Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Анализ кафедры баптистерия в Пизе Никколо Пизано

Анализ кафедры баптистерия в Пизе Никколо Пизано

Автор(-ы):

Тригубкина Эвелина Павловна

9 декабря 2023

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

скульптура
искусство
эпоха Средневековья
Проторенессанс
символизм
христианство

Аннотация статьи

Данная тема посвящена анализу мраморной кафедры баптистерия в Пизе. В работе рассматриваются особенности и уникальность данного скульптурного произведения, а также по итогу исследования заключается вывод о его влияние на мировое искусство.

Текст статьи

Мраморная работа «Кафедра баптистерия в Пизе», созданная для пизанского собора Санта Мария Маджоре итальянским скульптором Никколо Пизано в XIII веке, представляет собой выдающийся образец искусства эпохи Проторенессанса. Эта уникальная скульптура не только служила практической цели, представляя собой место для выступления священнослужителей, но и стала настоящим произведением искусства, богатым символикой и художественными подробностями.

При анализе самого строения кафедры можно заметить, что, работая над данным произведением, Никколо Пизано, видоизменяет сам облик скульптуры, отходя от общепринятых норм того времени. Он заменяет квадрат шестигранной призмой и вводит скульптурный декор в виде высокого рельефа. Изящные коринфские капители, украшения и арочные перекрытия становятся новой формой изображения церковной кафедры, но это не является главной причиной того, почему многие искусствоведы обращают свое внимание на эту скульптуру.

Церковная кафедра баптистерия несет в себе глубокую символику и религиозные мотивы. При внимательном исследовании можно увидеть, что в тимпанах арок данного скульптурного произведения помещены разные изображения святых, пророков и апостолов, а над античными коринфскими колоннами помещены статуи добродетелей. На балюстраде исполнены мраморные рельефы с изображением евангельских сцен в следующем порядке: «Рождество», «Благовещением», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», «Распятие» и «Страшный суд». Сюжеты, в качестве донесения информации до зрителей, различные аллегорические и символические изображения, выражающие образы и понятия средневекового христианства, встречались и до того во многих  итальянских произведениях, поэтому со стороны содержания пизанская церковная кафедра не представляла собой принципиального шага вперед. Это произведение стало действительно уникальным благодаря художественным средствам, примененных Никколо Пизано в изображении евангельских сценах, сочетающих в себе и средневековые и новые проторенессанские черты искусства.

Средневековые традиции:

1. Отсутствие глубины пространства и перспективы.

Все участники, изображенные на тимпанах арок, сдвинуты на один передний план. Дело в том, что художники и скульпторы в то время не знали законов перспективы, поэтому не умели правильно и точно изображать фигуры.

2. Отсутствие пустого места.

Как и на тимпанах, украшающих церкви и храмы в эпоху Средневековья, так и на кафедре баптистерии всё изображение занимает отведенный формат и вся композиция подчинена архитектурной форме. Некоторые искусствоведы называют это явление «боязнью пустоты», ведь пустота у художников того времени считалась злом, через которое проникает нечистая сила.

3. Разномасштабность.

В изображениях на тимпанах арок Богоматерь, Христос – главные фигуры – в несколько раз крупнее остальных персонажей, что отвечает средневековым традициям, где искусство носило выразительный характер и условность была важна для понимания произведения.

4. Время разделено на части, но объединено в один сюжет.

Разнообразие сцен и изображений создает своеобразную тематическую сценографию, рассказывающую истории из жизни Христа и святых. В эпоху Средневековья один и тот же персонаж на одном изображении может повторяться несколько раз. Понятия выделения и изображения кульминационного момента, в котором сосредоточен смысл тогда не существовал для художников. В это время художники считали, что все важно и ничего нельзя упускать: ни начала, ни кульминации, ни конца. Все это одновременно изображалось на формате и расценивалось как текст, написанный в книге. Но осуществляется шаг в сторону нового искусства, потому что есть объемность, материальность и реалистичность в изображении.

Новые проторенессансные черты:

1. Объемность, материальность и реалистичность в изображении

Ткани передают реальные объемы фигур. Персонажи теперь не бестелесные существа, на которых условно изображена одежда. Зрители чувствуют тело с реальными, правильными пропорциями. Так же хотя эмоции и условные на лицах, но они уже передают оттенки чувств, чего не было в эпоху Средневековья. Никколо Пизано превратил религиозные абстракции в материальные конкретные образы, дающие непосредственное ощущение действительности и обладающие большой изобразительной силой.

2. Изображение земного пространства.

В изображениях евангельских сцен появляется архитектура и природа на заднем плане. Это является свидетельством, что святые изображены уже не просто в горнем мире, а находятся в реальном земном пространстве.

В мраморной кафедре баптистерия в Пизе есть еще одна очень интересная особенность. В верней части в одном из углов баптистерии находится изображение, которое называется аллегория «Силы», напоминающее античные изображения Геракла. Эта скульптура уникальна тем, что это первое со времен античности изображение обнаженного тела. В эпоху Средневековья были изображения голых тел, но так изображали грешников в аду, более реже мучеников. Обнаженность тогда трактовалась как незащищенность, страдания и физические мучения. В данном случае это не мученик или грешник, а Геракл – античный герой, который ценен здесь не с мифологической, а с гуманистической точки зрения. Его нагое тело представляет собой символ высоких духовных нравственных качеств. Он является олицетворением физической красоты, мощи и совершенства человека. Хотя его тело нереалистично из-за неверных пропорций, но это прощается в связи с фактом, что это первое со времен античности изображение обнаженного человека. В этом был разрыв Никколо Пизано со средневековой художественной традицией, что в итоге стало новым словом в искусстве и ответило такому философскому направлению, как гуманизм.

Кафедра баптистерия в Пизе имеет весьма важное значение для истории европейского искусства, поскольку рассматривается как первое крупное произведение итальянского Проторенессанса. Время, в которое было создано это произведение, было периодом перехода от средневековья к эпохе Ренессанса, и стало свидетельством этих культурных изменений. Это произведение не только великолепный художественный объект, но и свидетельство культурного контекста эпохи, в которую оно было создано.

Список литературы

  1. Ильина, Т.В. История искусства западной Европы. От Античности до наших дней [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Т. В. Ильина, М. С. Фомина. – 7-е изд. – М. : Юрайт, 2019. – 330 с.
  2. История мировой живописи [Электронный ресурс] /сост. Н.О. Майорова, Г.К. Скоков. - М.: Белый город, 2009. - 129 с.
  3. Колесов, М.С. Лекции по истории художественной культуры [Электронный ресурс]. - М.: Инфра-М, 2015. - 292 с.
  4. История итальянского искусства [Текст] : перевод с итальянского / Д. К. Арган. - Москва : Радуга, 1990. Т. 1: Античность. Средние века. Раннее Возрождение. Т. 1. - 1990. - 318, [1] с.

Поделиться

656

Тригубкина Э. П. Анализ кафедры баптистерия в Пизе Никколо Пизано // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.II.С. 39-41. URL: https://apni.ru/article/7749-analiz-kafedri-baptisteriya-v-pize-nikkolo-pi

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля