Обеспечение здоровья детей – главная задача цивилизованного общества. Рост количества машин на улицах города, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими являются дети.
Именно поэтому одной из приоритетных задач работы нашего педагогического коллектива является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Ведь у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Жажда знаний, желание открывать что-то новое, ставит наших воспитанников перед реальной опасностью на улице.
И, конечно, мы, педагоги, ищем интересные пути решения этой задачи, в противном случае образовательный процесс станет детям неинтересен, а, следовательно, и не результативен.
При организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма огромное внимание уделяется разъяснению ребенку правил поведения на улицах и дорогах города, в транспорте. Главная задача педагога обучить правилам доступными и интересными способами.
Мнемотехника – один из эффективных методов в работе с детьми в данном направлении.
Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность способов и приемов, которые облегчают запоминание, увеличивают объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
К. Д. Ушинский сказал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».
С помощью мнемотехники можно мы решаем следующие задачи:
- Закрепление знаний по правилам дорожного движения.
- Активизация связной речи.
- Расширение и обогащение словарного запаса детей.
- Формирование умения преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации)
- Развитие у детей восприятия, воображения, внимания, памяти, творческого мышления, умения использовать средства мнемотехники.
Работа по овладению мнемотехникой строится от простого к сложному. Работа начинается с мнемоквадратов.
Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает слово, словосочетание или простое предложение. Другими словами – перевод словесной информации в символическое изображение.
Так, например, можно изобразить стоящего или идущего человека, слово «переход» изобразить стрелочкой. Символами изобразить машину, светофор, слова «нельзя», «запрещено», «внимание» и так далее.
У каждого ребенка может быть свой символ, понятный ему. Таким образом, накапливается ассоциативный ряд в мнемоквадратах.
Когда дети освоили принцип зашифровки (перевода) слова в символ, можно записывать текст схематически, используя готовые мнемоквадраты или другой вариант – сами дети рисуют мнемоквадраты, записывая правило. Детям даем задание: записать правило с помощью символов – мнемоквадратов «Переходить проезжую часть можно только на зеленый сигнал светофора». Дети находят нужные символы и выкладывают их в дорожку.
Мнемодорожки – это следующий этап. Педагог предлагает готовую дорожку символов. Вместе с детьми рассматривают изображения, и формулируют правило. Например, ребятам предлагается мнемодорожка из следующих символов, они рассматривают, и пробуют сформулировать правило, которое здесь закодировано.
Далее задание усложняется. Детям предлагаются эти же дорожки, но в разрезанном виде. Зачитывается правило в стихотворной форме. Нужно правильно выложить мнемоквадраты и составить мнемодорожку.
Загорелся красный свет, пешеходу хода нет.
Желтый же сигнал сказал, чтобы я зеленый ждал.
Сигнал зеленый говорит: «Для тебя проход открыт».
Только там переходить положено,
Где на проезжей части «зебра» расположена.
Для закрепления знаний о дорожных знаках будет интересна игра «Найди свой знак». Детям предлагаются мнемодорожки, в которых зашифрованы форма, цвет, расположение и назначение знака. Ведущий (педагог) идет по кругу и говорит слова:
По дороге я иду
И на знаки я смотрю.
Я хочу спросить про знак,
Нарисован он вот так.
Педагог останавливается перед любым ребенком и передает мнемодорожку. По ней ребенок описывает знак и находит его среди других. Например, знак круглой формы, красного цвета, внутри нарисован велосипед, расположен около проезжей части. Ребенок должен найти знак среди других и назвать его. Правильный ответ «Движение на велосипедах запрещено».
Варианты заданий.
Знак круглой формы, красного цвета, нутрии нарисован идущий человек, расположен около ям и других опасных мест. Это знак «Движение пешеходов запрещено».
Знак круглой формы, красного цвета, расположен у проезжей части. Это знак «Движение всех транспортных средств запрещено».
Знак круглый, красного цвета, внутри нарисован белый прямоугольник, расположен у определенных территорий, у заездов во дворы. Это знак «Въезд запрещен».
Знак треугольной формы, красного цвета, расположен на проезжей части около школы, на знаке бегущие дети. Это предупреждающий знак для водителей «Дети»
Знак круглый, синего цвета, расположен у проезжей части, на знаке нарисован велосипед. Это знак «Велосипедная дорожка»
Знак круглый, синего цвета, расположен на дорожке, на знаке нарисован идущий человек. Это знак «Пешеходная дорожка»
Знак квадратный, синего цвета, расположен у дороги, на знаке нарисован человек, идущий по зебре. Это знак «Пешеходный переход»
Такие мнемодорожки можно составить для любых знаков.
Следующий этап – использование мнемотаблиц. Мнемотаблица – схема, в которую заложен определенный большой объем информации (правило, стихотворение, загадка, рассказ).
Также с помощью мнемотаблиц можно запоминать стихи. Дети могут по готовой мнемотаблице запоминать или зарисовывать самостоятельно, а потом по ней рассказывать.
Педагог предлагает детям выучить стихотворение по мнемотаблице.
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без сигнала светофора,
Шла сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
Мнемотаблица используется и при составлении рассказа. Сначала с детьми рассматриваем, обсуждаем, что изображено, переводим рисунки в слова и составляем рассказ.
Дорога состоит из проезжей части, обочины и тротуара. По проезжей части едут автомобили, по тротуару идут пешеходы. Главный помощник – светофор. У него три сигнала: красный, желтый, зеленый. Он помогает водителям и пешеходам. Дорожные знаки предупреждают, запрещают, подсказывают, что нужно делать пешеходу или водителю. Переходить проезжую часть можно только там, где есть светофор или по пешеходному переходу. Водителям и пешеходам нужно быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.
Чем разнообразнее виды деятельности, тем дольше сохраняется интерес ребенка, а значит и информация усваивается легко.
Таким образом, в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать широкую панораму различных аспектов и подходов к творческой интеграции технологий и инновационное обучение детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, обучая их правилам дорожного движения.
Итак, подводя итог можно с уверенностью сказать, что при обучении дошкольников правилам дорожного движения целесообразно использовать метод мнемотехники, поскольку он дает эффективный результат.
Мнемотаблицы облегчают запоминание стихов, правил дорожного движения, дорожных знаков. Малыши с удовольствием изучают и запоминают столь важную и сохраняющую их жизнь и здоровье информацию.