Атлетическая гимнастика как средство формирования физической активности в системе дополнительного образования детей

В статье рассматривается актуализация проблемы формирования физической активности старших школьников в системе дополнительного образования.

Аннотация статьи
цель
авторская программа «Атлетическая гимнастика»
физическая активность
общая физическая подготовка
специальная физическая подготовка
задачи
Ключевые слова

Физическая активность – это движения тела человека, которые производятся скелетными мышцами и в результате которых расходуется энергия [1].

В авторской программе «Атлетическая гимнастика» физическую активность развиваем через физические упражнения ОФП (общей физической подготовки) и СФП (специальной физической подготовки).

Цель программысоздание условий для повышения уровня общей физической подготовленности, гармонического развития и укрепления здоровья.

Задачи:

  1. Сохранение и укрепление здоровья;
  2. Содействие гармоничному физическому и психическому развитию;
  3. Развитию физических качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости.
  4. Привитие навыков систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  5. Способствовать формированию приоритетности здоровья и здорового образа жизни;
  6. Развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности обучающегося;
  7. Использование полученных знаний, умений и навыков в дальнейшей учебе и трудовой деятельности;
  8. Удовлетворение потребности соревновательной деятельности обучающихся;
  9. Совершенствование всех систем растущего организма.

Цели и задачи тренировочного процесса:

Цель – создание условий для укрепления мускулатуры, наращивания мускулатуры, снижения веса, избавление от лишних жировых отложений, ускорения обмена веществ, подготовка к сдаче нормативов ГТО.

Задачи:

  1. Выявить уровень подготовленности занимающихся;
  2. Разучить, повторить и закрепить базовые упражнения;
  3. Подбор индивидуальных программ: для слабоподготовленных детей; для детей средней подготовленности и для детей высокого уровня подготовленности;
  4. Разучить комплексы силовых упражнений.
  5. Совершенствование умений и навыков при выполнении упражнений ОФП;
  6. Совершенствование умений и навыков в силовой подготовке;
  7. Подготовка к соревнованиям детей (высокого уровня подготовленности) желающих попробовать себя в качестве спортсмена по боди-фитнесу.

Формы и режим занятий

Формы обучения включают в себя групповые и индивидуальные занятия; выполнения домашнего задания; состязания по армреслингу; прогулки выходного дня (бег1000-2000 м) и др. Групповые занятия направлены на обучение детей в группах, состав которых – 12 человек для занимающихся 1 года обучения, и 15 человек для занимающихся 2 года обучения. Индивидуальные – 2 человека.

Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю, занятие длится 1 час 30 минут. 2 год обучения – 3 раза в неделю, занятие длится 1 час 30 минут.

Отличительные особенности программы

  1. Помимо индивидуального подхода к каждому занимающемуся, индивидуально даются рекомендации по питанию, т.к. результаты в атлетической гимнастике неразрывно связанны с правильно сбалансированным питанием.
  2. Использование индивидуальных программ для разных типов телосложения. Т.к. разные типы телосложения не могут тренироваться одинаково.
  3. Использование аттестационных срезов по СФП по трем группам: 1 группа: слабоподготовленные; 2 группа: средне подготовленные; 3 группа: уровень высокой подготовленности. Т. к. атлетическая гимнастика – это вид спорта, где индивидуальный подход является главной и неотъемлемой частью тренировочного процесса, то использование аттестационных срезов по СФП по трем группам дает наиболее рациональный подход к сбору информации, где переход детей из одной группы в другую (более подготовленную) или набор детьми наибольшего балла в своей группе будет являться динамическим (положительным) показателем тренированности.

Использование разных индивидуальных программ, рекомендации по питанию и использование аттестационных срезов по трем уровням подготовленности являются личными наработками и тем самым отличают ее от других существующих
программ.

Этапы обучения

  1. Начальный этап – обучение упражнению (название упражнения, показ упражнения, объяснение техники).
  2. Этап углубленного разучивания. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерности движения, свободного и слитного выполнения упражнения.
  3. Этап закрепления и совершенствования. Ранее разученные упражнения используются в различных комплексах.

С целью апробации и подтверждения эффективности предложенных форм и методов формирования физического и нравственного воспитания обучающихся средствами упражнений по атлетической гимнастике была проведена опытно-экспериментальная работа. Опытно-экспериментальное исследование включало в себя констатирующий и формирующий эксперименты. Сопоставление результатов и проверка их достоверности проводились в контрольной и экспериментальной группах.

При оценивании обучающихся мы опираемся на аттестационные тесты, которые отображают уровень теоретических знаний, уровень физического развития (ОФП и СФП) – уровень развития и уровень воспитанности.

Исходя из этого, мы условно выделяем три уровня физического развития, т.к. эта составляющая развития обучающихся является главенствующей.

Остальные составляющие развития детей старшего школьного возраста будут учитываться для обобщения результатов развития как воздействия педагогического процесса при обучении атлетической гимнастикой. Так же это обусловлено большой ответственностью при составлении комплексов упражнений и дозировании физических нагрузок для которых необходимо выделить их уровни: первый (низкий), второй (средний), третий (высокий).

  1. Первый уровень (низкий) – слабо подготовленные дети (отдельно девочки и мальчики), данный уровень характерен низкими показателями тестов ОФП и СФП;
  2. Второй уровень (средний) – средне подготовленные дети (дев, мал), данный уровень характерен средними показателями аттестационных тестов ОФП и СФП;
  3. Третий уровень (высокий) – дети высокого уровня физической подготовки. (дев, мал.), данный уровень характерен высоким уровнем показателей по аттестационным тестам.

Уровни подготовленности по СФП и ОФП, оценивание результатов в соответствии возрасту, переход физической подготовленности из одного уровня в другой, более высокий или низкий, позволяют проследить динамику развития силовых показателей на довольно высоком уровне.

Предлагаемая форма аттестации позволяет не только увидеть динамику физического развития и освоения техники (т.е. специальных навыков в процессе всего образовательного процесса), но и более точно собрать информацию, подходя индивидуально к каждому обучающемуся, исключая момент перетренировки в погоне за лучшим результатом.

Таким образом, результаты аттестации дают возможность в течение учебного года направлять индивидуальное развитие каждого ребенка с учетом его возрастных и психологических особенностей, получив полную диаграмму его развития с учетом составления индивидуальных нагрузок.

Разработанная авторская программа разрабатывается и применяется с 2018 года по настоящее время. Авторская модель тренировочного процесса была внедрена в тренировочный процесс 2 групп занимающихся – по 7 человек.

Общие итоги опытно-экспериментальной работы были подведены в конце 2019 года. Главным критерием успешности проводимой в ходе исследования деятельности был рост уровня ОФП и СФП и переход обучающихся из одной группы физической подготовленности в следующую, стоящую на уровень выше в ОФП и СФП.

В процессе исследования мы отметили изменение отношения к физической деятельности, которое проявлялось в возрастающей активности обучающихся, их вовлеченности, заинтересованности в получении результата, появления уверенности в себе, а самое главное – к самостоятельным систематическим тренировкам, как дома, так и в тренажерном зале. Эффективное формирование состязательной деятельности в различных видах спорта подтверждает результативность разработанной модели тренировочного процесса.

В целом, динамика роста показателей экспериментальных групп подтверждалась анализом результатов промежуточной и итоговой аттестаций, итогами педагогических наблюдений. Наиболее заметен стабильный рост показателей в экспериментальной группе, где велась целенаправленная работа в выбранном направлении. Менее успешно изменялись показатели в контрольных группах, где занятия велись традиционно.

По результатам исследования мы можем констатировать существенный рост уровня сформированности общей физической и специальной подготовленности у обучающихся как в экспериментальных, так и в контрольных группах.

Систематические тренировки, индивидуальный подход, контроль за техникой выполнения упражнений, психологическое (индивидуальные беседы, работа с психологом) и медицинское (наблюдение за самочувствием, измерение пульса) сопровождение, все это в целом ведет к качественному, точнее эффективному тренировочному процессу, а главное к всестороннему развитию личности.

Выявленные уровни могут быть выражены в системе оценок следующим образом: 3 балла соответствует низкому уровню, 4-7 балла – среднему, 8-10 балла – высокому уровню физического развития.

Прежде чем начать исследование, мы провели анкетирование и аттестационное тестирование обучающихся с целью выявления базы теоретических знаний и уровня физического развития, а также определения необходимых педагогических условий эффективного использования атлетической гимнастики на практике.

Проанализировав ответы детей и результаты начальной аттестации, мы выяснили, что 12 обучающихся имеют показатели, соответствующие среднему уровню развития, 6 обучающихся имеют показатели высокого уровня физического развития и 3 обучающихся имеют показатели низкого уровня физического развития. Из общего числа опрошенных половина обучающихся не знают теории физического воспитания и мало осведомлены с принципами ЗОЖ.

Таким образом, полученные результаты констатирующего эксперимента дают основание судить о довольно низком уровне представлений детей о физическом воспитании. И о среднем уровне ОФП и о низком уровне СФП.

На втором этапе формирующего эксперимента наша задача заключалась в том, чтобы учащиеся через деятельностно-практическое отношение закрепляли и совершенствовали свои знания, умения и навыки в процессе освоения атлетической гимнастики.

На первом этапе были осуществлены поисковый и констатирующий эксперименты, в результате чего была изучена научная и специальная литература, разработан понятийный аппарата.

На втором этапе осуществлялся формирующий эксперимент, где были разработаны серии методических материалов по формированию физического и нравственного образования обучающихся; экспериментальной проверке была подвергнута общая гипотеза исследования и педагогические условия формирования физической подготовки. изучения музыки народных композиторов учащимися.

Формирующий эксперимент проводился нами на базе выделенных экспериментальных и контрольных групп. В ходе исследования велись наблюдения, анализ, систематизация полученных данных и результатов, корректировка отдельных положений.

В процессе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:

1) апробировать на практике содержание, формы и методы атлетической гимнастики в процессе воспитательной работы.

2) подтвердить эффективность выявленных методов и форм формирования физического и нравственного образования и воспитания обучающихся средствами атлетической гимнастике.

Систематические тренировки, индивидуальный подход, контроль за техникой выполнения упражнений, психологическое (индивидуальные беседы, работа с психологом) и медицинское (наблюдение за самочувствием, измерение пульса) сопровождение, все это в целом ведет к качественному, точнее эффективному тренировочному процессу, а главное к формированию физической активности обучающихся как всестороннего развития личности в целом.

Исследования позволили сделать вывод о том, что нетрадиционные методики тренировок с учетом индивидуальных возможностей дают ученикам возможность заниматься своим темпом и постепенно осваивать новые умения и навыки, осваивая программу с учетом уровня физического развития. Дают ученикам осознание сотворчества с преподавателем, формируют чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием программы «Атлетическая гимнастика», которое вложено природой в каждого человека.

Текст статьи
  1. Беставишвили Т. Г. Путеводитель по фитнес-центру // Серия «Через движение к совершенству». – С-П: «Вектор», 2009. – С. 138.
  2. Божович Л.И. Проблема формирования личности. – М., 1995.
  3. Соловьев Г.М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы. Учебное пособие. – Ставрополь, 2001.
  4. Стандарт второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. – М., 2010.
  5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.
  6. Фохтин В.Г. Атлетизм – дома // Советский спорт». – М. 1990. – №3. – С.3-28.
  7. Шипилина И.А., Самохин И.В. Фитнес-спорт // Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 57.
Список литературы