Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Административно-правовые способы восстановления законности административной прав...

Административно-правовые способы восстановления законности административной правоприменительной деятельности: понятие и виды

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

административно-публичная деятельность
административно-публичный орган
административно-правовые меры (средства)
законность

Аннотация статьи

В статье исследуются понятие, основные черты и классификация административно-правовых способов восстановления нарушенного режима законности правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, иных органов публичного управления, их должностных лиц. К таким способам автор относит административно-правовые меры (средства) пресекательно-восстановительного характера и административно-правовые меры (средства) наказательно-предупредительного характера. В числе пресекательно-восстановительных мер (средств) выделяются выдача контрольно-надзорным органом обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законности, отмена или признание незаконным (недействительным) административного акта, не соответствующего положениям законодательства. В качестве административно-правовых мер (средств) наказательно-предупредительного характера рассматриваются меры административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц и иных служащих административно-публичных органов, совершивших в процессе правоприменительной деятельности соответствующие правонарушения.

Текст статьи

Законность правоприменительной деятельности органов исполнительной власти и иных органов публичного управления (далее административно-публичные органы, административная правоприменительная деятельность) обеспечивается системой организационно-правовых способов, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации. Одной из подсистем способов обеспечения, в том числе восстановления, законности административной правоприменительной деятельности выступает подсистема административно правовых способов.

Административно-правовые способы восстановления законности административной правоприменительной деятельности, с нашей точки зрения, представляют собой предусмотренные нормами административного, муниципального, финансового и административно-процессуального права меры (средства) воздействия пресекательно-восстановительного и (или) наказательно-предупредительного характера, применяемые к административно-публичным органам, их должностным лицам как во внесудебном, так и в судебном порядке и направленные на восстановление нарушенного указанными органами и лицами режима законности административной правоприменительной деятельности.

В общей теории права выделяются специальные принудительные правовые меры (средства), именуемые санкциями, применение которых направлено на пресечение нарушений законности (различных правонарушений), защиту (восстановление) нарушенного правового положения (состояния) и превенцию совершения новых правонарушений. По способам обеспечения законности санкции обычно подразделяются на две группы: право восстановительные (меры защиты, восстановления) санкции, направленные на пресечение правонарушений и устранение непосредственного вреда, причиняемого охраняемым общественным отношениям, а также на исполнение невыполненных обязанностей и восстановление нарушенных прав, и штрафные (карательные) санкции, направленные на предупреждение правонарушений и воспитание правонарушителей, к которым относится применение мер уголовной, административной, дисциплинарной и других видов юридической ответственности [1].

Правовосстановительные санкции могут быть выражены в виде отмены или изменения противоречащего закону акта, а также в виде иных мер, направленных на восстановление отношений, нарушенных в связи с их совершением; штрафные (карательные) санкции, оказывая воздействие на имущественные или личные интересы граждан либо на различного рода коллективные интересы (юридических лиц), имеют своей целью общее и специальное предупреждение [2].

Вместе с тем некоторые ученые разграничивают меры пресечения правонарушений и меры восстановления нарушенного правонарушением правового положения. В частности, С. Н. Кожевников отмечает, что меры пресечения используются для обеспечения условий применения восстановительных мер и средств юридической ответственности, и их сущность состоит в принудительном прекращении противоправных действий граждан, организаций или их должностных лиц. В отличие от мер пресечения, меры восстановления, по мнению указанного автора, понуждают обязанных лиц прекратить неправомерные действия, совершить определенные действия, выполнить возложенные на них юридические обязанности [3].

В советской административно-правовой науке достаточно основательной разработкой отличалась теория административно-правовых санкций-мер административного принуждения. Так, М. И. Еропкин в одной из своих статей, опубликованной в 1963 г., писал о том, что административное принуждение представляет собой применение органом управления установленных законом принудительных мер в целях пресечения или предупреждения административных проступков, привлечения лиц, их совершивших, к административной ответственности, а также для обеспечения общественной безопасности. Ученый выделял три вида мер административного принуждения: административные взыскания (меры административной ответственности), меры административного пресечения, направленные на принудительное прекращение противоправных действий, и административно-предупредительные меры (меры административного обеспечения), применяемые в целях обеспечения общественной безопасности при наступлении определенных условий (стихийных бедствий, аварий и т.п.) [4].

В конце 60-х-начале 70-х гг. XX в. советские административисты уточнили и дополнили приведенный подход к пониманию административно-правовых санкций. В частности, Д. Н. Бахрах определил понятие административного принуждения как особый вид государственного принуждения, состоящий в применении органами государственного управления, а в установленных законом случаях судьями (судами) в порядке, закрепленном нормами административного права, принудительных мер к правонарушителям с целью защиты охраняемых правом общественных отношений. При этом все меры административного принуждения Д. Н. Бахрах подразделил на три вида:

  1. меры наказания (административные взыскания);
  2. меры пресечения как средства понуждения правонарушителя к исполнению определенной обязанности, применяемые в целях прекращения противоправного поведения, устранения возможности совершения правонарушителем противоправных действий, предотвращения вредных последствий совершенного правонарушения, создания условий для применения иных мер принуждения;
  3. административно-восстановительные меры, применяемые в целях принуждения правонарушителя к исполнению невыполненной обязанности, восстановление нарушенных прав и законных интересов, устранение вредных последствий совершенного правонарушения [5].

И. И. Веремеенко включал административно-правовые санкции в систему мер административного принуждения и трактовал такие санкции как элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны и содержащий указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителю данной нормы. При этом свою роль административно-правовые санкции выполняют с помощью либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и, как правило, применяются в административном порядке. В зависимости от используемого способа охраны правопорядка И. И. Веремеенко выделял три вида административно-правовых санкций:

  1. административные взыскания (карательные санкции), охраняющие правопорядок путем общей и частной превенции (наказания правонарушителей и их перевоспитания);
  2. правовосстановительные санкции, с помощью которых восстанавливается нарушенный правопорядок и устраняется ущерб, причиненный правонарушением (отмена незаконных актов, денежный начет, возмещение ущерба);
  3. санкции реального исполнения, направленные на принуждение правонарушителя к исполнению невыполненных обязанностей в сфере управления либо создание действенных гарантий такого исполнения (изъятие имущества и документов, снос самовольно возведенных объектов, запрещение эксплуатации объектов и др.) [6].

Список литературы

  1. Алексеев С. С. Собрание сочинений : в 10 т. – М. : Статут, 2010. – Т. 3. – 781 с.
  2. Бахрах Д. Н. Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 1972. – 39 с.
  3. Бахрах Д. Н. Советское законодательство об административной ответственности : учебное пособие. – Пермь, 1969. – 319 с.
  4. Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции. – М. : Юрид. лит., 1975. – 192 с.
  5. Еропкин М. И. Избранные научные труды. – М. : Эксмо, 2010. – 688 с.
  6. Зеленцов А. Б., Кононов П. И., Стахов А. И. Административно-процессуальное право России : учебник. – М. : Юрайт, 2018. – Ч. 2. – 341 с.

Поделиться

685

Геворгян Э. А. Административно-правовые способы восстановления законности административной правоприменительной деятельности: понятие и виды // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.III.С. 6-8. URL: https://apni.ru/article/7799-administrativno-pravovie-sposobi-vosstanovlen

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января