Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Проблема нормативного поведения как предиктора адаптации младших школьников

Проблема нормативного поведения как предиктора адаптации младших школьников

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

адаптация
адаптационный потенциал
нормативное поведение младших школьников
личность ребенка

Аннотация статьи

В статье рассматривается адаптация как феномен психолого-педагогической науки, разнообразие подходов к её изучению, особенности структурных элементов и роли нормативного поведения в социальной адаптации ребенка к школе.

Текст статьи

В научной литературе существует множество определений понятия «адаптация». Слово «адаптация» происходит от латинского «adaptare», что означает «приспособлять». В общем смысле, адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. В более узком смысле адаптация может относиться к приспособлению организма, психики или личности к ним. Феномен адаптации является объектом междисциплинарного исследования, поскольку может быть применен к различным аспектам приспособления: биологического, психологического, социального. В психологических и социально-психологических концепциях этот термин также нашел широкое применение: в теории интеллектуального развития Жана Пиаже, в концепциях социально-психологической адаптации К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Началджана, А.В. Петровского, А.А. Реана, Т.В. Середы и др. Вопросы социальной адаптации и социализации представлены в работах А.Н. Жмырикова, О.И. Зотовой, И.С. Кона, И.К. Кряжевой, Л.М. Растовой, Т. Шибутани и др. Социальной активности личности и ее роли в социальной адаптации посвящены работы Л.С. Выготского, Б.З. Вульфова, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, А.А. Реана и др. В обзоре литературных источников по проблеме адаптации отмечается большое разнообразие теоретических подходов. Это связано с тем, что адаптация рассматривается в различных контекстах и с различных точек зрения. Основные положения теории адаптации, сформулированные в трудах П.К. Анохина, И.М. Павлова, Г. Селье, И.М. Сеченова и др., позволяют рассматривать адаптацию как единство взаимодействующих сторон – человека и среды. В основе этого единства лежит активность социальной среды, с одной стороны, и активность личности, с другой.

При рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный. Физиологический уровень адаптации связан с адаптацией организма к изменениям внешней среды. Этот уровень адаптации включает в себя такие процессы, как гомеостаз, адаптация к изменениям температуры, влажности, освещенности и т.д. Психологический уровень адаптации связан с адаптацией психики человека к изменениям окружающей среды. Этот уровень адаптации включает в себя такие процессы, как формирование новых навыков и умений, изменение установок и ценностей, преодоление стресса и т.д. Социальный уровень адаптации связан с адаптацией человека к социальным условиям. Этот уровень адаптации включает в себя такие процессы, как освоение новых социальных ролей, формирование отношений с другими людьми, интеграция в социальную среду и т.д.

Адаптация психологическая – это процесс приспособления психики человека к условиям среды, жизнедеятельности и частным условиям. Психологический механизм адаптации определяется следующими факторами: прошлый опыт человека, а также его конституционные и психофизиологические особенности. Прошлый опыт человека определяет, как человек будет воспринимать и оценивать новые условия. Конституционные и психофизиологические особенности человека определяют, насколько человек способен к адаптации. Психологическая адаптация является важным условием нормального функционирования человека. Она позволяет человеку успешно справляться с новыми условиями и достигать поставленных целей.

Социальная адаптация – это процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Социальная адаптация включает в себя следующие компоненты:

  • Формирование адекватной системы отношений с социальными объектами. Это означает, что человек должен научиться понимать и принимать социальные нормы и правила, а также строить отношения с другими людьми.
  • Ролевая пластичность поведения. Это означает, что человек должен уметь адаптировать свое поведение к различным социальным ситуациям.
  • Интеграция личности в социальные группы. Это означает, что человек должен стать полноправным членом общества, в котором он живет.

Социальная адаптация является двусторонним процессом. С одной стороны, человек приспосабливается к социальной среде, а с другой стороны, он сам оказывает влияние на эту среду. Социально-психологическая адаптация – это включение в ролевую структуру группы индивида как личности путем сближения своих целей, ценностей, норм и традиций. Это позволяет личности успешно взаимодействовать с группой и получать от неё удовлетворение своих потребностей.

Г.М. Андреева рассматривает социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которая приводит к адекватным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Это означает, что личность должна быть способна понимать и принимать ценности группы, а группа должна быть способна принимать личность со своими особенностями.

Социально-психологическая адаптация является важным условием для успешного функционирования личности в обществе. Она позволяет личности реализовать свой потенциал и достичь поставленных целей.

Потенциальные источники активности личности во взаимодействии с окружающей средой раскрываются через личностный адаптационный потенциал, который характеризуется такими индивидуальными качествами человека, которые позволяют ей успешно адаптироваться к новым условиям. Эти качества формируются в процессе развития личности и зависят от её индивидуальных особенностей.

Адаптационный потенциал – это способность человека адаптироваться к новым условиям жизни. Он включает в себя следующие компоненты:

  • Биологические факторы: здоровье, конституция, темперамент.
  • Психические факторы: интеллект, память, внимание, мышление, эмоции, характер.
  • Социально-психологические факторы: ценности, установки, отношения, навыки общения.

Личность регулирует свой адаптационный потенциал, используя его для творческого преобразования себя и среды. Это означает, что человек может использовать свой адаптационный потенциал для того, чтобы изменить себя и свою среду в лучшую сторону. Однако личность также может использовать свой адаптационный потенциал для неконструктивного взаимодействия, направленного на саморазрушение. Это может произойти, если человек не умеет управлять своим адаптационным потенциалом или если он находится в стрессовой ситуации.

Таким образом, подводя небольшой итог вышесказанному, нельзя оставить без внимания обратную сторону этого сложного процесса. Дезадаптация как безусловная альтернатива также определяется личностным потенциалом. Однако она не может обеспечить высокий уровень самореализации и достижения личностью социальной вершины – «акме».

Личность всегда стоит перед альтернативным выбором социальной действительности в направленности своих достижений в зависимости от полноты реализации своего потенциала.

В отечественной и зарубежной социальной психологии адаптация рассматривается обычно как стадия социализации (Ч. Кули, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Р.М. Шамионов и другие). Социализация – это процесс и результат становления личности в деятельности и общении при включении ее в систему общественных отношений. Адаптация – это процесс приспособления личности к условиям социальной среды. Успешная адаптация является необходимым условием успешной социализации.

Трактовка адаптации как достижения устойчивости – это подход, который рассматривает адаптацию как процесс поддержания равновесия между организмом и средой. Адаптация снижает цену, которую «платит» организм, вступая в новые отношения со средой. Это означает, что адаптация позволяет организму функционировать в новых условиях с минимальными затратами энергии и ресурсов. «Устойчивость» как адаптивный признак предполагает сохранение организма в целом, отдельных его систем, а также заданных параметров деятельности, адаптированный организм способен сохранять свою целостность и функционировать в соответствии с нормальными для него параметрами. Высокая устойчивость к воздействию средовых факторов отождествляется с полной адаптацией. Полностью адаптированный организм способен противостоять любым изменениям среды, не теряя своей способности к нормальному функционированию. Гомеостатический подход постулирует стремление человека к гармоничным, бесконфликтным взаимоотношениям со средой, к ослаблению или полному устранению психофизиологического напряжения. Человек стремится к состоянию, при котором он находится в равновесии с окружающей средой и не испытывает стресса или дискомфорта.

Субъектный подход к адаптации – это подход, который рассматривает адаптацию как активный процесс, в котором личность выступает субъектом, а не объектом воздействия среды. Психологическое содержание личности как субъекта адаптации определяется реализацией адаптационного потенциала и достигнутым уровнем адаптированности. Субъектный подход к адаптации подчеркивает, что личность не является пассивным объектом воздействия среды. Она способна самостоятельно выбирать способы адаптации, которые соответствуют ее потребностям и ценностям. Отечественные ученые Ю.А. Александровский, Л.И. Анцыферова, Ф.Б. Березин, И.А. Милославова, А.А. Началджан, В.Н. Парыгин, А.Ю. Шалыко и др. основное внимание уделяют не фиксированному состоянию адаптированности к среде, а адаптивности личности как свойству, в основе которого лежат особенности мотивационно-потребностной сферы, позволяющие сохранить ядро личности при изменчивости внешних факторов.

«Адаптация как приспособление предполагает изменчивость поведения при воздействии меняющихся внешних факторов и формирование морфологических и функциональных признаков, соответствующих в среде обитания. Приспособительный смысл адаптации традиционен для психологических исследований. Социальная, культурная, профессиональная адаптация – это различные виды адаптации личности к конкретным условиям. Например, социальная адаптация предполагает адаптацию к нормам и правилам общества, культурная адаптация – к традициям и обычаям определенной культуры, профессиональная адаптация – к требованиям конкретной профессии. Приспосабливаясь, личность врастает в окружающую среду, становясь ее неотъемлемой частью. Это означает, что личность становится частью своего окружения, и её поведение и мышление становятся согласованными с требованиями среды. Чем больше задействовано личностных ресурсов индивида, тем более показателен становиться эффект врастания» [4].

Взаимодействие личности в школьном возрасте опосредовано образовательной средой. При этом во время учения именно школьная адаптация выступает на первый план у обучающегося как ключевой элемент возрастной деятельности. Согласно фундаментальным положениям оригинальной концепции деятельности А.Н. Леонтьева [5], она раскрывает структуры личности. В школьный возрастной период учение становиться ведущим процессом. Школьник постоянно приспосабливается к условиям систематического обучения, что становиться главным атрибутом его социализации [1].

Изучение школьной адаптации приобретает особую актуальность в современном мире. Это связано с двумя ключевыми направлениями: внедрением инноваций в образование и уплотнением связей между школьной адаптацией и функционированием личности. В первом случае современные школы используют новые методы обучения, которые предъявляют к учащимся новые требования. Это может затруднять адаптацию детей к школьной жизни. Во втором, успешная школьная адаптация является важным фактором для дальнейшего развития личности. Дети, которые успешно адаптировались к школе, лучше учатся, имеют более высокий уровень саморегуляции и социальной адаптации. Поэтому изучение школьной адаптации является важной задачей современной науки. Она позволяет понять, как факторы школьной среды влияют на адаптацию детей, и разработать эффективные меры по ее повышению.

Ведь чем успешнее процесс, которого ребенок успешно вливается в школьную среду, усваивает правила и нормы поведения, устанавливает положительные отношения с учителями и одноклассниками, тем успешнее социализация ребенка. Школьная адаптация является важным аспектом социально-психологической адаптации. Она способствует развитию его личности в целом, включая его интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие. В ходе чего ребенок приобретает новые знания и умения, развивает познавательные способности, учится взаимодействовать с другими людьми, строить отношения, решать конфликты, учится управлять своими эмоциями, развивает самооценку и уверенность в себе.

Современная школа должна ставить своей основной целью не только формирование у школьников определенного набора компетенций, но и обучение их обновлению этих компетенций. Это связано с тем, что мир постоянно меняется, и чтобы быть успешным в жизни, необходимо уметь адаптироваться к новым условиям.

Обучение обновлению компетенций способствует достижению определенного баланса между разными сторонами личности ребенка. Ребенок учится сочетать академические знания и умения с социальными навыками, эмоциональной устойчивостью и другими важными качествами. Все это позволяет детям подготовиться к жизни в меняющемся мире и успешно реализовать свой личностный потенциал.

Согласно концепции Т.В. Дорожевец [3], структурными элементами школьной адаптации как особого рода социальной модели три составляющих: социальная, личностная и академическая.

Социальная составляющая характеризует особенности вхождения школьника в социальную группу; личностная – уровень принятия статуса «Я-школьник»; академическая – степень принятия характеристик учения и норм школьной жизни. Хотелось бы подробнее остановиться на уточнении содержания академической адаптации. Согласно эмпирически подтвержденным в исследованиях М.В. Григорьевой [2] данным, школьная адаптация представляет собой целостное психическое образование, структурными компонентами которой являются эмоциональная, интеллектуальная и социально-психологическая подсистемы.

Автономность управления (и контроля) в соответствии с усвоенными нормативными представлениями (социальный контроль внутри личности) определяет способность личности «отъединиться» от частной культуры, проявляя высокую степень субъектности в отношении собственной жизни и той группы, к которой она себя относит. Диалектика адаптации и индивидуализации очень сложна; поэтому в процессе социализации необходимы как усилия, направленные на усвоение норм, так и их оценку и селекцию. Очевидно, ориентация лишь на «обобщенные», не привязанные к конкретным группам нормы (собственно институциональные) или, напротив, лишь на частные групповые ведет к издержкам социализации. Так, несмотря на эти, казалось бы, очевидные выходы социализации, стремление институтов к стандартизации приводит к издержкам, заключающимся в, прежде всего, избыточном определении и чрезвычайной устойчивости некоторых установок и нормативных паттернов обобщенного характера, результатом чего как раз является социальная дезадаптация. Это связано с однобокостью самого процесса социализации, при которой не усваиваются, не учитываются иные аспекты явления или ситуации, что и характеризуется понятием «ригидность». Иначе говоря, при условии усвоения норм, ценностей и установок отдельных институтов, обнаруживается недостаточное развитие социального интеллекта. Это требует изучения процесса социализации относительно не только норм и другой социальной информации, но и способности индивида ориентироваться в социальном пространстве, пользоваться различными наборами когниций и оперировать ими в создании многозначного контекста относительно широкого круга ситуаций, требующих принятия решений. С точки зрения общественной морали такого рода эффекты социализации вполне приемлемы, но с точки зрения психологической практики, когда обнаруживается дезадаптация личности, они требуют определенных изменений [6].

Особый интерес, с нашей точки зрения, представляют влияние на нормативное поведение и нормативные решения оказывает фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы. Лица со сходными нормативными системами, демонстрирующие сходные типы нормативного поведения и приемы психической деятельности, могут быть отнесены к номинальным нормативно-ценностным группам. Выделение этих типов и групп позволяет более эффективно прогнозировать поведение их представителей в той или иной нормативной проблемной ситуации.

Список литературы

  1. Граур М.В. Исследования академической адаптации как сложной открытой системы // Педагогика и психология образования. 2017. №2. С. 34-40.
  2. Григорьева М.В. Школьная адаптация: механизмы и факторы в разных условиях обучения. Саратов, 2008, 212 с.
  3. Дорожевец Т.В. Диагностика школьной дезадаптации. Витебск, 1995, 154 с.
  4. Ларина А.А. Основные направления адаптации личности в современном мире // Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества. Материалы I международной научно-практической конференции. 2015. С. 270-274.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983, 130 с.
  6. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 186 с.

Поделиться

993

Гурина Е. А. Проблема нормативного поведения как предиктора адаптации младших школьников // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.III.С. 60-64. URL: https://apni.ru/article/7464-problema-normativnogo-povedeniya-kak-predikt

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января