Обучение финансовой грамотности развивает у детей экономический образ мышления, воспитывает ответственное и нравственное поведение в области экономических отношений в семье, формирует опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики [5, с. 50].
Разработанная авторская программа применяется с 2018 года по настоящее время. Авторская модель учебного процесса была применена в двух группах, количество в которых составляло по 10 человек.
Программа направлена на формирование финансовой грамотности школьников младшего возраста через внедрение и реализацию образовательных мероприятий, направленных на изучение основ финансовой грамотности посредством практических занятий на интерактивных площадках и парках.
Цель программы – создание педагогических условий для привлечения и обучения младших школьников финансовой грамотности.
Задачи:
- обучить грамотному распоряжению финансами;
- повысить уровень финансовой грамотности;
- развитие критического, позитивного мышления;
- социализация младших школьников;
- активное использование интерактивной формы проектной, исследовательской и игровой деятельностей.
Финансовая грамотность – результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния [3].
Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, а также использования фондов (централизованных или децентрализованных) денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства.
Финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач
государства.
Финансовое мышление – это образ мысли, который напрямую отражает связь человека с реальностью, восприятие себя с материальной точки зрения [4].
Во время занятий у обучающихся проявляется познавательная и творческая деятельность, исследовательская инициатива. Дети учатся сопоставлять, сравнивать, оценивать, анализировать, формулировать. При обучении финансовой грамотности использую проектную и исследовательскую деятельность, при которой происходит понимание цели своих действий; освоение различных способов решения проблем творческого и поискового характера. При этом использую различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации (поисковая деятельность в интернет-ресурсах, проведение опросов, построение таблиц, схем и диаграмм).
При обучении финансовой грамотности вырабатываются коммуникативные навыки, такие как:
– умение слушать собеседника и вести диалог;
– признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
– формулировать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
– уметь оценивать события;
– умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Общие итоги опытно-экспериментальной работы были подведены в конце 2019 года. Главным критерием успешности проводимой в ходе исследования деятельности был рост уровня финансовой грамотности и рост познавательной деятельности при посещении интерактивных площадок и парков.
В целом, динамика роста показателей экспериментальных групп подтверждалась анализом результатов промежуточной и итоговой аттестаций, итогами педагогических наблюдений. Наиболее заметен стабильный рост показателей в экспериментальной группе, где велась целенаправленная работа в выбранном направлении. Менее успешно изменялись показатели в контрольной группах, где занятия велись традиционно.
Прежде чем начать исследование, мы провели анкетирование и тестирование (начальная аттестация) обучающихся с целью выявления базы теоретических знаний в области понимания финансов и уровня сформированности финансовой грамотности. А также определения необходимых педагогических условий эффективного использования методики преподавания финансовой грамотности на практике.
Выявленные уровни могут быть выражены в системе оценок следующим образом: 3 балла соответствует низкому уровню, 4-7 балла – среднему, 8-10 балла – высокому уровню финансовой грамотности.
Проанализировав ответы детей и результаты начальной аттестации мы выяснили, что 8 обучающихся имеют показатели соответствующие среднему уровню развития, 2 обучающихся имеют показатели высокого уровня сформированности финансовой грамотности и 10 обучающихся имеют показатели низкого уровня сформированности финансовой грамотности.
Таким образом, полученные результаты констатирующего эксперимента дают основание судить о довольно низком уровне сформированности финансовой грамотности детей о их неосведомленности в этой области.
На втором этапе формирующего эксперимента наша задача заключалась в том, чтобы учащиеся через деятельностно-практические занятия закрепляли и совершенствовали свои знания, умения и навыки в процессе освоения финансовой грамотности.
На первом этапе были осуществлены поисковый и констатирующий эксперименты, в результате чего была изучена научная и специальная литература, разработан понятийный аппарата.
На втором этапе осуществлялся формирующий эксперимент, где были разработаны серии методических материалов по формированию финансовой грамотности и нравственного образования обучающихся; экспериментальной проверке была подвергнута общая гипотеза исследования и педагогические условия формирования финансовой грамотности.
Формирующий эксперимент проводился нами на базе выделенных экспериментальных и контрольных групп. В ходе исследования велись наблюдения, анализ, систематизация полученных данных и результатов, корректировка отдельных положений.
В процессе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:
1) апробировать на практике содержание, формы и методы изучения финансовой грамотности.
2) подтвердить эффективность выявленных методов и форм формирования финансовой грамотности и воспитания обучающихся средствами интерактивных площадок и парков.
Исследования позволили сделать вывод о том, что нетрадиционные методики занятий с учетом индивидуальных возможностей дают ученикам возможность осваивать материал своим темпом и постепенно приобретать новые умения и навыки, осваивая программу с учетом уровня сформированности финансовой грамотности.
Дают ученикам осознание сотворчества друг с другом и с другими участниками познавательной деятельности, формируют чувство сопричастности и способности наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено организаторами в интерактивные игры нашего поколения.
Методы, которые были использованы в нашей исследовательской работе.
Метод создания проблемно-поисковых ситуаций относится к методам стимулирования познавательной деятельности учащихся. Он активизирует мышление детей, концентрирует внимание обучающихся, развивает творческие способности. Этот метод является главенствующим на занятиях финансовой грамотности.
Также использую следующие методы:
- мозаика;
- один-два – вместе;
- дерево решений;
- мозговой штурм;
- мини-исследование;
- метод кейсов;
- аукцион.
Стимулированию интереса к любой деятельности способствует создание ситуаций успеха. Они особенно необходимы в тех случаях, когда учащиеся проявляют старание, но испытывают затруднения. Поощряя ребят, учитель создает ситуацию успеха, а переживание радости придает им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в работе над исполнением заданий. Некоторые учащиеся испытывают чувство неуверенности, боязни при выполнении творческих заданий, такое поведение выражает протест и очень хорошо прорабатывается на интерактивных площадках. Подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринужденности, которая необходима для творчества.
Главная цель интерактивных площадок – помогать детям постигать полезные, важные для жизни знания об закономерностях развития общества и экономики через увлекательную «Детский город профессий», которая состоит из заданий, можно назвать их «квестами», площадками, мастерскими и так далее.
Дети узнают, как устроен взрослый мир, знакомятся с правилами безопасной жизнедеятельности, постигают азы финансовой грамотности.
Через алгоритм игры получают умения и навыки финансовой грамотности.
1) В начале игры получают паспорт – затем в банке получают определенное количество денег, которые они могут тратить на различные игровые площадки, развлечения, могут накапливать деньги (если накопить 7000 минирублей, то можно баллотироваться, чтобы стать Мэром города).
2) Главная цель игры – это освоение профессий – дети выбирают для себя студии, парки, площадки, где они хотели бы попробовать себя в качестве какого-то специалиста. За эти «площадки профессий» либо ребенок вносит денежные средства, либо ему оплачивают его работу.
3) В конце игры (4 часа) ребенок оставшиеся средства вносит как вклад на свой счет в банке, паспорт остается у детей, при следующем посещении игрового центра появляются новые возможности освоения новых профессий, например, что бы стать водителем, нужно получить медицинское свидетельство о состоянии здоровья и пройти курсы авто вождения, что за одно посещение сделать невозможно (при освоении какой-либо специальности учитываются возрастные особенности, поэтому могут быть возрастные ограничения).
Каждый ребенок может найти себе целый спектр профессий, которые будут ему по душе, а если он испытывает затруднения, то всегда может обратиться в бюро-справок, где ему персонально как взрослому человеку объяснят какой следующий этап он может осуществить, но выбор останется за маленьким человеком живущем в большом городе под названием «Kidz City».
Kids City – город возможностей для детей в возрасте от 2 до 14 лет. В локациях города (Точках роста) юные гости пробуют себя в различных профессиях и получают за это настоящую зарплату. В Kids City можно освоить управление беспилотником, узнать о нанотехнологиях, попробовать себя в роли футболиста, режиссера, врача, а еще заглянуть в будущее и узнать какие специальности будут востребованными через 10 лет.
Исходя из изложенного, мы можем сделать следующие выводы.
Составленные в программе занятия опирались на все вышеуказанные методы таким.
Начальная и промежуточная аттестации, а также текущие аттестации включают в себя: устный опрос, тестовые задания, решения задач, решения кроссвордов и анограмм, мини-исследования, графическая работа и творческую работу (компьютерная презентация).
Итоговая аттестация включает в себя викторину и тестирование.
Внеурочная деятельность – (проекты, посещение интерактивных площадок).
Система оценивания на интерактивных площадках включает в себя тестирование, а также предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериальный подход – универсальные учебные действия.
Организация учебно-тренировочных занятий проходила на основе следующих принципов: последовательности, индивидуального подхода, постепенного увеличения учебного материала по финансовой грамотности.
Результаты проведенного исследования, их обобщение и соответствующая интерпретация позволяют сделать следующие выводы:
1. Общие итоги опытно – экспериментальной работы были подведены в конце 2018-2019 года. Главным критерием успешности проводимой в ходе исследования деятельности был рост уровня финансовой грамотности
2. В процессе исследования мы отметили изменение отношения к финансовой грамотности, которое проявлялось в возрастающей активности обучающихся, их вовлеченности, заинтересованности и в получении результата, появления уверенности в себе.
3. В целом, динамика роста показателей экспериментальных групп подтверждалась анализом результатов промежуточной и итоговой аттестаций, итогами педагогических наблюдений. Наиболее заметен стабильный рост показателей в экспериментальной группе, где велась целенаправленная работа в выбранном направлении. Менее успешно изменялись показатели в контрольной группе, где занятия велись в большей степени традиционно.
4. По результатам исследования мы можем констатировать существенный рост уровня сформированности финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста.