Цель: закрепление навыка произношения и дифференциация звуков [л] и [л'] в словах и предложениях на материале лексической темы «Транспорт».
Задачи:
Коррекционно-образовательные: активизация словаря по теме «Транспорт»; закрепление обобщающих понятий; совершенствование умения классифицировать предметы по определенному признаку; уточнения артикуляции звуков [л] и [л']; закрепление навыка слогового анализа слов; совершенствование навыка составления схем предложений; закрепление в речи правильного употребления предлогов; профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие: развитие навыков фонематических дифференцировок; развитие зрительного внимания и гнозиса; развитие пространственных ориентировок; развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики; развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитательные: воспитание навыков сотрудничества; воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация Microsoft PowerPoint, конструктор LEGO, робот-мышь «Robot Mouse Code&Go», напольное панно «Буквы в башне», плоскостные куклы – «Звуковички», модели шлюпок (синяя и зеленая), предметные картинки с персонажами сказочных героев со звуками [л] и [л'] в разных позициях: в начале, середине, конце слова, смайлики.
I. Вводная часть. Организационный момент (5 минут)
Логопед: Ребята, я сегодня получила на свой электронный адрес видеописьмо от первоклассника Кирилла Петрова. Посмотрим его вместе?
Текст: Здравствуйте ребята! Меня зовут Кирилл. Я учусь в первом классе. У меня случилось беда, я получил двойку. Я все сделал правильно, а утром в моей тетради пропали буквы. Помогите мне, пожалуйста (Просмотр видеозаписи).
Логопед: Дети, вы догадались, какая беда случилась с Кириллом?
Дети: Исчезла буква Л.
Логопед: Я знаю, что произошло - букву Л съел «Буквоед».
Логопед: А буква это что?
Дети: Буква – это домик для звука.
Логопед: Чтобы помочь Кириллу надо спешить на поиски украденной буквы. «Буквоед» живет в тридевятом царстве, за тридевять земель. Путь предстоит длинный, и помогут нам – звуковички.
Логопед: Какие звуки живут в букве Л?
Дети: Звук [л] и звук [л'].
Логопед: Какие это звуки? (Уточнение артикуляции звуков [л] и [л'] – упражнение «Пароход» и «Пароходик»).
Логопед: Чем они похожи? Чем отличаются? (Уточнение характеристик звуков [л] и [л'].
Логопед: Замечательно! Итак, вперед! В сказочное путешествие на поиски украденной буквы!
II. Основная часть.
1. Игровое упражнение «4-ый лишний» с использованием слайдовой презентации (3 минуты)
Логопед: Ребята, скажите, а как мы можем попасть в волшебную далекую страну? Что мы можем сделать?
Дети: (дойти, доехать, долететь, доплыть).
Логопед: Хорошо! А как одним словом назвать, то на чем мы можем долететь, доплыть, доехать?
Дети: Транспорт.
Логопед: Правильно! Вот и первое задание «Буквоеда»: найдите какой вид транспорта лишний и объясните почему?
Логопед: Замечательно! Справились! Пора в путь!
Логопед: Ребята оказывается «Буквоед» заколдовал транспорт, но звуковички помогли нам, они смогли расколдовать только тот транспорт, в названии которого есть звук [л] или звук [л']. Как вы думаете, какой это транспорт? (Ответы детей).
Логопед: Посмотрите, впереди море, каким транспортом мы можем воспользоваться? Помните: в названии транспорта должен быть обязательно звук [л] или звук [л']
Дети: Теплоход.
Логопед: Правильно. Кто управляет теплоходом?
Дети: Капитан.
Логопед: Отправляемся в плавание!
2. Игровое упражнение «Дифференциация звуков [л] и [л']» (5 минут)
Логопед: Ребята, посмотрите, в открытом море сказочные герои терпят кораблекрушение. Нужно срочно подать шлюпки. Будьте внимательны: в синюю шлюпку героев в названии которых есть звук [л], в зеленую звук [л'] (Дети сажают сказочных персонажей в разные шлюпки).
Логопед: Молодцы! Справились с заданием и помогли терпевшим бедствие. Вот земля, мы приплываем в порт. Чтобы продолжить путешествие нам следует выбрать другой вид транспорта. Отгадав загадку, вы узнаете этот транспорт: (Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет. Человек им управляет, Что же это?- ..).
Логопед: Верно! Кто управляет самолетом?
Дети: Пилот.
3. Игровое упражнение «Слоговой анализ слов» (2 минуты)
Логопед: Чтобы пройти на борт самолета, необходимо приобрести авиабилеты. Для этого следует выполнить задание: разделить слово на слоги и назвать количество слогов, если ответ правильный - получаете билет. Давайте вспомним правило, которое нам поможет правильно справиться с заданием.
Дети: Сколько в слове гласных звуков столько и слогов.
Логопед: лимон, лупа, лак, луковица, лейка, ландыш, ласточка, ложка (За правильный ответ дети получают авиабилеты).
Логопед: Замечательно, все купили билеты, тогда в полет.
4. Динамическая пауза. Самолет (2 минуты)
5. Игровое задание «Анализ и синтез предложений с использованием конструктора LEGO» (5 минут)
Логопед: Посмотрите, ребята, мы у главных ворот волшебной страны! Ворота закрыты, открыть их сможем, если придумаем предложения используя слова: теплоход, плот, самолет, троллейбус, велосипед, автомобиль и составив схему данного предложения используя конструктор LEGO.
(Дети выкладывают схемы используя конструктор LEGO и по просьбе педагога произносят его в слух).
Логопед: Замечательно! Все правильно составили схемы к своим предложениям. Ворота вы смогли открыть, но посмотрите «Буквоед» держит букву Л высоко в башне и она там не одна. Как найти букву Л? На что похожа буква Л? Из каких элементов она состоит? (Показ слайда).
6. Игровое упражнение «Найди букву» с использованием робот-мыши «Robot Mouse Code&Go» (5 минут)
Логопед: «Буквоед» отдаст букву, если мы дружно найдем маршрут к букве Л, а поможет нам в этом робот-мышь. Следуя правильно ее инструкциям мы дойдем до буквы.
Команды: вперед-вперед-вперед-направо-вперед-вперед-вперед-направо-вперед.
Логопед: Молодцы! С заданием справились и букву расколдовали.
Логопед: Поставим букву Л в словах Кирилла (Дети определяют позицию буквы в словах и с помощью разрезной азбуки возвращают ее в слова).
III. Заключительная часть. Рефлексия. (2 минуты)
Логопед: Ребята, вы сегодня все были молодцы. Вы очень старались, были внимательны, справились со всеми заданиями и помогли первокласснику Кириллу. Вам понравилось путешествие ? Что понравилось больше всего? Что запомнилось? Что нового вы узнали?
Логопед: Спасибо! Пришло время попрощаться. До свидания! До скорых встреч!