Введение. Система обеспечения материально-техническими средствами (далее – МТС) территориальных органов войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – ТерО ВНГ РФ) по функциональному предназначению является подсистемой в системе автотехнического обеспечения (далее – АТО) ВНГ РФ. АТО – это комплекс мероприятий, осуществляемых в целях поддержания боевой, мобилизационной готовности и боеспособности войск по наличию готовых к использованию (боевому применению) АТ, по обеспеченности МТС, позволяющим войскам выполнять поставленные служебно-боевые задачи (рисунок).
Рис. Мероприятия автотехнического обеспечения ВНГ РФ
Организация обеспечения МТС в системе АТО ВНГ РФ включает в себя комплекс мероприятий:
- определение потребности в МТС и возможностей обеспечивающих органов по обеспечению МТС;
- планирование обеспечения МТС;
- закупка МТС;
- обоснованное и своевременное истребование МТС;
- получение и эшелонирование МТС;
- хранение МТС на базах и складах;
- распределение, подача (выдача) и перевозка МТС;
- учёт и отчётность при движении МТС;
- проведение мероприятий по выявлению, перераспределению и реализации сверхнормативных запасов и высвобождаемого МТС.
Система обеспечения МТС ВНГ РФ включает:
1. Органы управления, осуществляющие планирование и обеспечение МТС:
а) Департамент государственных программ и государственных закупок ВНГ РФ – осуществляет планирование закупок МТС по государственному оборонному заказу; организует и проводит конкурентные процедуры, определяет поставщиков МТС по государственному оборонному заказу.
б) ДТиНИД ВНГ РФ – осуществляет определение потребности в МТС ВНГ РФ на планируемый год для обеспечения повседневной деятельности, распределение выделенных фондов имущества по централизованным потребителям, разработку планов обеспечения централизованных потребителей; определение потребности расчетного года;
в) Автобронетанковый отдел (отделение) округа войск национальной гвардии – определяет потребность потребителей, состоящих на довольствии; осуществляет, при необходимости, перераспределение МТС между ТерО;
г) Центр материально-технического обеспечения (далее – ЦМТО) – организует выдачу МТС (содержащегося на складах и планируемого к поставке по плану ДТиНИД ВНГ РФ из промышленности), разрабатывает график выдачи потребителям.
2. Поставщики МТС (заводы промышленности, предприятия и организации, участвующие в поставке МТС).
3. Объекты хранения МТС - склады хранения.
4. Потребители МТС - ТерО, воинские части и соединения ВНГ РФ.
Обеспечение МТС при эксплуатации АТ, создание и поддержание запасов МТС в заданных пределах, осуществляется ДТиНИД ВНГ РФ, который является генеральным заказчиком и довольствующим органом по данной номенклатуре материальных средств. Он организует в установленном порядке работы по формированию предложений в государственные контракты на поставку МТС для нужд ВНГ РФ.
Работу по определению потребности в МТС, организации закупки при использовании конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей) или заключению государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем) на поставку МТС для нужд ВНГ РФ и обеспечение ТерО по действующим нормам в установленном порядке организует ЦМТО ВНГ РФ. ЦМТО определяет номенклатуру и содержит по заданию ВНГ РФ запасы МТС для обеспечения деятельности ВНГ РФ, осуществляет их перераспределение по согласованию или указанию структурных подразделений центрального аппарата Росгвардии, организующих обеспечение. Основной задачей ЦМТО является обеспечение ТерО, соединений и воинских частей материально-техническими средствами, вооружением, боевой и специальной техникой, в мирное и военное время. Для выполнения данной задачи ЦМТО проводит мероприятия по закупке материально-технических средств.
На территориально-местном уровне в общей системе закупок и обеспечения источниками обеспечения ТерО ВНГ РФ заказываемой номенклатурой МТС являются:
- созданные и содержащиеся на складах запасы МТС;
- поставки МТС через довольствующие органы;
- ремонт и изготовление МТС в частях и на предприятиях промышленности;
- использование агрегатов и узлов, демонтированных со списанной АТ.
Территориальным органам разрешается приобретать в децентрализованном порядке на предприятиях промышленности и в торговой сети МТС, которым они не обеспечены согласно планов обеспечения, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на данные цели в соответствующем финансовом году, в порядке, установленным законодательством Российской Федерации. Как правило, к такому имуществу относится МТС, применяемое для ТО автомобильной техники (масляные и топливные фильтры, ремни, датчики). Приобретенное децентрализовано имущество учитывается в установленном порядке и зачисляется на плановое обеспечение ТерО.
Выполнение мероприятий обеспечения МТС должностными лицами ТерО ВНГ РФ – достаточно трудоёмкий процесс. При децентрализованном приобретении МТС, ввиду отсутствия штатных контрактных служб, на должностных лиц ТерО возлагается дополнительная служебная нагрузка. Снизить трудоёмкость процесса организации обеспечения МТС и повысить эффективность работы должностных лиц ТерО возможно в результате исключения их непосредственного участия в закупке МТС. В настоящее время номенклатура МТС, используемого для ТО АТ, имеет широкий диапазон наименований, что осложняет процесс планирования обеспечения МТС.
Таким образом, в системе обеспечения МТС ТерО существует ряд проблемных вопросов влияющих на качество процессов, происходящих в ней:
1. Последовательность проведения мероприятий в организации обеспечения МТС, ведения нормативно-справочной и учётно-отчётной информации в вопросах обеспечения МТС не отражены в руководящих документах, что приводит к возникновению разногласий в системе обеспечения МТС.
2. Отсутствие автоматизированной системы управления запасами МТС, позволяющей рассчитывать годовую потребность в МТС, оценивать имеющиеся ресурсы, разрабатывать заказ в промышленность на недостающее МТС.
Орган управления каждого уровня пытается создать максимально больший запас МТС, ничем не обосновывая подходы по его созданию (ни по номенклатуре, ни по количеству), в связи с тем, что отсутствие информационной связи органов управления с объектами системы обеспечения не позволяет организовать эффективно действующего аппарата оперативного управления запасами МТС.
По причине многообразия номенклатуры МТС, данные отчётов и отчёт-заявок на МТС не в полной мере учитываются и анализируются, не учитываются объёмы АИ, подлежащие освежению на складах длительного хранения. Это приводит к срочному перераспределению МТС с истекающими сроками годности между соединениями и воинскими частями без учета потребности в нём, либо к хранению МТС с превышением сроков хранения и накоплению неликвидного имущества на складах.
3. Существующая система расчёта потребности и возможностей по обеспечению МТС не обеспечивает проведение на требуемом уровне мероприятий планирования обеспечения МТС, ввиду отсутствия методик определения потребности в МТС, а также единых сроков службы (норм наработки) применяемого МТС.
Потребность в МТС определяется по каждой номенклатуре и количеству отдельно, отсутствуют расчётно-снабженческие единицы – комплекты. Марочный состав и типаж парка машин ТерО многообразен, номенклатура используемых для технического обслуживания и ремонта запасных частей имеет широкий диапазон наименований, что осложняет процедуру планирования обеспечения МТС.
4. В процессе поддержания технической готовности МТС и восстановления ее технической исправности задействованы три независимые составляющие:
- технический надзор в гарантийный период со стороны предприятия изготовителя;
- ремонтные органы сторонних организаций;
- средства технического обслуживания и ремонта ТерО, соединений и воинских частей.
При выполнении соответствующего объема работ по техническому обслуживанию и ремонту АТ каждая из этих систем использует собственное МТС, поэтому возникают сложности определения потребности в МТС при определении величины его заказа - необходимо определять количество АТ, которая обслуживается предприятием-изготовителем в гарантийный период, количество ремонтов, выполняемых сторонними организациями и, наконец, ремонтно-восстановительными органами территориальных органов и воинских частей.
5. Нормативная база по расходу МТС при различных видах технического обслуживания и ремонта АТ актуализируется с очень большой периодичностью, а механизм ее актуализации не отражает фактическую ситуацию с расходованием различной номенклатуры МТС. Это приводит к накоплению невостребованной номенклатуры имущества и дефициту необходимого МТС, обеспечивающего техническую исправность АТ. Досрочное списание и замена МТС ведёт к причинению материального ущерба. Позднее списание МТС, приводит к эксплуатации автомобильной техники в нарушении основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, либо к накоплению и залежалости имущества на складах, впоследствии – к его старению и невозможности использования.
Задача планирования потребности и обеспечения МТС для технического обслуживания и ремонта АТ должна выполняться в кратчайшие сроки из-за повышенных требований к подвижности подразделений ТерО ВНГ РФ. Эта задача решается только за счет опыта и интуитивной логики мышления должностных лиц технического обеспечения, а потребность в повышенных запасах вообще не имеет никакого обоснования. Расчет потребности и управление запасами МТС в системе АТО ВНГ РФ осуществляется должностными лицами органов управления практически в «ручном режиме».
6. Заблаговременное создание запасов МТС при действиях ОМОН и СОБР вне пункта постоянной дислокации невозможно.
В ходе выполнения оперативно-служебных задач подразделениями ОМОН и СОБР как отдельно, так и в составе группировок войск в отрыве от основных сил вне пункта постоянной дислокации, процессы обеспечения МТС занимают продолжительное время.
7. Сбор необходимых сведений для планирования обеспечения и подготовки заявки в довольствующий орган в ТерО и воинской части может занимать от 1 до 5 суток.
С целью определения потребности в МТС довольствующему органу необходимы данные учёта объединенных бухгалтерий ТерО и воинских частей, которые необходимо получить, проанализировать и обобщить. Получение необходимых сведений зависит от общей загруженности бухгалтерии воинской части, так как обычно всех бухгалтеров в первую очередь привлекают к финансовому учёту, подготовке необходимых данных для составления финансового отчёта, сверке финансовых данных, помощи в ходе финансовых ревизий или проверок. Учётом по службам технического обеспечения бухгалтера занимаются по остаточному принципу.
8. Несвоевременное обеспечение МТС ТерО.
Автомобильное имущество централизованно закупается и поставляется для ТерО в номенклатуре, используемой для проведения ремонта автомобильной техники. МТС, используемое при проведении плановых номерных видов ТО АТ (масляные и топливные фильтры, ремни, датчики), ТерО приобретают самостоятельно в децентрализованном порядке. Проведение закупок достаточно сложный и трудоёмкий процесс, который может занимать до нескольких месяцев. В результате, для организации ТО и ремонта АТ ТерО могут обеспечиваться МТС несвоевременно, что не позволяет проводить ТО АТ с обеспечением равномерного и планового выхода АТ в ремонт. Это приводит к эксплуатации АТ с нарушением периодичности проведения ТО, преждевременного выхода её из строя, и, как следствие, к снижению боеспособности территориального органа в целом.
В соответствии с Концепцией развития системы материально-технического, медицинского и финансового обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации на период до 2025 года, одними из задач по развитию системы технического обеспечения являются:
совершенствование процессов накопления и содержания запасов материально-технических средств для оперативных резервов и мобилизационных ресурсов войск национальной гвардии;
снижение расходов денежных средств на обеспечение служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии.
Вывод: таким образом, решение проблемных вопросов в обеспечении МТС позволит повысить эффективность обеспечения МТС ТерО ВНГ России в соответствии с задачами Концепции в части, касающейся повышения эффективности системы МТО ВНГ РФ.