Главная
АИ #48 (178)
Статьи журнала АИ #48 (178)
Изучение римского скульптурного портрета

Изучение римского скульптурного портрета

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

скульптурный портрет
точность
индивидуальность
образ
искусство

Аннотация статьи

Данная тема посвящена анализу римского скульптурного портрета трех периодов: республики, принципата Августа и династии Флавиев. В работе рассматриваются характерные особенности каждого из периодов и приведен их анализ на основе конкретных примеров, представляющих собой предметы искусства того времени. В результате работы будет представлен вывод о значении римского скульптурного портрета на мировое искусство.

Текст статьи

Римский скульптурный портрет – одно из самых значительных явлений в развитии мирового портрета, охватывающий примерно 5 веков (I в. до н. э. – IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров. Римский скульптурный портрет имеет несколько периодов, каждому из которых характерны свои особенности и черты.

1. Скульптурный портрет эпохи Республики: начало 1 в. до н.э. – начало 1 в. н.э.

Портреты этого периода отличаются точностью в изображении людей. Примером может стать скульптура «Портрет старого римлянина», создание которого датируется серединой 1 в. н.э. Это суровое старческое лицо с высокой степенью художественной обработки. Оно неприветливо, изрезано морщинами и на нем не видно абсолютно никакой сентиментальности. Здесь нет никакой идеализации, как в греческом портрете, не заметно желание показать лучшие стороны. Зато четко передано физианомическое сходство: ассиметричное положение глаз, ушей, легкая кривизна рта – это стремление передать индивидуальные черты. Римляне воспринимали человека как неповторимую индивидуальность, со своим набором внешних черт, точно фиксировали внешние физиономические особенности и передавали даже характер реального человека в портрете, откуда можно сделать вывод, что для портрета римской республики характерен веризм. В первом веке до нашей эра мастера, работая над портретом, точно следовали натуре на основе посмертных масок. Они ничего не изменяли и сохраняли все мелкие подробности. Чаще всего изображались мужчины пожилого возраста (глав семейства).

Дело в том, что данная точность в изображении портрета была необходимостью. В Риме исторически сложилось две категории граждан: плебеи и патриции, которые обладали разным набором прав. Патрицианская знать гордилась своим положением, но гордиться – было мало, нужно было как-то объективно доказать, что ты представитель древнего рода. Для этого они позаимствовали обычай еще у этрусков оставлять в своих домах портретные изображения своих предков. Это были восковые отливки или посмертные гипсовые слепки членов предок. В дальнейшем важно было уловить портретное сходство между ныне живущим и бюстами предков. Это было документальным подтверждением родства и давности рода. Таким образом они подтверждали свои собственные политические права. Точные изображение предков служили прямым доказательством древности рода прав конкретного потомка. Эта точность и достоверность внешнего облика была политической необходимостью.

На римские портреты эпохи республики повлияло этрусское искусство. В IV в. до н.э. этруски попадают под власть Рима, после чего их искусство станет благодатной основой, на которой в дальнейшем будет развиваться римская цивилизация. Важное место в культе мертвых у этого народа, несомненно, занимала идея сохранения внешнего облика умершего, может быть, как залога его потустороннего бессмертия. Маски, схематично и примитивно передающие человеческое лицо, которыми украшались канопы (урн, в которых хранился пепел умершего), похожи друг на друга и дают представление о сильных, сдержанных и суровых создателях этих изображений. Такая конкретика в изображении скульптурных портретов непосредственно повлияла на искусство римлян.

2. Скульптурный портрет времени принципата Августа: 30 г. до н.э. – 14 г. н.э.

В период скульптурного портрета времени принципата Августа выразительные и характерные образы республиканцев сменяются красивыми, изящными, утонченными портретами правящей династии.

Примером может послужить статуя одетого в тогу Августа в образе Юпитера, сделанная в первой половине 1 в., прототипом которой послужила статуя Зевса в Олимпии греческого скульптора, архитектора и живописца Фидия. В образе Августа, представленного в величественной и горделивой позе, уже не наблюдается веризма. На лице нет ни морщин, ни четкой асимметрии в чертах лица. Образ правителя предстает спокойным и возвышенным в глазах зрителей. В это время утверждается культ обожествленного императора. Правители почитаются наравне с богами и изображаются в виде богов. Портреты императоров полны политической символики. Их образы не только подчеркивают достоинства, но и служат мощным средством пропаганды. Идеальные и гармоничные черты скульптурных портретов свидетельствуют о возвращении к греческим традициям, когда идеализация характеризовалась стремлением к воплощению вечных, неуничтожимых, прекрасных вещей в художественных образах. Таким образом, для скульптурных портретов эпохи принципата Августа характерны следующие особенности: строгое равновесие в композиции, обобщенная форма, идеализация, портреты не частных лиц, а государственных деятелей, изображенных неизменно молодыми и прекрасными.

3. Скульптурный портрет династии Флавиев: 2 половина 1 в.

При Флавиях наступает новый этап процесса эволюции древнеримского скульптурного портрета. Это период расцвета Римской империи, время наиболее полного и откровенного выражения в искусстве ее сложной и противоречивой сущности. Скульптурный портрет продолжает традиции Августовского классицизма, однако теперь в художественных образах исчезает спокойная торжественность. В портретах появляется театральность и парадность. Резкие грани и яркие черты людских характеров теперь не сглаживаются, как в августовских портретах, а, наоборот, подчеркиваются.

Примерами таких работ служат портрет Нерона и портрет Домиции Лонгины в преклонном возрасте, жены императора Домициана. Последняя скульптура наиболее ярко отвечает характерным особенностям этого периода. Портрет Домиции в преклонном возрасте демонстрирует нам суровую, даже жестокую женщину. На лице пожилой римлянке проявляются следы сильных страстей и страданий – отечная кожа, нахмуренные брови, прорезающиеся старческие морщины, тонкие высохшие губы. В ее лице нет покоя и того приятия мира, который так характерен для искусства предшествующего периода. Образ императрицы лишен идеализации, резко подчеркнуты индивидуальные черты. Скульптор сумел воплотить в мраморе характер страдающий, неуравновешенный, трагический. Видны следы ее распутной жизни. Лицо трактовано обобщенно, с графической передачей деталей. В портретах 2 половины 1 века подчеркивается индивидуальность как внешнего облика, так и характера, в данном случае властного и жестокого. Стремление к декоративности проявляется в использовании контраста света и тени при передаче сложной прически, каждый из локонов которой проработан с использованием бурава. В этот период главным в портрете становится воплощение властности, силы и богатства.

Римский скульптурный портрет, проникнутый глубоким пониманием человеческой природы, это не просто изображение лица, а культурный код, отражающий ценности, политические идеалы и мастерство римского искусства. Уникальность римских скульптурных портретов состоит в точности и натуралистичности изображений, которую до этого периода мастера скульптуры не изображал. В это время происходит эволюция стилей в скульптуре, а изменение подходов к изображению лица и тела стало примером для будущих поколений художников. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Его значение для мировой культуры выражается не только в красоте искусства, но и во влиянии на восприятие человеческой природы и идеалов красоты.

Список литературы

  1. Ильина, Т.В. История искусства западной Европы. От Античности до наших дней [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Т. В. Ильина, М. С. Фомина. – 7-е изд. – М. : Юрайт, 2019. – 330 с.
  2. История мировой живописи [Электронный ресурс] /сост. Н.О. Майорова, Г.К. Скоков. - М.: Белый город, 2009. - 129 с.
  3. Колесов, М.С. Лекции по истории художественной культуры [Электронный ресурс]. - М.: Инфра-М, 2015. - 292 с.

Поделиться

1161

Тригубкина Э. П. Изучение римского скульптурного портрета // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.II.С. 45-47. URL: https://apni.ru/article/7588-izuchenie-rimskogo-skulpturnogo-portreta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря