Использование различных видов единоборств в рукопашном бою

Использование различных видов единоборств в рукопашном бою

В данной статье показана необходимость использования различных видов единоборств в рукопашном бою, а также система физической и психологической подготовки сотрудников к выполнению служебной деятельности.

Аннотация статьи
использование специальных и подручных средств
чувство готовности к схватке
уверенность в своих силах
основная стойка
восточные виды единоборств
тактика выполнения приемов
вариантность применения приемов
Ключевые слова

Современная служебная деятельность предъявляет всевозрастающие требования к сотруднику, к его мастерству, физической и психологической подготовленности. Каждый сотрудник должен в совершенстве владеть специальными средствами и оружием, в любой обстановке действовать умело, с максимальной эффективностью и напряженностью, что требует от него высокого уровня физической и психологической закалки.

В системе физической и психологической подготовки сотрудников в служебной деятельности «рукопашный бой» занимает важное место. Независимо от специальности личный состав, отлично обученный приемам рукопашного боя, отличается высокой физической закалкой, самообладанием, чувством физического превосходства над соперником, постоянной активностью и более качественным выполнением своих функциональных обязанностей.

Занятия рукопашным боем в значительной степени закаляют волю сотрудников и повышают их профессиональную готовность. Не утрачено значение приемов рукопашного боя и как одного из средств ведения ближнего боя.

Наиболее распространенными видами ближнего боя, предопределяющими возникновение рукопашных схваток, является служебной деятельность в населенных пунктах, на ограниченных площадях, особенно в городах. Умелому владению огнестрельным и холодным оружием, умению успешно действовать с помощью подручных средств и без оружия должны быть обучены сотрудники. Этим определяется значимость рукопашного боя в служебной деятельности [1].

При организации обучения по разделу «Рукопашный бой» следует учитывать возросшую тягу молодежи к изучению различных систем единоборства, распространению литературы по этим вопросам, что проводит иногда к развитию неправильных представлений о предназначении обучения приемам рукопашного боя, неправильному использованию этих приемов в повседневной деятельности. Такое положение требует повышенного внимания к воспитательным аспектам процесса физической подготовки.

Обучение рукопашному бою имеет целью подготовить сотрудников к быстрым и умелым действиям специальными средствами, личным оружием в рукопашном бою, а также воспитывать у них чувство готовности к схватке с соперником и уверенности в своих силах.

В рукопашной схватке побеждает тот, кто в совершенстве владеет приемами защиты и нападения, при необходимости, не колеблясь, нападает первым, и умело преодолевая попытки соперника защищаться и контратаковать, наносит ему решительный удар [2].

Содержание рукопашной схватки зависит, прежде всего, от задачи, которую необходимо решать сотруднику. Наиболее эффективными являются те приемы и действия, которые в кратчайший срок и с минимальной затратой сил приводят к достижению поставленной цели.

Основным средством задержания и сопровождения соперника в рукопашном бою является умелое использование изученных приемов, специальных и подручных средств.

Основными средствами задержания соперника являются: удары руками и ногами, защита от них, броски, болевые приемы, приводящие к контролю над соперником. Однако, не смотря на видимую конкретную предназначенность отдельных приемов рукопашного боя, очевидна также широкая вариантность их применения. Так выполнение и тех же приемов, но с различной силой и по различным болевым точкам, вызывает самый разнообразный эффект от легкого шока до временной потери сознания. Кроме того, одинаковые по структуре приемы могут выполняться в самых различных вариантах. Чем богаче арсенал приемов и действий, которыми в совершенстве владеет сотрудник, тем шире возможности их применения в рукопашном бою, тем значительнее возрастают основания для победы [3].

Следует при этом подчеркнуть то положение, что во всех случаях тактика выполнения приемов должна быть доведена до степени автоматизма. Это позволит быстрее, точнее и эффективнее применить наиболее целесообразный в данный конкретной ситуации прием и обеспечить успех в схватке.

Задачи, возлагаемые на личный состав при выполнении служебных задач, требуют от них отличного владения приемами ведения рукопашной борьбы, высокой степени развития физических и психологических качеств.

С личным составом при отработке данного раздела физической подготовки изучаются приемы рукопашного боя:

  • стойки, удары, уклоны, нырки, передвижения, используемые в боксе;
  • удары и блоки из системы каратэ;
  • броски, болевые, удушающие приемы и удержания из борьбы самбо, дзюдо;
  • удары ногами из тхэквондо;
  • удары коленями и локтями из тайского бокса;
  • приемы и действия со специальными средствами.

В целях совершенствования изученных на учебных занятиях бросков, удержаний, болевых приемов, а также получения практики ведения единоборств с различными соперниками, все сотрудники должны регулярно тренироваться в спортивных секциях и участвовать в соревнованиях по одному из видов единоборств [4].

Изучение рукопашного боя начинается с приемов самостраховки, которые используются в борьбе самбо, дзюдо – это самостраховки при падении вперед, назад, на левый и на правый бок. Данные приемы и упражнения систематизированы в Наставлении и широко используются при обучении сотрудников. Каждая подготовительная часть занятия включает в себя тренировку приемов самостраховки.

При проведении занятий по рукопашному бою, после изучения приемов самостраховки начинается изучение стойки, т.е. изготовки к бою без оружия. В рукопашном бою основная боевая стойка используется из бокса, она носит название «пассивная защита». Из бокса также используются и приемы «активной защиты» – это уклоны влево, вправо, нырки и уклоны, разрыв дистанции за счет передвижения, подставка рук под удар соперника. Бокс в рукопашном бою занимает как бы «главенствующее» положение. Если определить арсенал приемов в процентном отношении содержания приемов, то бокс составляет 60% и более. Кроме того, в боксе тренируются такие качества, как смелость, решительность, способность переносить удары. Необходимо также поставить и удары ногами. Это наиболее сложный и трудоемкий процесс, требующий, кроме всего прочего, использования упражнений для растяжки мышц. При выполнении ударов ногами используется основная стойка, иногда можно ноги ставить чуть шире плеч для того, чтобы удар получился резче и сильнее. В отличии от каратэ и тхэквондо, в рукопашном бою используется лишь некоторое количество ударов ногами. Кроме ударов ногами из каратэ в рукопашном бою используются блоки, т.е. подставки рук, ног под удары соперника, подсечки и броски с захватом ног. Также для тренировки уверенности в своих силах практикуется на занятиях разбивание жестких предметов: кирпичей, досок и т.д. Данные тренировки используются в восточных единоборствах.

Важное значение в системе обучения рукопашному бою имеют приемы борьбы, взятые в основном из борьбы самбо и дзюдо. Это бросок с захватом двух ног спереди и сзади, задняя подножка, передняя подножка, бросок через бедро и т.д. Бросками называются приемы, с помощью которых переводят соперника из положения борьбы стоя в положение лежа. При этом бросок должен быть проведен так, чтобы обеспечивался полет и четкое падение соперника. После выполнения броска выполняются приемы добивания, удушения, болевые приемы, приемы сопровождения [5].

Таким образом, для того, чтобы успешно овладеть приемами рукопашного боя, грамотно и эффективно их использовать, необходимо изучать все виды существующих единоборств, для достижения победа в учебной схватке, на соревнованиях или при выполнении служебных обязанностей.

Текст статьи
  1. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко. – 2-е изд, испр. и доп. – М. : Физическая культура, 2009. – 496 с.
  2. Кудин В.А., Торопов В.А., Дудчик В.И., Куликов М.Л., Науменко С.В., Ушенин А.И. Физическая подготовка: учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Кудин В.А. и др. // Изд-во СПБУ МВД России. – СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2016.
  3. Торопов В.А., Ушенин А.И., Дудчик В.И., Золотенко Р.Б., Хыбыртов Р.Б. Рукопашный бой в теории и практике служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел: монография / Под ред. проф. В.А. Торопова // Изд-во СПБУ МВД России. – СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2016.
  4. Торопов В.А., Науменко С.В., Куликов М.Л., Ушенин А.И., Хыбыртов Р.Б., Дудчик В.И. Исследование процесса эффективного обучения сотрудников полиции приемам рукопашного боя: Монография- СПб: ООО «Р-КОПИ», 2018. – 112 с.
  5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. Ю.Ф. Курамшин. Москва, 2010.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 7 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября