Автор(-ы):
Мельникова Ангелина Александровна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается актуализация проблемы формирования физической активности старших школьников в системе дополнительного образования.
Текст статьи
Физическая активность – это движения тела человека, которые производятся скелетными мышцами и в результате которых расходуется энергия [1].
В авторской программе «Атлетическая гимнастика» физическую активность развиваем через физические упражнения ОФП (общей физической подготовки) и СФП (специальной физической подготовки).
Цель программы – создание условий для повышения уровня общей физической подготовленности, гармонического развития и укрепления здоровья.
Задачи:
Цели и задачи тренировочного процесса:
Цель – создание условий для укрепления мускулатуры, наращивания мускулатуры, снижения веса, избавление от лишних жировых отложений, ускорения обмена веществ, подготовка к сдаче нормативов ГТО.
Задачи:
Формы и режим занятий
Формы обучения включают в себя групповые и индивидуальные занятия; выполнения домашнего задания; состязания по армреслингу; прогулки выходного дня (бег1000-2000 м) и др. Групповые занятия направлены на обучение детей в группах, состав которых – 12 человек для занимающихся 1 года обучения, и 15 человек для занимающихся 2 года обучения. Индивидуальные – 2 человека.
Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю, занятие длится 1 час 30 минут. 2 год обучения – 3 раза в неделю, занятие длится 1 час 30 минут.
Отличительные особенности программы
Использование разных индивидуальных программ, рекомендации по питанию и использование аттестационных срезов по трем уровням подготовленности являются личными наработками и тем самым отличают ее от других существующих
программ.
Этапы обучения
С целью апробации и подтверждения эффективности предложенных форм и методов формирования физического и нравственного воспитания обучающихся средствами упражнений по атлетической гимнастике была проведена опытно-экспериментальная работа. Опытно-экспериментальное исследование включало в себя констатирующий и формирующий эксперименты. Сопоставление результатов и проверка их достоверности проводились в контрольной и экспериментальной группах.
При оценивании обучающихся мы опираемся на аттестационные тесты, которые отображают уровень теоретических знаний, уровень физического развития (ОФП и СФП) – уровень развития и уровень воспитанности.
Исходя из этого, мы условно выделяем три уровня физического развития, т.к. эта составляющая развития обучающихся является главенствующей.
Остальные составляющие развития детей старшего школьного возраста будут учитываться для обобщения результатов развития как воздействия педагогического процесса при обучении атлетической гимнастикой. Так же это обусловлено большой ответственностью при составлении комплексов упражнений и дозировании физических нагрузок для которых необходимо выделить их уровни: первый (низкий), второй (средний), третий (высокий).
Уровни подготовленности по СФП и ОФП, оценивание результатов в соответствии возрасту, переход физической подготовленности из одного уровня в другой, более высокий или низкий, позволяют проследить динамику развития силовых показателей на довольно высоком уровне.
Предлагаемая форма аттестации позволяет не только увидеть динамику физического развития и освоения техники (т.е. специальных навыков в процессе всего образовательного процесса), но и более точно собрать информацию, подходя индивидуально к каждому обучающемуся, исключая момент перетренировки в погоне за лучшим результатом.
Таким образом, результаты аттестации дают возможность в течение учебного года направлять индивидуальное развитие каждого ребенка с учетом его возрастных и психологических особенностей, получив полную диаграмму его развития с учетом составления индивидуальных нагрузок.
Разработанная авторская программа разрабатывается и применяется с 2018 года по настоящее время. Авторская модель тренировочного процесса была внедрена в тренировочный процесс 2 групп занимающихся – по 7 человек.
Общие итоги опытно-экспериментальной работы были подведены в конце 2019 года. Главным критерием успешности проводимой в ходе исследования деятельности был рост уровня ОФП и СФП и переход обучающихся из одной группы физической подготовленности в следующую, стоящую на уровень выше в ОФП и СФП.
В процессе исследования мы отметили изменение отношения к физической деятельности, которое проявлялось в возрастающей активности обучающихся, их вовлеченности, заинтересованности в получении результата, появления уверенности в себе, а самое главное – к самостоятельным систематическим тренировкам, как дома, так и в тренажерном зале. Эффективное формирование состязательной деятельности в различных видах спорта подтверждает результативность разработанной модели тренировочного процесса.
В целом, динамика роста показателей экспериментальных групп подтверждалась анализом результатов промежуточной и итоговой аттестаций, итогами педагогических наблюдений. Наиболее заметен стабильный рост показателей в экспериментальной группе, где велась целенаправленная работа в выбранном направлении. Менее успешно изменялись показатели в контрольных группах, где занятия велись традиционно.
По результатам исследования мы можем констатировать существенный рост уровня сформированности общей физической и специальной подготовленности у обучающихся как в экспериментальных, так и в контрольных группах.
Систематические тренировки, индивидуальный подход, контроль за техникой выполнения упражнений, психологическое (индивидуальные беседы, работа с психологом) и медицинское (наблюдение за самочувствием, измерение пульса) сопровождение, все это в целом ведет к качественному, точнее эффективному тренировочному процессу, а главное к всестороннему развитию личности.
Выявленные уровни могут быть выражены в системе оценок следующим образом: 3 балла соответствует низкому уровню, 4-7 балла – среднему, 8-10 балла – высокому уровню физического развития.
Прежде чем начать исследование, мы провели анкетирование и аттестационное тестирование обучающихся с целью выявления базы теоретических знаний и уровня физического развития, а также определения необходимых педагогических условий эффективного использования атлетической гимнастики на практике.
Проанализировав ответы детей и результаты начальной аттестации, мы выяснили, что 12 обучающихся имеют показатели, соответствующие среднему уровню развития, 6 обучающихся имеют показатели высокого уровня физического развития и 3 обучающихся имеют показатели низкого уровня физического развития. Из общего числа опрошенных половина обучающихся не знают теории физического воспитания и мало осведомлены с принципами ЗОЖ.
Таким образом, полученные результаты констатирующего эксперимента дают основание судить о довольно низком уровне представлений детей о физическом воспитании. И о среднем уровне ОФП и о низком уровне СФП.
На втором этапе формирующего эксперимента наша задача заключалась в том, чтобы учащиеся через деятельностно-практическое отношение закрепляли и совершенствовали свои знания, умения и навыки в процессе освоения атлетической гимнастики.
На первом этапе были осуществлены поисковый и констатирующий эксперименты, в результате чего была изучена научная и специальная литература, разработан понятийный аппарата.
На втором этапе осуществлялся формирующий эксперимент, где были разработаны серии методических материалов по формированию физического и нравственного образования обучающихся; экспериментальной проверке была подвергнута общая гипотеза исследования и педагогические условия формирования физической подготовки. изучения музыки народных композиторов учащимися.
Формирующий эксперимент проводился нами на базе выделенных экспериментальных и контрольных групп. В ходе исследования велись наблюдения, анализ, систематизация полученных данных и результатов, корректировка отдельных положений.
В процессе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:
1) апробировать на практике содержание, формы и методы атлетической гимнастики в процессе воспитательной работы.
2) подтвердить эффективность выявленных методов и форм формирования физического и нравственного образования и воспитания обучающихся средствами атлетической гимнастике.
Систематические тренировки, индивидуальный подход, контроль за техникой выполнения упражнений, психологическое (индивидуальные беседы, работа с психологом) и медицинское (наблюдение за самочувствием, измерение пульса) сопровождение, все это в целом ведет к качественному, точнее эффективному тренировочному процессу, а главное к формированию физической активности обучающихся как всестороннего развития личности в целом.
Исследования позволили сделать вывод о том, что нетрадиционные методики тренировок с учетом индивидуальных возможностей дают ученикам возможность заниматься своим темпом и постепенно осваивать новые умения и навыки, осваивая программу с учетом уровня физического развития. Дают ученикам осознание сотворчества с преподавателем, формируют чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием программы «Атлетическая гимнастика», которое вложено природой в каждого человека.
Список литературы
Поделиться
Мельникова А. А. Атлетическая гимнастика как средство формирования физической активности в системе дополнительного образования детей // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 мая 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 132-136. URL: https://apni.ru/article/779-atleticheskaya-gimnastika-kak-sredstvo-formir