В период перестройки во всех сферах общества также остро встал вопрос о повышении роли человеческого фактора, и он должен решаться всеми науками, изучающими человека, и отраслями, формирующими его деятельность, в том числе и «физической культурой» как наукой, так и системой, обеспечивающей деятельность. Поэтому активизация физкультурно-спортивной деятельности человека является важной проблемой современной физической культуры.
Активизация физкультурной деятельности студентов может быть в значительной степени связана с компенсацией отставания в физкультурном образовании, с совершенствованием этих методов. Отсутствие у студентов мотивов для занятий физической культурой, они не получают в процессе занятий ощущения «мышечной радости», радости общения, удовлетворенности в усвоении навыков и эмоциональной экспрессии [3, c. 158]. Мотивировки, подобные совету других, приказу учителя или родителей, примеру, не могут быть устойчивыми регуляторами самостоятельной деятельности [2, c. 3].
Проблема заключается в том, что вошли в противоречие уровень развития методики и средств физического воспитания и потребность личности в регулярных тренировочных занятиях, в здоровом образе жизни.
Анализ возникшей ситуации на основе практического опыта, общения с коллегами, а также публикаций показывает, что современное состояние физического воспитания может быть охарактеризовано запрограммированностью учебных занятий в системе образования; слабым уровнем технического оснащения и оборудования спортивных сооружений; несоответствием технологии процесса физического воспитания современному уровню развития его методики; слабым уровнем активирующего, побуждающего к самостоятельным занятиям воздействия обязательных учебных занятий; увеличением основной ориентации процесса физического воспитания на обязательные учебные занятия; как следствие этих факторов – отсутствие у обучаемого живого интереса к занятиям и недостаточный уровень развития физических качеств у выпускников средних школ. Обычно педагоги, располагающие слабой материальной базой, видят перспективу в ее улучшении, те, у кого она на среднем уровне,– в улучшении технического оснащения и оборудования, а те, у кого и с этим хорошо, ищут решение в использовании различных «малых форм», однако они также могут быть слабо эффективны.
Безусловно, все эти факторы важны, однако решение проблемы представляется не в этом. Анализ показывает, что все тенденции направлены именно к натаскиванию ученика на обязательных занятиях на конкретные показатели и при таком расставлении акцентов зачастую приводят к отвращению его от физической культуры. Чрезвычайно важно, чтобы учащийся, студент после обязательных занятий захотел заниматься самостоятельно. Это положение можно исправить, если по-иному расставить акценты, а именно – рассматривать учебные занятия только как дающие обучаемому импульс к самостоятельным занятиям, как осознанную им необходимость, а это требует формирования у него соответствующих мотивов или учета имеющихся.
Развитие бюрократизма и формализма в нашем обществе неизбежно привело к игнорированию личности. Это характерно и для системы образования: бюрократические методы управления, жесткая регламентация учебного процесса, запланированная 100%-ная успеваемость. В этот период педагогика «потеряла» личность обучаемого, преимущественное развитие получила обучающая функция. В настоящее время процесс обучения навязывается ученику, а при всех его возвышенных целях, он не становится для него жизненно важным, поэтому становится формальным. Ученик рассматривается как субъект, которого достаточно обучить необходимым движениям, развить нужные физические качества и они после выхода из школы будут сохранены на всю жизнь, а ведь двигательные и физические качества для их сохранения нуждаются в систематическом подкреплении. Человеческая личность характеризуется прежде всего самоорганизацией, сообразующейся при реализации определенных мотивов с достижением определенных собственных целей, а также целей общества. Поэтому важно, чтобы личные цели совпадали в некоторых сторонах с общественными. При сложившейся системе обучения цель общества – получить полноценного, физически развитого, здорового гражданина – не является в подавляющем большинстве случаев целью личности ученика, у него нет достаточно сильных мотивов для такой деятельности и они не сформированы в процессе обучения.
Поэтому навязанная формально физическая культура до поры до времени, и то в тех ее формах, которые интересны определенному возрасту учащихся, представляет для них интерес. А затем по мере того, как ребенок взрослеет, растет его загруженность учебными занятиями, уменьшается свободное время, появляются другие виды деятельности, развлечения, интерес к физической культуре с ее формально навязанными формами падает. Ученик входит в противоречия с предъявляемыми к нему требованиями и, в лучшем случае, выполняет их принудительно, мечтая о том дне, когда эти требования прекратятся. При этом формально навязанная система может привести к конечному положительному результату, но только до конца периода обучения [1, c. 39].
В реальной ситуации подавляющее большинство выпускников школ имеют недостаточный уровень физического развития, не справляются с основными требованиями норм ГТО.
Слабое физическое развитие, недостаточный объем двигательных навыков, отсутствие мотивации к занятиям физической культурой – затем переносятся на последующий ближайший жизненный период, которым является дальнейшее обучение, например, в вузе, или служба в армии.
Армейская службы в какой-то мере компенсирует отсутствие личностной мотивации, недостаток физического развития, так как вся она построена на формализации деятельности, предъявлении жестких, повышенных требований, при выполнении которых развиваются необходимые свойства личности: воля, целеустремленность, взаимовыручка, закалка и пр. Отсутствие в этот период других видов деятельности позволяет молодому человеку сосредоточиться на себе, ощутить, как меняется его состояние, физические кондиции, характер под воздействием регулярной физкультурной и двигательной деятельности. У большей части солдат это пришедшее ощущение «мышечной радости» остается как необходимость на долгие годы. Однако многие эти 2–3 года долго помнят как годы физических страданий и мучений, и после армии еще некоторое время занимаются самостоятельно, по инерции, а затем, попадая под влияние различных жизненных обстоятельств, прекращают занятия. В вузе они также не выделяются устойчивой мотивацией к физкультурной деятельности.
Учебная деятельность в вузе характеризуется значительной загруженностью студента учебной работой, самостоятельной подготовкой, носящей порой стрессовый характер. Физическое воспитание хоть и отличается от школьного тем, что вводится незначительный теоретический раздел и увеличивается объем практических занятий до четырех часов в неделю, однако повсеместно в соответствии с программой строится на основе выполнения нормативных требований комплекса ГТО и для студента зачастую носит формальный характер, поскольку у подавляющего большинства, как уже отмечалось, отсутствует мотивация к физкультурной деятельности. Это приводит к тому, что многие студенты с радостью воспринимают последний зачет по физическому воспитанию и сразу же забывают об этом предмете.
При таком положении главным направлением решения проблемы активизации физкультурно-спортивной деятельности личности является создание с раннего возраста активной мотивации к физическому самосовершенствованию. Примером формирования такой мотивации может быть индийская школа йоги, где детей с шестилетнего возраста обучают упражнениям, наряду с гигиеническими навыками, приучают к мысли, что асаны облегчают жизнь, помогают в работе, способствуют духовному совершенствованию.
Сегодня одним из главных тезисов нашего общества является – здоровье народа, здоровье человека, здоровый образ жизни. Изучение информации в периодических научно-популярных изданиях показывает, что человеку для сохранения его здоровья важно, кроме развития физических качеств и двигательных навыков, иметь навыки закаливания, самовнушения, самомассажа, простейшей рефлексотерапии, знать, как движения связаны с состоянием организма, с детских лет уметь самостоятельно заниматься и пр. Осуществление процесса физического воспитания на протяжении длительного времени в системе образования позволит сформировать у ученика активный интерес к физическим упражнениям, поскольку они для него
будут являться одним из главных средств для самосовершенствования и самоуправления.
Ясно, что такой акцент в учебном процессе физического воспитания в школе потребует совмещения знаний, а значит специальной подготовки учителя, правда незначительной, так как при условии качественного усвоения знаний во время обучения в вузе будущему учителю надо откорректировать методические и программные основы. Наличие этого умения – формирование у учеников сознательного и активного отношения к занятиям физической культурой – это одно из основополагающих умений для достижения высшего результата в данном вопросе [4, c. 191].
Однако проблемы активизации физкультурно-спортивной деятельности студентов необходимо решать сейчас. Это возможно осуществить по следующим направлениям: традиционным путем повышения качества учебного процесса, включая развитие материальной базы физической культуры и спорта как по месту учебы, так и по месту жительства студентов; использованием в учебном процессе неформальных методов и средств (ритмической гимнастики, современной музыки, тренажерных средств, сауну и др.); уменьшением количества различных сверхмассовых мероприятий при улучшении их качества, праздничной атмосферы, эстетичности; обеспечением контроля за динамикой изменения показателей физического развития каждого студента; повышением объема пропагандирующей работы педагогов на учебных занятиях до 15–20 мин; максимальным приближением содержания учебных занятий к профессиональной специфике; налаживанием межкафедральных связей; повышением культуры педагогов; устранением авторитарного стиля преподавания.
В настоящее время введены карты физического развития, включающие 17 показателей, в том числе относящихся к профессиональным. Прием показателей и контроль производятся в конце каждого семестра «под зачет». Средний балл студента вносится в экран физического развития и определяется его место на курсе, в группе.
Студентам, занявшим призовые места в институте, за хорошие показатели физического самосовершенствования выплачивается разовая денежная премия. Студенты, набравшие средний балл физического развития более 4,25, переводятся на обучение по индивидуальному графику [5, c. 301].
С учетом профессии объединены в одну учебную группу студенты разных курсов одного направления. Это позволило лучше учесть специфику их профессии, улучшить посещаемость занятий и межкафедральные связи.
В новом учебном году планируется вводить на уроках элементы закаливания, аутотренинга, ритмической гимнастики с выполнением домашних заданий по этим разделам.