Изучение римского скульптурного портрета

Данная тема посвящена анализу римского скульптурного портрета трех периодов: республики, принципата Августа и династии Флавиев. В работе рассматриваются характерные особенности каждого из периодов и приведен их анализ на основе конкретных примеров, представляющих собой предметы искусства того времени. В результате работы будет представлен вывод о значении римского скульптурного портрета на мировое искусство.

Аннотация статьи
образ
искусство
точность
скульптурный портрет
индивидуальность
Ключевые слова

Римский скульптурный портрет – одно из самых значительных явлений в развитии мирового портрета, охватывающий примерно 5 веков (I в. до н. э. – IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров. Римский скульптурный портрет имеет несколько периодов, каждому из которых характерны свои особенности и черты.

1. Скульптурный портрет эпохи Республики: начало 1 в. до н.э. – начало 1 в. н.э.

Портреты этого периода отличаются точностью в изображении людей. Примером может стать скульптура «Портрет старого римлянина», создание которого датируется серединой 1 в. н.э. Это суровое старческое лицо с высокой степенью художественной обработки. Оно неприветливо, изрезано морщинами и на нем не видно абсолютно никакой сентиментальности. Здесь нет никакой идеализации, как в греческом портрете, не заметно желание показать лучшие стороны. Зато четко передано физианомическое сходство: ассиметричное положение глаз, ушей, легкая кривизна рта – это стремление передать индивидуальные черты. Римляне воспринимали человека как неповторимую индивидуальность, со своим набором внешних черт, точно фиксировали внешние физиономические особенности и передавали даже характер реального человека в портрете, откуда можно сделать вывод, что для портрета римской республики характерен веризм. В первом веке до нашей эра мастера, работая над портретом, точно следовали натуре на основе посмертных масок. Они ничего не изменяли и сохраняли все мелкие подробности. Чаще всего изображались мужчины пожилого возраста (глав семейства).

Дело в том, что данная точность в изображении портрета была необходимостью. В Риме исторически сложилось две категории граждан: плебеи и патриции, которые обладали разным набором прав. Патрицианская знать гордилась своим положением, но гордиться – было мало, нужно было как-то объективно доказать, что ты представитель древнего рода. Для этого они позаимствовали обычай еще у этрусков оставлять в своих домах портретные изображения своих предков. Это были восковые отливки или посмертные гипсовые слепки членов предок. В дальнейшем важно было уловить портретное сходство между ныне живущим и бюстами предков. Это было документальным подтверждением родства и давности рода. Таким образом они подтверждали свои собственные политические права. Точные изображение предков служили прямым доказательством древности рода прав конкретного потомка. Эта точность и достоверность внешнего облика была политической необходимостью.

На римские портреты эпохи республики повлияло этрусское искусство. В IV в. до н.э. этруски попадают под власть Рима, после чего их искусство станет благодатной основой, на которой в дальнейшем будет развиваться римская цивилизация. Важное место в культе мертвых у этого народа, несомненно, занимала идея сохранения внешнего облика умершего, может быть, как залога его потустороннего бессмертия. Маски, схематично и примитивно передающие человеческое лицо, которыми украшались канопы (урн, в которых хранился пепел умершего), похожи друг на друга и дают представление о сильных, сдержанных и суровых создателях этих изображений. Такая конкретика в изображении скульптурных портретов непосредственно повлияла на искусство римлян.

2. Скульптурный портрет времени принципата Августа: 30 г. до н.э. – 14 г. н.э.

В период скульптурного портрета времени принципата Августа выразительные и характерные образы республиканцев сменяются красивыми, изящными, утонченными портретами правящей династии.

Примером может послужить статуя одетого в тогу Августа в образе Юпитера, сделанная в первой половине 1 в., прототипом которой послужила статуя Зевса в Олимпии греческого скульптора, архитектора и живописца Фидия. В образе Августа, представленного в величественной и горделивой позе, уже не наблюдается веризма. На лице нет ни морщин, ни четкой асимметрии в чертах лица. Образ правителя предстает спокойным и возвышенным в глазах зрителей. В это время утверждается культ обожествленного императора. Правители почитаются наравне с богами и изображаются в виде богов. Портреты императоров полны политической символики. Их образы не только подчеркивают достоинства, но и служат мощным средством пропаганды. Идеальные и гармоничные черты скульптурных портретов свидетельствуют о возвращении к греческим традициям, когда идеализация характеризовалась стремлением к воплощению вечных, неуничтожимых, прекрасных вещей в художественных образах. Таким образом, для скульптурных портретов эпохи принципата Августа характерны следующие особенности: строгое равновесие в композиции, обобщенная форма, идеализация, портреты не частных лиц, а государственных деятелей, изображенных неизменно молодыми и прекрасными.

3. Скульптурный портрет династии Флавиев: 2 половина 1 в.

При Флавиях наступает новый этап процесса эволюции древнеримского скульптурного портрета. Это период расцвета Римской империи, время наиболее полного и откровенного выражения в искусстве ее сложной и противоречивой сущности. Скульптурный портрет продолжает традиции Августовского классицизма, однако теперь в художественных образах исчезает спокойная торжественность. В портретах появляется театральность и парадность. Резкие грани и яркие черты людских характеров теперь не сглаживаются, как в августовских портретах, а, наоборот, подчеркиваются.

Примерами таких работ служат портрет Нерона и портрет Домиции Лонгины в преклонном возрасте, жены императора Домициана. Последняя скульптура наиболее ярко отвечает характерным особенностям этого периода. Портрет Домиции в преклонном возрасте демонстрирует нам суровую, даже жестокую женщину. На лице пожилой римлянке проявляются следы сильных страстей и страданий – отечная кожа, нахмуренные брови, прорезающиеся старческие морщины, тонкие высохшие губы. В ее лице нет покоя и того приятия мира, который так характерен для искусства предшествующего периода. Образ императрицы лишен идеализации, резко подчеркнуты индивидуальные черты. Скульптор сумел воплотить в мраморе характер страдающий, неуравновешенный, трагический. Видны следы ее распутной жизни. Лицо трактовано обобщенно, с графической передачей деталей. В портретах 2 половины 1 века подчеркивается индивидуальность как внешнего облика, так и характера, в данном случае властного и жестокого. Стремление к декоративности проявляется в использовании контраста света и тени при передаче сложной прически, каждый из локонов которой проработан с использованием бурава. В этот период главным в портрете становится воплощение властности, силы и богатства.

Римский скульптурный портрет, проникнутый глубоким пониманием человеческой природы, это не просто изображение лица, а культурный код, отражающий ценности, политические идеалы и мастерство римского искусства. Уникальность римских скульптурных портретов состоит в точности и натуралистичности изображений, которую до этого периода мастера скульптуры не изображал. В это время происходит эволюция стилей в скульптуре, а изменение подходов к изображению лица и тела стало примером для будущих поколений художников. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Его значение для мировой культуры выражается не только в красоте искусства, но и во влиянии на восприятие человеческой природы и идеалов красоты.

Текст статьи
  1. Ильина, Т.В. История искусства западной Европы. От Античности до наших дней [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Т. В. Ильина, М. С. Фомина. – 7-е изд. – М. : Юрайт, 2019. – 330 с.
  2. История мировой живописи [Электронный ресурс] /сост. Н.О. Майорова, Г.К. Скоков. - М.: Белый город, 2009. - 129 с.
  3. Колесов, М.С. Лекции по истории художественной культуры [Электронный ресурс]. - М.: Инфра-М, 2015. - 292 с.
Список литературы