Активизация учебной деятельности студентов на занятиях по физическому воспитанию с помощью технических средств

Активизация учебной деятельности студентов на занятиях по физическому воспитанию с помощью технических средств

Статья посвящена вопросу о необходимости использования технических средств, для активизации учебной деятельности студентов на занятиях по физическому воспитанию. Рассмотрен пример об овладении техникой опорных прыжков, на занятиях по физическому воспитанию специализации «гимнастика».

Аннотация статьи
упражнения
физическое воспитание
гимнастика
тренажёр
техника опорных прыжков
Ключевые слова

Одной из особенностей современных подходов к обучению движениям является изменение условий выполнения упражнений с помощью специальных тренажеров, которые позволяют ускорить процесс обучения, устранить излишнее переучивание, повысить надежность выполнения упражнений [4, c. 79]. Использование тренажерных устройств, при выполнении физических упражнений на занятиях по физическому воспитанию является активным методом обучения и способствует компенсации недостатков в развитии физических качеств студентов, или оказанию помощи в овладении правильной техникой, или обеспечению безопасности, а также реализации целостного выполнения упражнения, либо его относительно самостоятельных частей. При этом желательна возможность получения срочной объективной информации о движении [1, c. 127].

С целью активизации учебной деятельности студентов при овладении техникой опорных прыжков на занятиях по физическому воспитанию специализации «гимнастика» нами использовались различные технические средства [5, c. 3].

Одним из таких устройств является тележка, свободно перемещающаяся по полу. Студентам предлагалось исполнить пять переворотов вперед на гимнастическом ковре, а затем сразу же выполнить это задание с опорой руками о тележку. В момент выполнения переворота тележка перемещается вперед по направлению движения, тем самым искусственно создавая ситуацию, в которой исполнителю переворота необходимо для завершения задания активизировать свою моторную деятельность в соответствии с техникой исполняемого движения. После переворота через тележку студенты вновь выполняли его на гимнастическом ковре. Добавим, что выполнение переворота через тележку необходимо сочетать со страховкой.

Известно, что изменение условий выполнения упражнения отражается в перцептивной афферентации, которая не только контролирует, но и прогнозирует двигательные действия, необходимые для завершения этого упражнения. Такое варьирование искусственно созданными условиями для выполнения переворота вперед порождает у занимающихся дифференцированное восприятие своих кинестезических ощущений [2, c. 12]. Для повышения контраста восприятия ощущений в зоне приземления размещалась «горка» из гимнастических матов, высота и длина которой как бы заранее программировала уровень активизации двигательной деятельности исполнителя.

Другим техническим средством является тренажер, предназначенный для повышения эффективности отработки взаимодействия спортсмена с гимнастическим мостом в опорных прыжках. Данное устройство способствует совершенствованию двигательных действий по формированию ритмовой структуры упражнения. С помощью тренажера повышаются потенциал реакции опоры (импульс силы) и, как следствие; скорость вылета ОЦМ тела и его кинетический момент.

Аналогом для создания тренажера явился принцип подвижности опорной поверхности, т. е. перемещения опоры в процессе взаимодействия с ней спортсмена. В отличие от известных технических средств обучения толчку ногами в опорных прыжках, смысл которых заключен в повышении упругости опорной поверхности, предлагаемый тренажер, наоборот, вынуждает занимающихся в период отталкивания еще более активизировать свою двигательную деятельность.

Тренажер содержит опорную раму, изготовленную из металлического уголка размером 1200X600X40 мм и укрепленную на четырех шарикоподшипниках с резиновым покрытием, в которую устанавливается стандартный гимнастический мост. Опорная рама посредством трособлочной системы соединена с барабаном центробежного тормоза, выполненного в виде фрикционных дисков, на которые через рычажную систему воздействуют грузы, размещенные на валу, кинематически связанном через храповой механизм с барабаном с помощью редуктора.

Для регистрации величины и времени усилия, прилагаемого к деформируемой опорной поверхности гимнастического моста, в нем установлен потенциометр, линейно изменяющий сопротивление в электрической цепи. Выходной сигнал усиливается и фиксируется комплексом электронной аппаратуры [3, c. 93].

При выполнении прыжка спортсмен взаимодействует с опорной поверхностью гимнастического моста, которая в процессе толчка ногами о мост начинает перемещаться вместе с ним по ходу его движения. Образуемое тяговое усилие через трос передается на барабан центробежного тормоза и начинает его вращать. Скорость вращения барабана определяет время фрикционных дисков и, следовательно, остановку движущейся опорной поверхности с находящимся на ней спортсменом. Это вынуждает спортсмена активизировать двигательные действия во всех фазах опорного прыжка.

Если при исполнении опорных прыжков время контакта занимающихся с мостом длится 0,1 с, то при выполнении тех же прыжков с помощью устройства оно увеличивается до 0,3 с. Этого времени достаточно, чтобы человек мог осознанно контролировать свои движения.

Применение указанных выше технических средств обучения на учебных занятиях по физическому воспитанию не только активизирует познавательную деятельность студентов, которая заключается в изучении новых технических средств, но и повышает эффективность и надежность выполнения упражнения, а также дает импульс творческому развитию мышления студентов.

Текст статьи
  1. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004. – 138 с.
  2. Варковецкая, Г.Н. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения / Г.Н. Варковецкая, А.С. Кривоногова, С.А. Цыплакова // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 4 (12). – С. 12.
  3. Габибов А.Б., Майбородин С.В. Роль спорта в формировании личности студентов. Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-8. С. 92-95.
  4. Габибов, А.Б. Развитие личностно-ориентированной физической культуры в ДОНГАУ / А.Б. Габибов, В.В. Семенченко // Вестник Донского государственного аграрного университета. – 2015. – № 2-3 (17). – С. 75-79.
  5. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учебное пособие. – К., 1999.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 5 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября