Для студентов специальной медицинской группы особую значимость обретает познавательная сторона учебного процесса по физическому воспитанию. Эта часть студенческой молодежи в школьные годы, как известно, была отлучена от физической культуры, и естественно, имеет большие пробелы в овладении специальными знаниями и двигательными навыками [1, c. 2]. Наша методическая работа направлена на то, чтобы вооружить студентов знаниями в вопросах самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью, обучить методам и приемам закаливания, помочь студентам, имеющим серьезные отклонения в здоровье, правильно ориентироваться в выборе физической культуры, способствующей поддержанию относительно высокого уровня физической работоспособности, реабилитации и оздоровлению, или стабилизации протекания болезни (хронического характера) в состоянии ремиссии.
Для специальной медицинской группы Донского ГАУ разработан своего рода «установочный документ», который предусматривает следующие формы работы
[3, c. 115]:
- В течение всех лет обучения в институте, ежегодно осенью и весной производить антропометрические измерения по таким параметрам, как: пульс и частота дыхания в покое, вес, рост, весо-ростовой показатель, жизненная емкость легких, становая сила, кистевая сила, размах грудной клетки, состояние стопы, проба Генча, ортостатическая проба, функциональная проба. В ходе работы студенты изучают приемы тестирования, осваивают правила ведения антропометрических измерений и сопоставления динамики своих показателей по периодам обучения со стандартами физического развития населения страны.
- Аналогичным образом, регулярно, студенты дают оценку индивидуальным показателям физического развития в динамике по таким качествам, как гибкость, сила рук и ног, сила брюшного пресса и мышц спины, быстрота и физическая работоспособность. Для измерения и оценки перечисленных показателей мы применяли общепринятые методы и тесты, которые широко используются в практике физического воспитания студентов.
- Студентам рекомендовано регулярно следить за состоянием своего здоровья в период активных занятий физическими упражнениями по таким субъективным показателям, как самочувствие, работоспособность, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями. Ведение дневника самоконтроля позволяет студенту грамотно оценивать свое субъективное состояние, стимулирует к занятиям физической культурой, развивает интерес к своему здоровью и, как следствие, вызывает желание избавиться от недуга [2, c. 12].
В работе со студентами, отнесенными к специальной медицинской группе, огромное положительное влияние оказывают регулярные беседы о роли физической культуры, отдельных ее средств и методов в оздоровлении человека, о месте физических упражнений в режиме учебного дня и свободного времени. Практически в каждом уроке на беседы отводится 8–10 мин, обязательно приводятся яркие, запоминающиеся примеры из жизни и опыта людей, вернувших себе здоровье посредством регулярного использования средств физической культуры, крылатые выражения, пословицы, поговорки. Кроме того, мы постоянно ведем индивидуальные (или с небольшими группами в 5–6 человек, объединенных по диагнозу) беседы об использовании конкретных средств, приемов и дозировок физических упражнений, соответствующих заболеванию. Воспитание у студентов необходимых двигательных навыков идет параллельно с формированием умений самостоятельно подбирать упражнения по заданию педагога, составлять комплексы индивидуальной гимнастики.
Приобретенные на уроках и в общении с преподавателями знания и необходимые двигательные навыки позволяют студентам к концу 2-го курса свободно ориентироваться в подборе различных средств физической культуры, непринужденно и достаточно квалифицированно по заданию педагога проводить занятия специальной оздоровительной гимнастикой (комплекс из 15-20 упражнений ОФП) с группой в 10-12 человек. Формированию навыков самооценки в физической культуре содействует и такой прием, как индивидуальное чтение с последующим групповым обсуждением специальной популярной литературы из серии «физическая культура и здоровье», а также различные домашние задания по применению на практике соответствующих оздоровительных средств физической культуры, различных приемов и методов закаливания и личной гигиены [4, c. 175].
Каждый студент, отнесенный комиссией к специальной медицинской группе, получает на руки методичку-дневник самоконтроля, напечатанную в типографии института, и в течение всего срока обучения фиксирует в ней все показатели собственного состояния здоровья по изложенной выше методике. В дневнике помещены примерные комплексы специальной оздоровительной гимнастики, применительно к различным заболеваниям, разработанные и предложенные нами, а также самостоятельно разработанные студентом по заданию педагога. Там же весьма подробно описаны правила, приемы и методы закаливания, домашние задания по этому разделу программы и отметки об их выполнении [5, c. 106]. В конце каждого семестра студент предъявляет дневник самоконтроля преподавателю. Работа студента оценивается по 5-балльной системе, по каждому разделу выставляется соответствующий балл, причем градация оценки показателей и тестов изложена заранее в этом же дневнике.
Систематически за каждое полугодие преподаватель дает оценку двигательной активности студента, куда включены следующие показатели: посещаемость занятий, владение двигательными навыками, умение самостоятельно подбирать упражнения по заданию преподавателя, сопоставлять комплексы физических упражнений, проводить занятия с группой в 10-12 человек (инструкторская практика).
В конце каждого курса преподаватель дает оценку физического состояния студента по таким показателям, как: функциональная проба, весо-ростовой показатель, бег 100 м, прыжки в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине (женщины), подтягивание (мужчины) на перекладине, если по состоянию здоровья студенту противопоказано какое-либо из перечисленных упражнений, преподаватель заменяет его другим по собственному усмотрению и согласованию со
студентом.
Для повышения интереса студентов к нашему предмету, приобретения опыта, знаний и умений в указанной методичке приведен весьма обширный перечень комплексов оздоровительной гимнастики, применительно к различным условиям их выполнения с учетом особенностей студенческих общежитий. Даны рекомендации для занимающихся на открытом воздухе, в помещении, упражнения на стуле (для тесных, помещений), зарядка-пятиминутка для тех, кто спешит, физические упражнения на кровати и т.д.
Работая со студентами специальной медицинской группы, мы постоянно нацеливаем их на систематическое чтение специальной литературы, на подбор и формирование личной библиотеки. С этой целью в конце методического пособия-дневника самоконтроля приложен список рекомендуемой литературы.
Наш опыт работы по физическому воспитанию студентов, имеющих отклонения в здоровье, убеждает, что изложенная выше методика вызывает обоюдный интерес к работе студента и преподавателя, а значит и желание постигать предмет и добиваться успехов в укреплении здоровья и есть наша главная цель.