Обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью во многом нацелено на решение задач социализации данной категории детей, развития у них навыков жизненной компетентности, что невозможно без формирования социально-культурных норм поведения в общественных местах. Социально-культурные нормы – это социальные явления, которые определяют поведение людей в обществе, а также направлены на регуляцию социального бытия человека. Они являются неотъемлемой частью культуры человеческого общества [1, с. 43]. От того, насколько у детей сформированы основы нравственного отношения к окружающим, навыки культурного поведения, во многом зависит успешность их интеграции в обществе.
Для детей с умственной отсталостью особенно остро стоят проблемы нарушения поведения. Эта категория обучающихся отличается тем, что практически все дети нарушают поведение и важно разобрать меры своевременного предупреждения этих отклонений, в случае выявления таковых немедленно осуществлять их корректировку в основных видах деятельности.
Анализ современной психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил разработать методику «Диагностика уровня сформированности социально одобряемого поведения в общественных местах у обучающихся с интеллектуальными нарушениями». В исследовании принимали участие 24 обучающихся из 3-х и 4-х классов.
Для проведения диагностики нами были определены территории потенциального местонахождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста:
1) социально-культурные общественные места (театр, кино, музей);
2) общественный транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);
3) предприятия торговли (аптека, магазин),
4) учреждения общественного питания (кафе, столовая);
5) образовательные организации (школа).
Разработанная методика состоит из трёх серий, в каждой из которой содержатся вопросы о выделенных нами общественных местах.
1 серия. Условные ситуации реальной жизни: включают в себя ситуации, направленные на выявление поведения ребёнка в общественных местах, в соответствии с принятым в обществе порядком поведения, а также в соответствии с нравственным поведением.
Например: в театре ты стал свидетелем следующей ситуации. Спектакль уже начался. Зрители начали внимательно смотреть действие. Мальчик Петя, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться к своему месту, повернувшись спиной к сидящим зрителям. Наконец, добирается до своего места, садится и начинает расспрашивать, что уже показали артисты.
2 серия. Условно-речевые ситуации: направлены на знание ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками.
Например: мама отправила тебя в магазин купить молоко, но ты не можешь сам найти молочный отдел, что ты сделаешь?
3 серия. Задания по сюжетным картинкам: представлены ситуации, в которых нарушены нормы социально одобряемого поведения в общественных местах.
Используя данную методику, мы получили результаты, свидетельствующие о том, что сформированность социально одобряемого поведения в общественных местах у обучающихся с интеллектуальными нарушениями 3-го класса находится на низком уровне развития. Данные исследования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень сформированности социально одобряемого поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями 3-го класса
37,5% обучающихся не выделили в предложенных речевых ситуациях или на сюжетных картинках проявления социально осуждаемого поведения «надо спросить у взрослых», «ребята ведут себя хорошо». 58,3% обучающиеся затруднились рассказать о том, как следует себя вести в различных ситуациях «я не знаю», но с помощью дополнительных и наводящих вопросов некоторые ребята смогли ответить правильно. 4,17 % обучающихся проявляли негативизм во время исследования и отказывались отвечать на вопросы, вызывающие наибольшие трудности.
Приведём примеры ответов детей во время исследования:
1. Учитель: «Как нужно заходить в зал, если спектакль начался»?
Ярослав К.: «Не знаю, я не был в театре».
2. Учитель: «Можно ли громко разговаривать в автобусе»?
Кирилл С.: «Можно».
3. Учитель: «Можно ли размахивать руками во время обеда»?
Олеся Г.: «Я тоже так делаю».
Наименьшие трудности обучающиеся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста испытывали, выполняя задания, связанные с поведением в учреждениях общественного питания и образовательных организациях. Затруднения вызвали вопросы о социально-культурных общественных местах и предприятий торговли, что может быть связано с тем, что обучающиеся редко посещают данные общественные места.
Исследование уровня сформированности социально одобряемого поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями 4-го класса показало незначительную динамику по отношению к обучающимся 3-го класса, но большинство обучающихся также остаётся на низком уровне развития. Данные представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительная характеристика социально одобряемого поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями 3-х и 4-х классов
Таким образом, используя данную методику, мы получили результаты, свидетельствующие о том, что сформированность социально одобряемого поведения в общественных местах у обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста находится на низком уровне. Полученные результаты станут основой определения стратегии, тактики и логики проведения в дальнейшем формирующего эксперимента.