Предупреждение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

В данной статье указаны ключевые профилактические меры, направленные на снижение числа преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, приведен комплекс социальных и криминологических мер направленных на предупреждение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Аннотация статьи
профилактика
преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних
предупреждение сексуальных преступлений против несовершеннолетних
отклонения педофильной направленности
Ключевые слова

Одной из важных составляющих профилактической деятельности, осуществляемой органами предварительного следствия в ходе досудебного производства являются профилактические мероприятия, направленные на установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, с целью их последующего недопущения и повторного проявления. Необходимость выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступления, предусмотрена ч.2 ст.73 УПК РФ [1], наряду с другими обстоятельствами, подлежащими доказыванию.

В соответствии с ч.2 ст. 158 УПК РФ, «приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 №2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» принятие мер профилактического характера по уголовным делам является обязательным [2].

Исходя из статистики, количество преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних увеличивается, кроме того, необходимо учесть тот факт, что данный вид преступлений имеет высокую латентность и часто дети и их законные представители не обращаются в правоохранительные органы с сообщениями о совершенном в отношении несовершеннолетнего преступлении, поскольку не желают допушения разглашения такой информации, несовершеннолетние в отношении которых совершено преступление не могут оценить те действия, которые совершены в отношении них и не видят в своем окружении лица с которым они могли бы поделится о случившемся, испытывая чувство стыда. Также на практике, зачастую, потерпевшие от сексуального насилия находятся в определенной зависимости от преступника.

Рассматривая различные существующие в настоящее время варианты предупреждения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, полагаю, что наилучшим путем ее решения будет является системный поход к решению данной задачи, а именно разработка и внедрение системы общих социальных мер предупреждения преступлений против половой неприкосновенности, включающую в себя мероприятия по ликвидации причин возникновения не соответствующего нормам сексуального поведения, способствующего совершению рассматриваемых преступлений; улучшение и развитие существующих методов позволяющих повысить эффективность деятельности всех структур правоохранительных органов, в том числе при разработке предупредительных мер, направленных на защиту половой неприкосновенности несовершеннолетних. Также полагаю, что разработанные и внедренные комплексы мероприятий и мер, должны дейсвовать во взаимосвязи.

При этом, в ходе предварительного следствия следует тщательно изучать условия, в которых проживает несовершеннолетний, а также обстоятельства, при которых совершено преступление, с целью последующего внесения представления в орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Представления в том числе направляются надлежащему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение вопроса об ответственности подчиненных работников, действия которых могли предотвратить возможность совершение преступления. Например, при совершении преступления опекуном в отношении несовершеннолетнего лица. Мерой, которая могла предотвратить такое преступление, являлось бы недопущение компетентными органами единоличного осуществления опеки лицом мужского пола над несовершеннолетней женского пола, а также осуществление профилактики и работы с данной несовершеннолетней.

С учетом вышеизложенного при установлении причин и условий, способствовавших совершению преступления, возможно внесение представления в любой из государственных органов, при установлении ненадлежащего исполнения их работниками профессиональных обязанностей.

Следователь уже на начальном этапе расследования принимает меры к выяснению условий и причин, которые способствовали совершению преступления в отношении несовершеннолетнего, после чего для исключения негативного влияния на подростка со стороны иных лиц, а также устранения установленных причин и условий, направляет мотивированное представление в организацию или учреждение, на которые законом возложена обязанность вести с подростком профилактическую работу (например сотрудник ПДН, участковый уполномоченный полиции, администрация образовательного или воспитательного учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних) с предложением мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Принимая во внимание, что изучение материалов уголовных дел о преступлениях, сопряженных с посягательством на половую неприкосновенность несовершеннолетних с использованием сети «Интернет» показало, что к основным причинам, способствовавшим совершению подобного рода преступлений относятся отсутствие надлежащего контроля за детьми со стороны родителей, низкий уровень профилактической и учебно-воспитательной работы, а также свободный доступ лиц, не достигших возраста совершеннолетия, к различным Интернет-ресурсам, необходимо направлять развернутые и мотивированные представления в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 158 УПК РФ.

Необходимо дать юридическую оценку действиям родителей (опекунов, попечителей), работников учреждений образования, иных детских учреждений в части исполнения или ненадлежащего исполнения ими обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (при наличии оснований выделять материалы для проведения проверки в порядке ст. 144 УПК РФ).

Направленное представление не должно носить информационный характер. В нем должно быть указано, что послужило причинами возможности совершения преступления, какое именно нарушение совершено, конкретное лицо, которое допустило нарушение. Следователем контролируется поступление ответа на представление о принятых мерах профилактики. Если в установленный законом срок данный ответ не поступил, то направляется повторное представление, с предупреждением о обращении в вышестоящую инстанцию, либо направляется соответствующее письмо в вышестоящую организацию с требованием о принятии мер к руководителю организации, чья деятельность способствовала совершению преступления.

Помимо представлений необходимо повышать уровень взаимодействия с инспекторами ПДН, закрепленными за образовательными учреждениями, администрацией данных образовательных учреждений, в том числе классными руководителями, психологами, в целях организации и проведения совместных тематических бесед, собраний, классных часов, «круглых столов» с учащимися, их родителями и учителями, направленных на информирование о деятельности следственных органов, обучения основам безопасности жизнедеятельности.

В ходе следствия необходимо выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном состоянии, безнадзорных, о чем своевременно информировать органы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В результате исследования типологии преступников, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что немалая часть рассматриваемых преступлений против несовершеннолетних совершаются лицами, страдающими различными психосексуальными расстройствами.

Также к предупредительным мерам можно отнести работу специалистов-сексопатологов в лечебно-профилактических учреждениях, которые должны осуществлять помощь и проводить соответствующие консультации. Их основной целью является своевременное обнаружение лиц, у которых наблюдается соответствующее отклонение педофильной направленности.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод, что профилактика и выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, требует разработки и внедрения комплекса мероприятий и мер, работающих во взаимосвязи и включает в себя установление данных относительно обстоятельств, создавших благоприятные условия для совершения преступления, выявление несовершеннолетних и семьей, находящихся в социально опасном состоянии, принимать меры к повышению уровня взаимодействия с инспекторами по делам несовершеннолетних, закрепленными за образовательными учреждениями, администрацией образовательных учреждений в целях организации и проведения профилактических мероприятий, в случае выполнения всего комплекса мер указанные в статье мероприятия и действия должны способствовать снижению количества преступлений против половой неприкосновенности.

Текст статьи
  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.
  2. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 2 "Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации" [Электронный ресурс] // www.consultant.ru [сайт]. [2020]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113650/ (дата обращения: 13.05.2020).
Список литературы