Молодые специалисты в сфере образования – это выпускники педагогических ВУЗов и СУЗов, которые начинают свою профессиональную карьеру с периода адаптации в образовательной организации. От успешной деятельности на данном этапе во многом зависит, останется ли специалист в профессии, не разочаруется ли в выбранном пути.
Большинство образовательных учреждений предлагает систему инклюзивного образования. Социально-психологическая адаптация молодого специалиста в системе инклюзивного образования обуславливается профессиональной готовностью к педагогической деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями. Работа в инклюзивной среде требует умения сотрудничать с коллегами, родителями и специалистами по инклюзивному образованию, а также видеть в каждом ученике его индивидуальные потребности. Поддержка со стороны опытных коллег и специалистов, а также готовность к постоянному профессиональному росту и развитию играют важную роль в успешной адаптации молодых специалистов в образовательных учреждениях.
Актуальность данной темы заключается в том, что многие молодые специалисты системы образования уходят из образовательных организаций в первые годы работы. Одна из причин – не справился с трудностями в период адаптации.
Проблема исследования состоит в том, что необходимо способствовать успешной социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.
Цель исследования: выявить основные факторы, влияющие на успешную социально-психологическую адаптацию молодых специалистов и разработать психолого-педагогическую поддержку по повышению эффективности этого процесса в системе инклюзивного образования.
Объект: адаптация молодых специалистов.
Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.
Задачи исследования: изучить теоретические основы социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования; обобщить представления о социально-психологической адаптации; проанализировать специфику адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования; провести эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования; разработать психолого-педагогические рекомендации для успешной социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.
Впервые проблема эффективности способов адаптации молодых педагогов была рассмотрена в работах зарубежных психологов З.Фрейда и Д. Карнеги, а также была представлена в научных трудах таких российских и советских ученых как Л.С. Выготский, Э.Ф. Зеер, Е.А. Рябоконь, Е. Г. Черникова. Адаптацию молодых специалистов рассматривали в своих работах следующие авторы: Г. С. Никифоров, А. А. Налчаджян, А. А. Реан, А. К. Маркова, Ш. А. Амонашвили, П. П. Блонский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, Б. П. Невзоров, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, С. Н. Чистякова, Ю. К. Бабанский, А. Н. Ходаков и другие.
Вопросы формирования готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривали И. В. Возняк, Л. М. Кобрина, О. С. Кузьмина, И. Н. Хафизуллина, В. В. Хитрюк, А. Я. Чигрина, Ю. В. Шумиловская, E. Fitzsimons, Sh. Hardiman и другие.
Эмпирическая база исследования: молодые специалисты инклюзивных образовательных учреждений городов Сочи и Екатеринбурга в количестве 36 человек.
Цель проведения эмпирического исследования заключается в изучении особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.
Инклюзивная среда получает активное развитие на всех ступенях обучения детей. Тем самым для эмпирического исследования было сформировано три группы респондентов, которые были разбиты по следующим направлениям: воспитатели дошкольных образовательных учреждений; педагоги общеобразовательных и частных школ; коррекционные специалисты (психологи, логопеды и дефектологи) [4].
В ходе эмпирического исследования были использованы следующие диагностические методики: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Р. Роджерса и Р. А. Даймонда; методика «Интегральная удовлетворенность трудом» А.В. Барташева; анкетирование «Удовлетворенность системой инклюзивного образования».
Таким образом, выбранные диагностические методики позволят эмпирическим способом получить оценку социально-психологической адаптированности молодых специалистов, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в условиях инклюзии. Это будет выступать в дальнейшем как основа для формирования соответствующей программы с целью повышения уровня адаптированности молодых специалистов.
Полученные результаты можно полагать как достоверные, поскольку все испытуемые показали в ходе исследования по данной методике низкий уровень лжи, то есть расположенного ниже зоны неопределенности. В целом анализ результатов показывает на высокий уровень зрелости личности, что дает возможность понимать низкий уровень лжи в качестве доверия, а не как демонстративную открытость.
По методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда были получены следующие результаты: молодые специалисты во всех трех группах имеют выше среднего уровня социальной адаптивности и психологической зрелости, они интегрированы в своем социальном окружении и готовы поддерживать оптимальный баланс между социальными требованиями и самореализацией.
По методике «Интегральная удовлетворенность трудом» полученные данные показали, что наибольшая общая удовлетворенность трудом обнаруживается в группе испытуемых коррекционных специалистов – 22,2 балла. Интерес к работе выступает как ведущий мотив адаптированности молодых специалистов осуществлять профессиональную деятельность в инклюзивном образовательном процессе, для коррекционных специалистов он составляет 5,2 балла, для учителей – 4,8 балла, и самый наименьший показатель в этой оценке принадлежит воспитателям, составив 3,8 балла. Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками также признается молодыми специалистами в качестве одного из наиболее ведущих факторов, которые способствуют их успешной адаптации в работе. Среднее значение этой оценки для коррекционных специалистов составляет 5,1 балл, для учителей – 4,8, для воспитателей – 4,7. Наименьшие баллы были показаны по элементу профессиональной ответственности. Полученные средние показатели по воспитателям – 0,8, учителям – 1,5 и коррекционным специалистам – 1,7 указывают на то, что они средне оценивают те ситуации, когда не удается выполнить возлагаемую на них работу, тем самым можно указать на то, что часто они сталкиваются с трудными ситуациями, а также перезагрузкой своего рабочего времени.
Можно сделать вывод о том, что удовлетворенность профессиональной деятельностью в системе инклюзивного образования не представляется как достаточно полная. Это все оказывает свое влияние на снижение уровня адаптированности молодых специалистов, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в условиях инклюзии.
Для повышения уровня адаптированности была разработана профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения молодого специалиста в период адаптации в образовательной организации «Пусть то, о чем мечтаем – сбудется».
Программа психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов, как мы уже убедились, по результатам тестовых заданий, и эмпирического исследования востребована в среде педагогов. Педагогические работники нуждаются в профессиональном подходе, профессиональное сообщество помогает развивать свои компетенции, повышать уровень своих знаний. Программа предназначена для молодых специалистов, стаж работы которых не превышает трёх лет.
Цель программы способствовать успешной адаптации молодого специалиста в образовательной организации.
Задачи: способствовать развитию профессиональных компетенций молодого специалиста; подобрать формы работы с молодыми специалистами для их успешной адаптации; способствовать сплочению коллектива молодых специалистов; продиагностировать профессиональные компетенции у молодых специалистов; разработать план мероприятий для молодых специалистов; оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности; предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий и внеурочной деятельности в школе, а также при общении с родителями и поиск возможных путей их преодоления; способствовать актуализации креативности мышления и творческого потенциала у молодых специалистов; способствовать сохранению эмоциональной устойчивости молодых специалистов.
Молодой специалист сталкивается на своем профессиональном пути с трудностями. Автор программы – молодой специалист и при написании работы основывалась не только на научные источники, но и на жизненный опыт. Из опыта, можно говорить о следующих трудностях: сложности в общении с родителями школьников (так как, чаще всего, родители старше и получается возрастной барьер); организация дисциплины на уроках; использование несколько форм работы во время урока; организация рабочего времени; понимание с какими вопросами и к кому можно обратиться с тем или иным вопросом; контролирование эмоций при неуспешной деятельности и другие.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что одной из задач является сплочение коллектива и для ее решения запланированы систематические тренинговые встречи молодых специалистов, также упор делается на творчество.
Занятия творчеством могут быть очень полезны для людей, которые хотят выразить свои эмоции и идеи через художественные формы.
Таким образом, можно сделать вывод, что при выполнении плана мероприятий данная программа поспособствует успешной адаптации молодых специалистов.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. Программа «Пусть то, о чем мечтаем – сбудется» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми и в общении с коллегами и родителями.