Гостиничная индустрия представляет собой отрасль с постоянно возрастающим уровнем конкурентной борьбы на рынке гостиничных услуг. За последние годы в России открылось большое количество отелей. Немалая часть из них не выдерживает конкуренции и уходит из данного бизнеса. Конкуренция является толчком для улучшения работы предприятия.
Проблема конкурентоспособности услуг в современном мире носит всеобщий характер. Многое зависит от того, насколько уделено внимание данным проблемам и эффективности их решения. Основная цель любой гостиницы – это выигрыш в конкурентной борьбе. Достижение этой цели зависит от конкурентоспособности, как фирмы, так и ее услуг. В настоящее время в России происходит нарастание конкуренции. В связи с этим гостиницам требуется постоянно улучшать эффективность работы, вводить новые технологии и методы инноваций, улучшать уровень обслуживания клиентов, повышать квалификацию сотрудников предприятия. Всё перечисленное – это конкурентные преимущества, позволяющие выиграть в борьбе между конкурентами.
Грамотная оценка конкурентных преимуществ гостиницы поможет проанализировать состояние предприятия, определить средства увеличения эффективности деятельности, усовершенствованию качества товаров и услуг, предложить решения актуальных проблем.
Конкуренция – это всегда соперничество с целью увеличения прибыли посредством привлечения большего числа потребителей. Рост и в целом существование конкуренции заставляют хозяйствующие субъекты улучшать производство, повышать качество услуг и продукции, переориентировать деятельность, расширять ассортимент и, таким образом, повышать уровень конкурентоспособности.
Конкурентные преимущества могут иметь множество форм, отталкиваясь от специфики отрасли, товара и рынка. При определении конкурентных преимуществ важно опираться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются.
Конкурентоспособность гостиничной индустрии зависит от множества факторов, которые определяют силу и способности организации работать в сложившихся экономических и политических условиях.
Количество продаж в гостиницах зависят от ряда факторов, которые также влияют на конкурентоспособность.
Факторы конкурентоспособности – это непосредственные причины, наличие которых необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.
Условно все факторы, влияющие на конкурентоспособность гостиничного предприятия, можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешними факторами считаются политическая обстановка в стране и в мире, экономическая ситуация страны, уровень дохода населения, уровень цен и т.п.
Внутренние факторы также делятся на определенные группы:
- Конкурентоспособность услуг гостиничного предприятия: качество услуг, технологическая оснащенность предприятия, квалифицированные кадры, наличие дополнительных услуг и т.п.
- Финансовое состояние организации: степень использования капитала, инвестиционная привлекательность;
- Маркетинг: обширная реклама, действующая, и эффективная система сбыта услуг;
- Прибыльность продаж: отслеживание показателей объема продаж и ценообразования;
- Имидж гостиницы: удобное месторасположение, наличие рядом достопримечательностей, расположение вблизи аэропорта или вокзала;
- Стандартизация качества: следование законодательным актам, сертификация услуг, создание системы контроля и отчетности.
Удовлетворенность клиента качеством гостиничных услуг и обслуживание является механизмом, повышающим конкурентоспособность гостиничного предприятия.
Таким образом, на основе всего вышеперечисленного выбирается наиболее оптимальная стратегия деятельности, поддержания и повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия.
Оценка внешних и внутренних факторов, реализация программ по их совершенствованию позволит эффективно увеличить не только конкурентоспособность гостиничного предприятия, но и повысить прибыль.