Главная
Конференции
Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий
К вопросу о методике обучения студентов специальной медицинской группы навыкам с...

К вопросу о методике обучения студентов специальной медицинской группы навыкам самооценки физического развития

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

антропометрические измерения
физическое развитие
гибкость
сила
физические упражнения

Аннотация статьи

Статья посвящена вопросу о методике обучения студентов специальной медицинской группы навыкам самооценки физического развития. Рассмотрен вопрос о необходимости заниматься физической культурой студентов специальной медицинской группы.

Текст статьи

Для студентов специальной медицинской группы особую значимость обретает познавательная сторона учебного процесса по физическому воспитанию. Эта часть студенческой молодежи в школьные годы, как известно, была отлучена от физической культуры, и естественно, имеет большие пробелы в овладении специальными знаниями и двигательными навыками [1, c. 2]. Наша методическая работа направлена на то, чтобы вооружить студентов знаниями в вопросах самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью, обучить методам и приемам закаливания, помочь студентам, имеющим серьезные отклонения в здоровье, правильно ориентироваться в выборе физической культуры, способствующей поддержанию относительно высокого уровня физической работоспособности, реабилитации и оздоровлению, или стабилизации протекания болезни (хронического характера) в состоянии ремиссии.

Для специальной медицинской группы Донского ГАУ разработан своего рода «установочный документ», который предусматривает следующие формы работы
[3, c. 115]:

  1. В течение всех лет обучения в институте, ежегодно осенью и весной производить антропометрические измерения по таким параметрам, как: пульс и частота дыхания в покое, вес, рост, весо-ростовой показатель, жизненная емкость легких, становая сила, кистевая сила, размах грудной клетки, состояние стопы, проба Генча, ортостатическая проба, функциональная проба. В ходе работы студенты изучают приемы тестирования, осваивают правила ведения антропометрических измерений и сопоставления динамики своих показателей по периодам обучения со стандартами физического развития населения страны.
  2. Аналогичным образом, регулярно, студенты дают оценку индивидуальным показателям физического развития в динамике по таким качествам, как гибкость, сила рук и ног, сила брюшного пресса и мышц спины, быстрота и физическая работоспособность. Для измерения и оценки перечисленных показателей мы применяли общепринятые методы и тесты, которые широко используются в практике физического воспитания студентов.
  3. Студентам рекомендовано регулярно следить за состоянием своего здоровья в период активных занятий физическими упражнениями по таким субъективным показателям, как самочувствие, работоспособность, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями. Ведение дневника самоконтроля позволяет студенту грамотно оценивать свое субъективное состояние, стимулирует к занятиям физической культурой, развивает интерес к своему здоровью и, как следствие, вызывает желание избавиться от недуга [2, c. 12].

В работе со студентами, отнесенными к специальной медицинской группе, огромное положительное влияние оказывают регулярные беседы о роли физической культуры, отдельных ее средств и методов в оздоровлении человека, о месте физических упражнений в режиме учебного дня и свободного времени. Практически в каждом уроке на беседы отводится 8–10 мин, обязательно приводятся яркие, запоминающиеся примеры из жизни и опыта людей, вернувших себе здоровье посредством регулярного использования средств физической культуры, крылатые выражения, пословицы, поговорки. Кроме того, мы постоянно ведем индивидуальные (или с небольшими группами в 5–6 человек, объединенных по диагнозу) беседы об использовании конкретных средств, приемов и дозировок физических упражнений, соответствующих заболеванию. Воспитание у студентов необходимых двигательных навыков идет параллельно с формированием умений самостоятельно подбирать упражнения по заданию педагога, составлять комплексы индивидуальной гимнастики.

Приобретенные на уроках и в общении с преподавателями знания и необходимые двигательные навыки позволяют студентам к концу 2-го курса свободно ориентироваться в подборе различных средств физической культуры, непринужденно и достаточно квалифицированно по заданию педагога проводить занятия специальной оздоровительной гимнастикой (комплекс из 15-20 упражнений ОФП) с группой в 10-12 человек. Формированию навыков самооценки в физической культуре содействует и такой прием, как индивидуальное чтение с последующим групповым обсуждением специальной популярной литературы из серии «физическая культура и здоровье», а также различные домашние задания по применению на практике соответствующих оздоровительных средств физической культуры, различных приемов и методов закаливания и личной гигиены [4, c. 175].

Каждый студент, отнесенный комиссией к специальной медицинской группе, получает на руки методичку-дневник самоконтроля, напечатанную в типографии института, и в течение всего срока обучения фиксирует в ней все показатели собственного состояния здоровья по изложенной выше методике. В дневнике помещены примерные комплексы специальной оздоровительной гимнастики, применительно к различным заболеваниям, разработанные и предложенные нами, а также самостоятельно разработанные студентом по заданию педагога. Там же весьма подробно описаны правила, приемы и методы закаливания, домашние задания по этому разделу программы и отметки об их выполнении [5, c. 106]. В конце каждого семестра студент предъявляет дневник самоконтроля преподавателю. Работа студента оценивается по 5-балльной системе, по каждому разделу выставляется соответствующий балл, причем градация оценки показателей и тестов изложена заранее в этом же дневнике.

Систематически за каждое полугодие преподаватель дает оценку двигательной активности студента, куда включены следующие показатели: посещаемость занятий, владение двигательными навыками, умение самостоятельно подбирать упражнения по заданию преподавателя, сопоставлять комплексы физических упражнений, проводить занятия с группой в 10-12 человек (инструкторская практика).

В конце каждого курса преподаватель дает оценку физического состояния студента по таким показателям, как: функциональная проба, весо-ростовой показатель, бег 100 м, прыжки в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине (женщины), подтягивание (мужчины) на перекладине, если по состоянию здоровья студенту противопоказано какое-либо из перечисленных упражнений, преподаватель заменяет его другим по собственному усмотрению и согласованию со
студентом.

Для повышения интереса студентов к нашему предмету, приобретения опыта, знаний и умений в указанной методичке приведен весьма обширный перечень комплексов оздоровительной гимнастики, применительно к различным условиям их выполнения с учетом особенностей студенческих общежитий. Даны рекомендации для занимающихся на открытом воздухе, в помещении, упражнения на стуле (для тесных, помещений), зарядка-пятиминутка для тех, кто спешит, физические упражнения на кровати и т.д.

Работая со студентами специальной медицинской группы, мы постоянно нацеливаем их на систематическое чтение специальной литературы, на подбор и формирование личной библиотеки. С этой целью в конце методического пособия-дневника самоконтроля приложен список рекомендуемой литературы.

Наш опыт работы по физическому воспитанию студентов, имеющих отклонения в здоровье, убеждает, что изложенная выше методика вызывает обоюдный интерес к работе студента и преподавателя, а значит и желание постигать предмет и добиваться успехов в укреплении здоровья и есть наша главная цель.

Список литературы

  1. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2012.
  2. Габибов А.Б., Кадыкова Н.К. Методические рекомендации по использованию методов контроля, самоконтроля и оценки физической подготовленности студентов // Методические рекомендации ДГАУ – 2011г.
  3. Тихонова, Ю.И. Формирование готовности студентов к ведению ими здорового образа жизни / Ю.И. Тихонова, О.В. Попова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2013. – Т. 1. – № 11 (15). – С. 112-118.
  4. Холодов Ж.К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
  5. Цветкова, И.В. Интересы подростков в получении информации о здоровом образе жизни / И.В. Цветкова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. – № 1 (10). – С. 105-108.

Поделиться

2481

Габибов А. Б., Магомедбегова С. И., Жиренко Д. И. К вопросу о методике обучения студентов специальной медицинской группы навыкам самооценки физического развития // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 мая 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 154-157. URL: https://apni.ru/article/775-k-voprosu-o-metodike-obucheniya-studentov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января