К вопросу о методике обучения студентов специальной медицинской группы навыкам самооценки физического развития

Статья посвящена вопросу о методике обучения студентов специальной медицинской группы навыкам самооценки физического развития. Рассмотрен вопрос о необходимости заниматься физической культурой студентов специальной медицинской группы.

Аннотация статьи
физическое развитие
антропометрические измерения
сила
гибкость
физические упражнения
Ключевые слова

Для студентов специальной медицинской группы особую значимость обретает познавательная сторона учебного процесса по физическому воспитанию. Эта часть студенческой молодежи в школьные годы, как известно, была отлучена от физической культуры, и естественно, имеет большие пробелы в овладении специальными знаниями и двигательными навыками [1, c. 2]. Наша методическая работа направлена на то, чтобы вооружить студентов знаниями в вопросах самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью, обучить методам и приемам закаливания, помочь студентам, имеющим серьезные отклонения в здоровье, правильно ориентироваться в выборе физической культуры, способствующей поддержанию относительно высокого уровня физической работоспособности, реабилитации и оздоровлению, или стабилизации протекания болезни (хронического характера) в состоянии ремиссии.

Для специальной медицинской группы Донского ГАУ разработан своего рода «установочный документ», который предусматривает следующие формы работы
[3, c. 115]:

  1. В течение всех лет обучения в институте, ежегодно осенью и весной производить антропометрические измерения по таким параметрам, как: пульс и частота дыхания в покое, вес, рост, весо-ростовой показатель, жизненная емкость легких, становая сила, кистевая сила, размах грудной клетки, состояние стопы, проба Генча, ортостатическая проба, функциональная проба. В ходе работы студенты изучают приемы тестирования, осваивают правила ведения антропометрических измерений и сопоставления динамики своих показателей по периодам обучения со стандартами физического развития населения страны.
  2. Аналогичным образом, регулярно, студенты дают оценку индивидуальным показателям физического развития в динамике по таким качествам, как гибкость, сила рук и ног, сила брюшного пресса и мышц спины, быстрота и физическая работоспособность. Для измерения и оценки перечисленных показателей мы применяли общепринятые методы и тесты, которые широко используются в практике физического воспитания студентов.
  3. Студентам рекомендовано регулярно следить за состоянием своего здоровья в период активных занятий физическими упражнениями по таким субъективным показателям, как самочувствие, работоспособность, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями. Ведение дневника самоконтроля позволяет студенту грамотно оценивать свое субъективное состояние, стимулирует к занятиям физической культурой, развивает интерес к своему здоровью и, как следствие, вызывает желание избавиться от недуга [2, c. 12].

В работе со студентами, отнесенными к специальной медицинской группе, огромное положительное влияние оказывают регулярные беседы о роли физической культуры, отдельных ее средств и методов в оздоровлении человека, о месте физических упражнений в режиме учебного дня и свободного времени. Практически в каждом уроке на беседы отводится 8–10 мин, обязательно приводятся яркие, запоминающиеся примеры из жизни и опыта людей, вернувших себе здоровье посредством регулярного использования средств физической культуры, крылатые выражения, пословицы, поговорки. Кроме того, мы постоянно ведем индивидуальные (или с небольшими группами в 5–6 человек, объединенных по диагнозу) беседы об использовании конкретных средств, приемов и дозировок физических упражнений, соответствующих заболеванию. Воспитание у студентов необходимых двигательных навыков идет параллельно с формированием умений самостоятельно подбирать упражнения по заданию педагога, составлять комплексы индивидуальной гимнастики.

Приобретенные на уроках и в общении с преподавателями знания и необходимые двигательные навыки позволяют студентам к концу 2-го курса свободно ориентироваться в подборе различных средств физической культуры, непринужденно и достаточно квалифицированно по заданию педагога проводить занятия специальной оздоровительной гимнастикой (комплекс из 15-20 упражнений ОФП) с группой в 10-12 человек. Формированию навыков самооценки в физической культуре содействует и такой прием, как индивидуальное чтение с последующим групповым обсуждением специальной популярной литературы из серии «физическая культура и здоровье», а также различные домашние задания по применению на практике соответствующих оздоровительных средств физической культуры, различных приемов и методов закаливания и личной гигиены [4, c. 175].

Каждый студент, отнесенный комиссией к специальной медицинской группе, получает на руки методичку-дневник самоконтроля, напечатанную в типографии института, и в течение всего срока обучения фиксирует в ней все показатели собственного состояния здоровья по изложенной выше методике. В дневнике помещены примерные комплексы специальной оздоровительной гимнастики, применительно к различным заболеваниям, разработанные и предложенные нами, а также самостоятельно разработанные студентом по заданию педагога. Там же весьма подробно описаны правила, приемы и методы закаливания, домашние задания по этому разделу программы и отметки об их выполнении [5, c. 106]. В конце каждого семестра студент предъявляет дневник самоконтроля преподавателю. Работа студента оценивается по 5-балльной системе, по каждому разделу выставляется соответствующий балл, причем градация оценки показателей и тестов изложена заранее в этом же дневнике.

Систематически за каждое полугодие преподаватель дает оценку двигательной активности студента, куда включены следующие показатели: посещаемость занятий, владение двигательными навыками, умение самостоятельно подбирать упражнения по заданию преподавателя, сопоставлять комплексы физических упражнений, проводить занятия с группой в 10-12 человек (инструкторская практика).

В конце каждого курса преподаватель дает оценку физического состояния студента по таким показателям, как: функциональная проба, весо-ростовой показатель, бег 100 м, прыжки в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине (женщины), подтягивание (мужчины) на перекладине, если по состоянию здоровья студенту противопоказано какое-либо из перечисленных упражнений, преподаватель заменяет его другим по собственному усмотрению и согласованию со
студентом.

Для повышения интереса студентов к нашему предмету, приобретения опыта, знаний и умений в указанной методичке приведен весьма обширный перечень комплексов оздоровительной гимнастики, применительно к различным условиям их выполнения с учетом особенностей студенческих общежитий. Даны рекомендации для занимающихся на открытом воздухе, в помещении, упражнения на стуле (для тесных, помещений), зарядка-пятиминутка для тех, кто спешит, физические упражнения на кровати и т.д.

Работая со студентами специальной медицинской группы, мы постоянно нацеливаем их на систематическое чтение специальной литературы, на подбор и формирование личной библиотеки. С этой целью в конце методического пособия-дневника самоконтроля приложен список рекомендуемой литературы.

Наш опыт работы по физическому воспитанию студентов, имеющих отклонения в здоровье, убеждает, что изложенная выше методика вызывает обоюдный интерес к работе студента и преподавателя, а значит и желание постигать предмет и добиваться успехов в укреплении здоровья и есть наша главная цель.

Текст статьи
  1. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2012.
  2. Габибов А.Б., Кадыкова Н.К. Методические рекомендации по использованию методов контроля, самоконтроля и оценки физической подготовленности студентов // Методические рекомендации ДГАУ – 2011г.
  3. Тихонова, Ю.И. Формирование готовности студентов к ведению ими здорового образа жизни / Ю.И. Тихонова, О.В. Попова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2013. – Т. 1. – № 11 (15). – С. 112-118.
  4. Холодов Ж.К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
  5. Цветкова, И.В. Интересы подростков в получении информации о здоровом образе жизни / И.В. Цветкова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. – № 1 (10). – С. 105-108.
Список литературы