статьи
адаптивная физическая культура
специальные медицинские группы здоровья
средние специальные учебные заведения
Ключевые слова

В Ярославском филиале ПГУПС обучается более 1080 студентов (данные на 27.01.2020) 1-4 курсов.

Обучающиеся специальностей: 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте); 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям); начиная c 2019-2020 учебного года получат образование по новым ФГОС СПО четвертого поколения, в том числе и по учебной дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура/Адаптивная физическая культура. Наиболее существенны следующие изменения в рабочих программах нового ФГОС по сравнению с предыдущими ФГОС СПО по дисциплине физическая культура, а именно увеличение практических учебных часов и исключение внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

На основании предоставленных медицинских данных, в Железнодорожном техникуме Ярославского филиала ПГУПС обучающиеся имеют основную и специальную медицинские группы. К основной медицинской группе относятся юноши и девушки, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и достаточной физической подготовленностью. Специальную медицинскую группу подразделяют на группы «А» и «Б». К группе «А» относятся обучающиеся, которые имеют недостаточное физическое развитие, слабую физическую подготовленность или незначительные временные отклонения в состоянии здоровья, требующие ограничения физических нагрузок, а также имеющие такие заболевания, как миопия 3 степени, гипертоническая болезнь, хронические заболевания печени, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, хронический гастрит, холецистит, сколиозы 2 степени, плоскостопие, ожирение. Обучающиеся, отнесенные к этой группе, должны заниматься по специальным учебным программам в специально сформированных группах. Они освобождаются от сдачи зачетных нормативов и от участия в соревнованиях. К специальной медицинской группе «Б» относятся студенты, имеющие патологические отклонения в состоянии здоровья. Занятия с этими студентами нацелены на устранение функциональных отклонений и недостатков в их физическом развитии, формирование правильной осанки, совершенствование физического развития, укрепление здоровья и поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения. Таким образом, освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» предполагает, что студентов, освобожденных от занятий физическими упражнениями, практически нет.

К сожалению, в техникуме нет технической возможности сформировать группы для занятий, в соответствии с медицинской группой здоровья. Обучающиеся специальных групп «А» и «Б» посещают занятия по физической культуре вместе с обучающимися основной группы здоровья.

На сегодня характерной чертой физического воспитания в техникуме является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности обучающегося. Образовательный процесс в техникуме носит, в первую очередь, адаптивный характер. В основе планирования занятий лежит системно деятельностный подход, который предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования. В своей деятельности педагоги используют следующие технологии: здоровьесберегающие, игровые и соревновательные, технологию дифференцированного физкультурного образования, информационно-коммуникативные технологии, блочно-модульную технологию.

Перед физическим воспитанием как учебной дисциплиной, для обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам, стоят следующие задачи:

1) постепенное и последовательное укрепление здоровья, закаливание организма и повышение уровня физической работоспособности студентов,

2) устранение функциональных недостатков, ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний, совершенствование физического развития, улучшение осанки;

3) привитие организаторских навыков в проведении гигиенической и производственной гимнастики;

4) привитие привычки к систематическим занятиям физической культурой.

Физическое воспитание в ССУЗе для студентов с ослабленным здоровьем проводится в следующих формах: 1) обязательные учебные занятия с 1-ого по 4-й курс включительно, 2) массовые спортивно-оздоровительные и физкультурные мероприятия, 3) домашние индивидуальные занятия.

К началу учебного года необходимо иметь специальную учебную документацию, которая составляется с учетом программы по физвоспитанию и местных условий:

  1. Рабочая программа по физическому воспитанию на каждую специальность.
  2. Контрольно-тематические планы на каждый семестр.
  3. Журнал учета студентов специальных медицинских групп.
  4. Расписание учебных занятий.
  5. Контрольные и зачетные нормы на все семестры.
  6. Лекции для проведения теоретических занятий, тематика бесед.
  7. Комплексы лечебной физкультуры при различных заболеваниях, используемые в качестве домашнего задания.

Для решения поставленных задач наиболее целесообразно применять следующие педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, технология дифференцированного физкультурного образования.

Для обучающихся специальных групп «А» и «Б» необходимо систематически проводить контрольные испытания, тестирование техники выполнения элементов. При оценке физической подготовленности следует учитывать как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. Если улучшений не произошло, целесообразно составить индивидуальное задание, с учетом необходимых корректив. Принципиально важно, чтобы при этом обучающийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой. Применяя дифференцированный подход в обучении, добиваться стабильно высоких результатов успеваемости и обученности учащихся. Такие меры являются отличным стимулом для успешного освоения учебной дисциплины «Физическая культура».

В ходе выполнения упражнений знакомить обучающихся с тем, на что влияет то или иное физическое упражнение (осанка, сила, ловкость и т.д.), обращать внимание на технику выполнения, и особенно на меры безопасности при выполнении упражнений, давать общий анализ выполнения упражнения и обращать внимание на технические ошибки.

Домашние задания рекомендуется проводить в виде гимнастики для улучшения осанки, для профилактики плоскостопия, комплексы дыхательных упражнений, для улучшения пищеварения и т.д. Такие комплексы вызывают интерес к систематическим занятиям по физическому воспитанию.

Все рекомендованные упражнения должны быть доступны для выполнения в домашних условиях и направлены на ликвидацию функциональных и физических недостатков студентов. Проверка домашнего задания проходит один раз в месяц, после чего занимающийся получает новое задание.

Обучающиеся СМГ должны иметь дневники самоконтроля, куда они заносят данные о самочувствии до и после занятия, о пульсе, домашнее задание и ряд других показателей. На учебных занятиях обучающиеся получают сведения о приемах самоконтроля, о физических ограничениях и об упражнениях, рекомендуемых при своем заболевании.

Необходимо соблюдать принцип «рассеивания», т.е. чередовать упражнения для различных групп мышц. В занятия включаются: корригирующая и спортивная ходьба, бег трусцой, общеразвивающие упражнения, имитирующие упражнения на примере лыжника, пловца и т.д. Нагрузка должна повышаться постепенно. Темп выполнения упражнений в основном медленный.

Применение физических упражнений в лечебных целях повышает интерес к занятиям. Упражнения необходимо выполнять из самых различных исходных положений постоянно чередуя их: сидя на стуле, скамье, стоя на коленях, у скамейки, у стенки. Рекомендуется использовать различный инвентарь: гимнастические палки, обручи, гантели, скакалки и т.д.

При определении физической нагрузки надо учитывать диагноз заболевания студентов, функциональное состояние их организма и физическое их развитие. Необходимо знать, какие есть ограничения в выполнении физических упражнений при тех или иных заболеваниях. Например, при сердечно-сосудистых заболеваниях противопоказаны упражнения, связанные с задержкой дыхания, при миопии – упражнения с сотрясением, при сколиозе – прыжки и т.д.

В процессе занятий преподаватель должен внимательно наблюдать за занимающимися, при признаках утомления (бледность, вялость и пр.) снизить нагрузку.

Дозировку нагрузки при выполнении упражнений можно регулировать изменением темпа движений, подбором и амплитудой физических упражнений, определением исходных положений, количеством повторений и длительностью выполнения упражнений, степенью мышечного напряжения, характером и длительностью отдыха. Плотность занятия должна повышаться постепенно к концу семестра, сокращая подготовительную часть и увеличивая основную.

 Теоретический раздел для студентов этой группы расширяется за счет дополнительного включения ряда тем:

  1. Определение понятий: «Здоровье и физическая культура».
  2. Оздоровительная гимнастика в борьбе с гиподинамией.
  3. Строение и функциональные системы организма.
  4. Личная и общественная гигиена, утренняя гигиеническая гимнастика.
  5. Сущность и профилактика ревматизма.
  6. Физиологическое обоснование действия лечебных упражнений.
  7. Врачебный контроль, самоконтроль.
  8. Теоретический раздел производственной гимнастики.
  9. История развития лыжного спорта в России.
  10. Правила судейства соревнований по легкой атлетике.

Занятие должно быть комплексным и игрового эмоционального характера. На занятиях необходим индивидуальный подход к каждому студенту. В течение всего занятия необходимо следить за функциональным состоянием студентов по пульсу, характеру дыхания и цвету кожных покровов и т.д.

На занятиях со студентами с ослабленным здоровьем исключаются длительные упражнения на скорость, упражнения на выносливость, в длительном статическом напряжении, упражнения с натуживанием и длительной задержкой дыхания, силовые упражнения.

Практический раздел состоит из упражнений гимнастики, туризма, легкой атлетики.

Гимнастика включает в себя утреннюю гигиеническую гимнастику, строевые и порядковые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (обручи, скалки, мячи набивные, резиновые мячи и т.д.), упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно).

Туризм включает ходьбу по пересеченной местности.

Легкая атлетика включает общеразвивающие и специальные упражнения (бег в различном темпе, технику низкого и высокого старта, технику прыжков в длину с места, с разбега, метание и толкание ядра, подготовительные и специальные упражнения, обучение технике метания и толкания с места, с разбега). Обязательно применяются упражнения, увеличивающие экскурсию грудной клетки и улучшающие дыхание: упражнения, способствующие выработке навыка правильной осанки и созданию хорошего «мышечного» корсета: упражнения, направленные на укрепление мышечного связочного аппарата и профилактику плоскостопия; упражнения, улучшающие работу органов пищеварения.

Занятия нельзя сводить чисто к лечебной гимнастике, а необходимо включать в каждый занятие спортивные упражнения из различных видов спорта для развития двигательных качеств.

Необходимо после каждого семестра вести учет эффективности и занятий. Систематическое выполнение обучающимися СМГ физических упражнений развивает функциональные резервы как пораженной системы, так и всего организма, приводит к повышению функциональной адаптации.

В процессе выполнения физических упражнений воспитываются такие качества как быстрота реакции, сила, ловкость, выносливость. Применяя на занятиях по физическому воспитанию лечебные упражнения, возможно достигнуть выполнения основной задачи – ликвидации остаточных явлений после перенесенных заболеваний. Индивидуальные комплексы упражнений могут широко применяться в качестве домашнего задания.

Примерный комплекс упражнений при заболевании миопией

  1. Счет 1-2 – поднять руки через стороны вверх - вдох. 3-4 – опустить – выдох. Повторить 8-10 раз.
  2. И.п. – руки в замок за головой. Счет 1-4 – локти отвести назад, лопатки соединить, прогнуться – вдох, 5-8 – локти перевести вперед – выдох. Повторить 6-8 раз.
  3. И.п. – о.с. – счет 1 – поднять руки вверх, ногу назад, 2 – и.п. счет 3-4 – менять ногу. Повторить 10-12 раз.
  4. И.п. – руки вперед. Скрестное движение руками, дыхание произвольное.
  5. И.п. – ноги на ширине плеч. Наклоны в стороны. На счет 1-2 – вправо с поднятием левой руки над головой. 3-4 – влево. Повторить 10-12 раз.
  6. И.п. – кисти рук к плечам, на счет 1-4 – круговые вращения вперед, 1-4 – круговые вращения назад. Повторить 10-12 раз, дыхание произвольное.
  7. И.п. – кисти рук на затылок. На счет 1-3 – пружинистые повороты туловища в сторону. 4 – и.п. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз.
  8. И.п. – о.с. – на счет 1 – наклон вперед, 2 – и.п., 3 – приседание, 4 – и.п. Повторить 8-10 раз.
  9. И.п. – ноги на ширине плеч, туловище наклонить вперед, руки в стороны. Поворот туловища вправо и влево, касаясь пальцами носка противоположной ноги.
  10. И.п. – выпад вперед на левой ноге, на счет 1-3 0 пружинистое покачивание, 4 – поворот, выпад на правой. Повторить 8-10 раз.
  11. Приседание 8-10 раз, не отрывая пяток от пола.

Комплекс лечебной гимнастики для улучшения работы кишечника и укрепления мышц брюшного пресса

В этом комплексе рекомендуется чаще менять исходное положение. Не следует выполнять упражнения с натуживанием, и длительно стоять на ногах. Примерный комплекс:

1 – Ходьба на месте, высоко поднимая колени (под углов 45 градусов).

2 – Ходьба скрестным шагом, ставя одну перед другой (на носках), меняя положение рук (1 минута).

3 – Ходьба на четвереньках – 30 с.

Упражнения, выполняемые в исходном положении лежа на спине

  1. На счет 1 – согнуть ноги; 2 – подтянуть колени к груди, обхватив колени руками. Дыхание произвольное. Повторить 10 раз.
  2. Поочередно перенести одну ногу через другую выпрямленную.
  3. На счет 1 – поднять ноги в «угол»; 2 – опустить их влево; 3 - поднять ноги прямо; 4 – опустить в исходное положение; 5-8 – то же вправо. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8-10 раз.
  4. Приподняв ноги, описать ими круг в одну и другую сторону. Кому трудно, можно одной ногой. Повторить 4-6 раз.
  5. «Ножницы»: скрестные и прямые движения ногами на вису. Упражнение выполняется в зависимости от самочувствия.

Упражнения, выполняемые в исходном положении стоя на четвереньках

  1. «Пролезание под забор»: 1. сесть на пятки – вдох; 2. сильно сгибая руки, вытянуть туловище вперед – выдох; 3. выпрямляя руки, таз подтянуть назад – вдох; 4. и.п. – выдох. Можно дышать произвольно. Темп медленный. Повторить 8-10 раз.
  2. Ноги согнуты – поочередное притягивание бедра к животу, касаясь коленом груди. Темп медленный. Повторить 10 раз.
  3. Руки вдоль туловища, ноги выпрямлены. На счет 1-2 – сгибая ноги, колени развести врозь, пятки подтянуть к тазу, руки скользят вдоль туловища к подмышечным впадинам.
  4. Руки под голову, поднять ноги вперед, развести в стороны, согнуть в коленях, выпрямить, соединить и опустить. Повторить 6-8 раз.
  5. Ноги согнуты, пятки подтянуты к тазу. На счет 1 поднять таз вверх, одновременно выпрямляя ногу вверх – выдох; 2. И.п. – вдох. Повторить 6-8 раз.

Примерный комплекс упражнений для улучшения осанки

  1. И.п. – ноги врозь, руки внизу, пальцы «в замок». На счет 1-4 подтянуться (руками вверх), прогнуться – вдох; 5-8 – возвращаются в исходное положение, выдох. Повторить 4 раза. Темп медленный.
  2. И.п. – руки перед грудью. На счет 1-2 рывки локтями назад (сводя лопатки вместе); 3 – рывок, руки в стороны, назад.
  3. Выполнять, стоя на четвереньках. На счет 1 – выпрямляясь, левую ногу отвести в сторону, руки за голову (сводя лопатки) – вдох; 2 – и.п. – выдох; 3-4 – то же с другой ноги. Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
  4. И.п. – о.с. На счет 1 – наклон вперед, коснуться руками носков; 2 – И.п.; 3 – присесть, руки вперед, спина прямая, не отрывая пяток от пола; 4 – И.п. Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 8-10 раз.
  5. И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях вдоль туловища. На счет 1-4 выпрямляя руки, прогнуться, вдох; 5-8 – И.п. – выдох. Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
  6. И.п. то же. На счет 1-4 – правой рукой взяться за носок левой, прогнуться – вдох; 5-8 – И.п. – выдох. Темп медленный. Повторить 4 раза.
  7. И.п. лежа на животе, руки согнуты у подбородка. На счет 1-3 – приподнять ноги; 4 – и.п. Дыхание произвольное. Упражнение выполняется в зависимости от самочувствия.
  8. И.п. то же. На счет 1 – мах ногами влево, руками вправо; 2 – и.п.; 3-4 – то же, наоборот. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
  9. И.п. лежа на спине, руки за голову. На счет 1-4 – прогнуться, опираясь лопатками и пятками в пол. 5-8 – и.п. Повторить 3-4 раза. Дыхание произвольное. Темп медленный.
  10. И.п. сидя, руки к плечам, ноги согнуты в коленях. На счет 1 – разогнуть ноги, прогнуться, локти вверх – вдох; 2 – и.п. – выдох. Темп средний. Повторить 8 раз.
  11. И.п. лежа на спине. На счет 1-4 – стойка на лопатках; 5-8 – И.п. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
  12. И.п. – лежа на спине. На счет 1-2 – приподнять голову, пальцы в кулак, руки оторвать от пола, носки вытянуть; 3 – держать (смотреть на носки); 4 – и.п. (носки на себя). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
  13. И.п. то же. – руки за голову. Поочередное поднимание прямых ног вверх и поочередное опускание вниз.
  14. И.п. – лежа на животе, руки в стороны. На счет 1-3 – приподняться – вдох; 4 – выдох. Повторить 4 раза.
  15. И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях (прижаты к туловищу). На счет 1 – руки вперед; 2 – руки приподнять; 3 – руки в стороны (на весу); 4 – руки согнуть и опустить. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
  16. И.п. – стоя, правую руку вверх, левую вниз-назад (с гантелями). На каждый счет в быстром темпе менять положение рук.
  17. И.п. – о.с. (с гантелями). На счет 1-2 – дугами наружу руки вверх – вдох; 3-4 – и.п. – выдох. Темп медленный. Повторить 4 раза.

Все указанные упражнения можно усложнять, меняя исходные положения рук и ног. Использовать различные предметы (мяч, палка, гантели). Необходимо следить за дыханием, чередуя упражнения с паузами отдыха.

Текст статьи
  1. Физическая культура : учебник и практикум для СПО / А. Б. Муллер [и др.]. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 424 с. – (Серия : Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02612-2. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/E97C2A3C-8BE2-46E8-8F7A-66694FBA438E
  2. Боровских В.И., Мосиенко М.Г. Физическая культура и самообразование учащихся средних учебных заведений: методические рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2008. - 66 с.
  3. Жмулин А.В., Масягина Н.В. Профессионально-прикладная ориентация содержания примерной программы дисциплины «Физическая культура» в контексте новых Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] – М.: Издательство «Прометей» МПГУ. – 2010. С. 11-13.
  4. Сайт Министерства спорта, туризма и молодёжной политики. http://sport.minstm.gov.ru
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Осталось 4 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля