Главная
АИ #47 (177)
Статьи журнала АИ #47 (177)
Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей с тяжелыми ...

Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Таинственное исчезновение буквы Л»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

старший дошкольный возраст
подготовка детей к школе
коррекционно-развивающая деятельность
тяжелые нарушения речи
обучение детей грамоте

Аннотация статьи

В статье представлен конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей с ТНР. Даются методические рекомендации по подготовке детей к обучению грамоте на примере дифференциация звуков [л] и [л'] в словах и предложениях на материале лексической темы «Транспорт».

Текст статьи

Цель: закрепление навыка произношения и дифференциация звуков [л] и [л'] в словах и предложениях на материале лексической темы «Транспорт».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: активизация словаря по теме «Транспорт»; закрепление обобщающих понятий; совершенствование умения классифицировать предметы по определенному признаку; уточнения артикуляции звуков [л] и [л']; закрепление навыка слогового анализа слов; совершенствование навыка составления схем предложений; закрепление в речи правильного употребления предлогов; профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие: развитие навыков фонематических дифференцировок; развитие зрительного внимания и гнозиса; развитие пространственных ориентировок; развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики; развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные: воспитание навыков сотрудничества; воспитание взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация Microsoft PowerPoint, конструктор LEGO, робот-мышь «Robot Mouse Code&Go», напольное панно «Буквы в башне», плоскостные куклы – «Звуковички», модели шлюпок (синяя и зеленая), предметные картинки с персонажами сказочных героев со звуками [л] и [л'] в разных позициях: в начале, середине, конце слова, смайлики.

I. Вводная часть. Организационный момент (5 минут)

Логопед: Ребята, я сегодня получила на свой электронный адрес видеописьмо от первоклассника Кирилла Петрова. Посмотрим его вместе?

Текст: Здравствуйте ребята! Меня зовут Кирилл. Я учусь в первом классе. У меня случилось беда, я получил двойку. Я все сделал правильно, а утром в моей тетради пропали буквы. Помогите мне, пожалуйста (Просмотр видеозаписи).

Логопед: Дети, вы догадались, какая беда случилась с Кириллом?

Дети: Исчезла буква Л.

Логопед: Я знаю, что произошло - букву Л съел «Буквоед».

Логопед: А буква это что?

Дети: Буква – это домик для звука.

Логопед: Чтобы помочь Кириллу надо спешить на поиски украденной буквы. «Буквоед» живет в тридевятом царстве, за тридевять земель. Путь предстоит длинный, и помогут нам – звуковички.

Логопед: Какие звуки живут в букве Л?

Дети: Звук [л] и звук [л'].

Логопед: Какие это звуки? (Уточнение артикуляции звуков [л] и [л'] – упражнение «Пароход» и «Пароходик»).

Логопед: Чем они похожи? Чем отличаются? (Уточнение характеристик звуков [л] и [л'].

Логопед: Замечательно! Итак, вперед! В сказочное путешествие на поиски украденной буквы!

II. Основная часть.

1. Игровое упражнение «4-ый лишний» с использованием слайдовой презентации (3 минуты)

Логопед: Ребята, скажите, а как мы можем попасть в волшебную далекую страну? Что мы можем сделать?

Дети: (дойти, доехать, долететь, доплыть).

Логопед: Хорошо! А как одним словом назвать, то на чем мы можем долететь, доплыть, доехать?

Дети: Транспорт.

Логопед: Правильно! Вот и первое задание «Буквоеда»: найдите какой вид транспорта лишний и объясните почему?

Логопед: Замечательно! Справились! Пора в путь!

Логопед: Ребята оказывается «Буквоед» заколдовал транспорт, но звуковички помогли нам, они смогли расколдовать только тот транспорт, в названии которого есть звук [л] или звук [л']. Как вы думаете, какой это транспорт? (Ответы детей).

Логопед: Посмотрите, впереди море, каким транспортом мы можем воспользоваться? Помните: в названии транспорта должен быть обязательно звук [л] или звук [л']

Дети: Теплоход.

Логопед: Правильно. Кто управляет теплоходом?

Дети: Капитан.

Логопед: Отправляемся в плавание!

2. Игровое упражнение «Дифференциация звуков [л] и [л']» (5 минут)

Логопед: Ребята, посмотрите, в открытом море сказочные герои терпят кораблекрушение. Нужно срочно подать шлюпки. Будьте внимательны: в синюю шлюпку героев в названии которых есть звук [л], в зеленую звук [л'] (Дети сажают сказочных персонажей в разные шлюпки).

Логопед: Молодцы! Справились с заданием и помогли терпевшим бедствие. Вот земля, мы приплываем в порт. Чтобы продолжить путешествие нам следует выбрать другой вид транспорта. Отгадав загадку, вы узнаете этот транспорт: (Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет. Человек им управляет, Что же это?- ..).

Логопед: Верно! Кто управляет самолетом?

Дети: Пилот.

3. Игровое упражнение «Слоговой анализ слов» (2 минуты)

Логопед: Чтобы пройти на борт самолета, необходимо приобрести авиабилеты. Для этого следует выполнить задание: разделить слово на слоги и назвать количество слогов, если ответ правильный - получаете билет. Давайте вспомним правило, которое нам поможет правильно справиться с заданием.

Дети: Сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Логопед: лимон, лупа, лак, луковица, лейка, ландыш, ласточка, ложка (За правильный ответ дети получают авиабилеты).

Логопед: Замечательно, все купили билеты, тогда в полет.

4. Динамическая пауза. Самолет (2 минуты)

5. Игровое задание «Анализ и синтез предложений с использованием конструктора LEGO» (5 минут)

Логопед: Посмотрите, ребята, мы у главных ворот волшебной страны! Ворота закрыты, открыть их сможем, если придумаем предложения используя слова: теплоход, плот, самолет, троллейбус, велосипед, автомобиль и составив схему данного предложения используя конструктор LEGO.

(Дети выкладывают схемы используя конструктор LEGO и по просьбе педагога произносят его в слух).

Логопед: Замечательно! Все правильно составили схемы к своим предложениям. Ворота вы смогли открыть, но посмотрите «Буквоед» держит букву Л высоко в башне и она там не одна. Как найти букву Л? На что похожа буква Л? Из каких элементов она состоит? (Показ слайда).

6. Игровое упражнение «Найди букву» с использованием робот-мыши «Robot Mouse Code&Go» (5 минут)

Логопед: «Буквоед» отдаст букву, если мы дружно найдем маршрут к букве Л, а поможет нам в этом робот-мышь. Следуя правильно ее инструкциям мы дойдем до буквы.

Команды: вперед-вперед-вперед-направо-вперед-вперед-вперед-направо-вперед.

Логопед: Молодцы! С заданием справились и букву расколдовали.

Логопед: Поставим букву Л в словах Кирилла (Дети определяют позицию буквы в словах и с помощью разрезной азбуки возвращают ее в слова).

III. Заключительная часть. Рефлексия. (2 минуты)

Логопед: Ребята, вы сегодня все были молодцы. Вы очень старались, были внимательны, справились со всеми заданиями и помогли первокласснику Кириллу. Вам понравилось путешествие ? Что понравилось больше всего? Что запомнилось? Что нового вы узнали?

Логопед: Спасибо! Пришло время попрощаться. До свидания! До скорых встреч!

Список литературы

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-Пресс», 2018. – 350 с.
  2. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 1 период. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. М.: Издательство «Гном», 2022 – 160 с.
  3. Кузнецова Е.В, Тихонова Н.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М.: Творческий Центр «Сфера», 2019. – 128 с.

Поделиться

659

Телепнева Н. А., Широбокова Т. Н. Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Таинственное исчезновение буквы Л» // Актуальные исследования. 2023. №47 (177). Ч.II.С. 82-84. URL: https://apni.ru/article/7544-konspekt-frontalnoj-korrektsionno-razvivayush

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря