Влияние нормативного поведения детей старшего дошкольного возраста на их адаптацию к школе

Все более актуальными и значимыми в психолого-педагогической науке становятся вопросы нормативного поведения. Их изучение важно для понимания процессов социализации, личностного развития и формирования гармоничных отношений в образовательной среде. В статье приводятся данные исследования влияние нормативного поведения детей старшего дошкольного возраста на их адаптацию к школе.

Аннотация статьи
адаптация
дети старшего дошкольного возраста
нормативное поведение
Ключевые слова

Влияние нормативного поведения на адаптацию человека может быть как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, следование нормам и правилам, установленным в обществе, может помочь человеку быстрее и легче адаптироваться к новым условиям и ситуациям. Это может проявляться в умении находить общий язык с окружающими, соблюдать социальные дистанции, уважать мнения других людей и т.д.

С другой стороны, слишком строгое следование нормам может привести к тому, что человек будет испытывать трудности в принятии самостоятельных решений, в выражении своих мыслей и чувств, в проявлении индивидуальности. Это может негативно сказаться на его адаптации и привести к стрессу и конфликтам. Поэтому важно найти баланс между следованием нормам и уважением к своим собственным потребностям и желаниям. Это поможет человеку успешно адаптироваться в любой ситуации и сохранить свою индивидуальность.

Нормативное поведение младших школьников включает в себя следующие аспекты:

  • Следование правилам и нормам, установленным в школе и обществе.
  • Уважение к старшим и сверстникам.
  • Соблюдение дисциплины и порядка на уроках и во время перемен.
  • Проявление ответственности и самостоятельности в учебе и повседневно жизни.
  • Развитие навыков сотрудничества с другими детьми.
  • Проявление вежливости и доброжелательности к другим детям и взрослым.
  • Соблюдение личной гигиены и правил безопасности.
  • Участие в образовательной деятельности и развитие своих способностей.

Пока дети находятся в дошкольном учреждении, важно развивать их нормативность и налаживать нормативоприятие – процесс освоения и принятия норм для успешной социализации. Делая акцент на нормативности как свойстве личности, нельзя не упомянуть, что оно не может формироваться самостоятельно, отдельно от других личностных качеств, но в то же время стоит отметить огромную роль процесса воспитания, воздействия социальной среды и значимого окружения. Хочется обозначить, что повышение уровня нормативного поведения следует понимать как позитивное ненасильственное воздействие (без применения средств принуждения, эмоционального контроля и группового давления), направленное на увеличение стремления придерживаться тех или иных норм поведения, установленных в общеобразовательном учреждении.

Опираясь на теоретические данные и проведённый обзор научной литературы, проведено исследование на основе следующей исследовательской гипотезы: компоненты интернализационной направленности нормативного поведения детей старшего дошкольного возраста имеют прогностическую силу гипотетического предиктора их адаптации к школе и при условии ненасильственного воздействия (без применения средств принуждения, эмоционального контроля и группового давления) способствует её улучшению.

Экспериментальное исследование проводилось в две серии.

1 серия – исследование проводилось на базе дошкольного отделения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения (участники исследования: обучающиеся старшей дошкольной группы) и 2 серия – исследование проводилось на базе начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения (участники исследования: испытуемые из 1 серии, поступившие в первые классы начальной школы).

Основными методиками эмпирического исследования стали:

  • В первой серии: Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации (Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин); Методика «Я и мое поведение. Демонстрационный материал» (Л.Б. Фесюкова) – сюжетные картинки;
  • Во второй серии: Методика Проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» (по Н.Г. Лускановой); Анкета «Мое отношение к школе» (Н.Г. Лусканова).

Первая методика дает представление о нормативном поведении ребенка старшего дошкольного возраста путем деления на группы типичных правил и соответствующих им форм поведения: «Послушность, соответствие ожиданиям взрослого», «Безопасность», «Самообслуживание, гигиена», «Самоконтроль». Общим термином эти группы именуют «содержательные факторы».

Вторая методика предназначена для диагностики особенностей поведения и эмоционального состояния дошкольников. Картинки подобраны таким образом, что изображенные на них главные герои (девочки и мальчики) осуществляют действия, символизирующие соответствие или нарушение тех или иных правил. При этом иллюстративный материал дает ярко выраженный эмоциональный отклик на соответствующие нравственные качества, выражаемые при совершении визуального поступка, в рамках тех же содержательных факторов, что и в первой методике.

Цель третьей методики – определить, как дети относятся к школе, взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также мотивационную готовность к учебе в школе. В добавление к ней оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, предложенной тем же автором – Н.Г. Лускановой.

При обработке данных, полученных в экспериментальном исследовании, применялись количественные (статистические) методы описательной статистики и корреляционный анализ Спирмена.

Мы наблюдаем у дошкольников в исследуемой выборке высокий общий уровень нормативного поведения. Среди отдельных факторов нормативной ситуации более высокие значения наблюдаются по шкалам «Самоконтороль» и высокие по шкалам – «Послушность, соответствие ожиданиям взрослых», «Безопасность» соответственно.

Наиболее значимая взаимосвязь отмечена для параметров «послушность» и «самоконтроль». Склонность к установлению хороших отношений со взрослыми, готовность выполнять поручения, повышается одновременно с осознанием нравственных норм поведения. Если бы поведение со взрослыми было вынужденным (ребенок поступает хорошо из страха перед взрослыми или для получения определенной выгоды), то корреляционная связь была бы обратной (реальное отношение к нравственным нормам отрицательное). Таким образом, расхождения между поведением и отношением к своему поведению со взрослыми не выявлено. Что же касается параметра «самоконтроль», то здесь оценивается поведение ребенка, формируемое под влиянием силы его собственных убеждений о морали. Так, если «послушность», проявляющаяся в том, что ребенок здоровается и уступает место старшим – указывает на усвоение им правил поведения, то «самоконтроль» указывает на понимание влияния своего поведения на других людей (реакция на похвалу других, забота о комфорте окружающих: осторожная езда, ограничение громкости музыки и т.д.).

Тем не менее здесь также не выявлено противоречий: чем выше уровень понимания моральных норм, тем выше уровень самоконтроля.

Наиболее низкие (но все равно статистически достоверные) результаты были по шкале «гигиена». Данный параметр ожидаемо ниже, т.к. это поведение, направленное «на себя» (помыть руки, почистить зубы). Ребенок, даже с высоким уровнем понимания нравственных норм поведения, не всегда склонен выполнять действия по поддержанию собственной гигиены, просто потому что это «никому не вредит».

Во 2 серии экспериментов корреляционная связь между отношением к моральным нормам и отношением к школе была выражена сильнее, чем по отношению к поведению вне школы. Результаты исследования по методу анкетирования можно считать более точными, т.к. они содержат вопросы по разным аспектам отношения к школе. Проективная методика менее подробна, однако ее результаты подтверждают данные, полученные методом анкетирования.

Таким образом, чем выше показатель степени эмоционального отношения к моральным нормам, тем выше степень адаптации к школе: ребенок слушает учителя и старается в учебе, с одноклассниками не конфликтует. Большинство участников исследования показали высокие и средние результаты.

Особый интерес представляло сравнение поведение в школе и вне школы. Так, умеренный уровень корреляционной связи был выявлен по шкалам «послушность» и «самоконтроль». Т.е. чем больше ребенок склонен к налаживанию хороших отношений со взрослыми и проявляет самоконтроль, тем выше его мотивационная направленность в школе.

Однако по шкалам «безопасность» и «гигиена» сила корреляционной связи была достоверная, но относительно слабая. Не все участники исследования, даже при высокой адаптации к школе, склонны к соблюдению правил личной безопасности и поддержанию гигиены, что опять же, может объясняться разграничением представлений о степени важности этих факторов и уровню осознанности их ребенком: ребенок может слушаться учителя, потому что «так делают все» или слушать музыку тише, потому что «громкая музыка мешает другим», но при этом прыгать на диване и лишний раз не почистить зубы, потому что не понимает степень негативных последствий для себя.

Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы:

  1. Используемый методический инструментарий оказался по результатам статистического анализа данных адекватным поставленным задачам исследования.
  2. Анализ результатов диагностики нормативного поведения у дошкольников показал, что у основной массы детей имеют среднее или высокое значение, при этом показатель фактора «Самообслуживание, гигиена» имеет схожее количество детей со средними и низкими значениями. Это может указывать на недостаточную освоенность навыков самообслуживание у детей вследствие низкого взаимодействия со взрослыми. Таким образом, мы наблюдаем у дошкольников в исследуемой выборке высокий общий уровень нормативного поведения. Среди отдельных факторов нормативной ситуации более высокие значения наблюдаются по шкалам «Самоконтороль» и высокие по шкалам – «Послушность, соответствие ожиданиям взрослых», «Безопасность» соответственно.
  3. Вследствие корреляционного анализа наиболее значимая взаимосвязь отмечена для параметров «послушность» и «самоконтроль». Склонность к установлению хороших отношений со взрослыми, готовность выполнять поручения, повышается одновременно с осознанием нравственных норм поведения. Если бы поведение со взрослыми было вынужденным (ребенок поступает хорошо из страха перед взрослыми или для получения определенной выгоды), то корреляционная связь была бы обратной (реальное отношение к нравственным нормам отрицательное). Таким образом, расхождения между поведением и отношением к своему поведению со взрослыми не выявлено. Что же касается параметра «самоконтроль», то здесь оценивается поведение ребенка, формируемое под влиянием силы его собственных убеждений о морали. Так, если «послушность», проявляющаяся в том, что ребенок здоровается и уступает место старшим – указывает на усвоение им правил поведения, то «самоконтроль» указывает на понимание влияния своего поведения на других людей.
  4. Анализ результатов диагностики отношения к школе младших школьников показал, что большинство детей набрали высокие баллы, что свидетельствует о благоприятном отношении к школе. Таким образом, чем выше показатель степени эмоционального отношения к моральным нормам, тем выше степень адаптации к школе: ребенок слушает учителя и старается в учебе, с одноклассниками не конфликтует. Большинство участников исследования показали высокие и средние результаты.
  5. Умеренный уровень корреляционной связи был выявлен по шкалам «послушность» и «самоконтроль». Чем больше ребенок склонен к налаживанию хороших отношений со взрослыми и проявляет самоконтроль, тем выше его учебная мотивационная направленность в школе.
  6. На основе результатов исследования можно отметить, что в качестве гипотетических факторов успешной адаптации к школе младших школьников, выражающейся в положительном отношении к учебе и повышенной учебной мотивационной направленности, для дошкольника в большей степени выступают такие показатели нормативного поведения как «послушность» и «самоконтроль», и в меньшей «безопасность» и «гигиена».
Текст статьи
  1. Артемьева Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. – Казань: Отечество, 2013. 157 с.
  2. Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации // Вестник ТГГПУ. 2015. №3 (41).
  3. Граур М.В. Исследования академической адаптации как сложной открытой системы // Педагогика и психология образования. 2017. №2. С. 34-40.
  4. Григорьева М.В. Школьная адаптация: механизмы и факторы в разных условиях обучения. Саратов, 2008, 212 с.
  5. Фесюкова Л.Б. «Я и мое поведение», Демонстрационный материал. Творческий Центр «Сфера». ООО Изд. «Ранок». 2007.
  6. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учебно-методическое пособие / Н.Г. Лусканова. Москва. 1999. 32 с.
Список литературы