Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического ...

Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания

Автор(-ы):

Милосердова Екатерина Максимовна

20 декабря 2023

Научный руководитель

Курганова Елена Владимировна

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

спорт
физическая культура
личность
студент
процесс
формирование психических качеств

Аннотация статьи

В статье рассматривается формирование психических качеств и свойств личности в процессе физического воспитания.

Текст статьи

Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания является важной и актуальной проблемой в современном обществе. Физическое воспитание играет ключевую роль в формировании личности, влияя на ее психологические аспекты, такие как самооценка, самодисциплина, стрессоустойчивость, коммуникабельность, а также на формирование психических качеств, включая целеустремленность, упорство, силу воли и ответственность. Физическое воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса и направлено не только на укрепление физического тела, но и на развитие психических качеств личности. Давайте рассмотрим, какие аспекты психики формируются в процессе физического воспитания.

1. Самодисциплина и Ответственность.

Участие в физических занятиях требует определенной степени самодисциплины и ответственности. Регулярные тренировки помогают сформировать привычку к систематическим занятиям, что, в свою очередь, развивает у учащихся способность управлять своим временем и быть ответственными за свое здоровье. А вне учебного времени, студенты могут самостоятельно составлять план задач на день, заниматься любимым спортом, попробовать различный активный отдых.

2. Стрессоустойчивость.

Физические нагрузки способствуют развитию стрессоустойчивости. В процессе тренировок организм подвергается физическому напряжению, что способствует адаптации психики к стрессовым ситуациям. Это важное качество, которое пригодится в жизни, помогая эффективно справляться с трудностями. Тем самым, во время учебного процесса для учащихся не будет возникать стрессовых ситуаций, что позволяет им быть внимательнее и продуктивнее.

3. Командная работа и Коллективизм.

Участие в командных видах спорта или групповых занятиях развивает навыки командной работы и коллективизма. Это формирует у учащихся умение эффективно взаимодействовать с другими, учитывать мнение и интересы товарищей, что является важным аспектом в общественной жизни. Командная работа – это важный фактор любой сферы деятельности, а заранее подготовленный человек сможет справиться со всеми задачи.

4. Самопонимание и Самоуважение.

Физическое воспитание помогает развивать самопонимание и самоуважение. Учащиеся, успешно преодолевая физические трудности, узнают свои сильные стороны, что влияет на формирование позитивного восприятия самого себя. Действительно, любой человек должен отдавать отчет своим действиям и стараться правильно оценивать свои физические возможности, убирать психологические «барьеры», которые не дают ему раскрыть свой потенциал в полном объеме.

5. Управление Эмоциями.

Активные физические упражнения способствуют выработке эндорфина, что помогает управлять эмоциональным состоянием. Физическая активность часто снижает уровень стресса и тревожности, способствуя эмоциональному равновесию. Любое проявление эмоций является подтверждением того, что все люди восприимчивы к определенным ситуациям, а при занятиях спортом, эмоции «выплескиваются» наружу, что не даёт человеку перегружаться.

Анализируя перечисленные аспекты, влияющие на психику учащихся, можно сделать вывод, что физическая активность способствует развитию устойчивости к стрессам и способности к саморегуляции, что важно для гармоничного развития личности и хорошей продуктивности, что немаловажно для обучения. В процессе занятий спортом формируется психологическая устойчивость, увеличивается выносливость, улучшается концентрация внимания и усиливается работоспособность. Это даёт возможность держать своё физическое и психическое состояние в форме, что положительно влияет на учебный процесс. Также, физическое воспитание отлично способствует формированию таких личностных черт, как дисциплинированность, стремление к самосовершенствованию, умение работать в команде, уважение к соперникам и партнерам, а также развитие лидерских качеств. Эти черты личности особенно важны в современном мире, где умение адаптироваться, ориентироваться в коллективе и принимать решения является ключевым для успеха. Поэтому физическая культура начинает преподаваться с детских садов и подготовительных к школе учреждениях, что способствует раннему физическому и психическому формированию человека как личности.

Значительная роль в процессе физического воспитания заключается не только в формировании физического здоровья, но и в развитии психических качеств, черт и свойств личности. Успешное воспитание и развитие личности невозможно без учета физической составляющей, поэтому важно поощрять занятия спортом и физической активностью среди различных групп населения. Как результат, интеграция физической активности в образ жизни людей помогает им развивать психологическую устойчивость, справляться со стрессом и повышать свою самооценку. Поэтому важно создавать условия для регулярной занятости спортом и физической активностью, как в школах и учебных заведениях, так и в рабочих местах и общественных местах. Более того, физическое воспитание способствует формированию позитивного отношения к самому себе и к окружающему миру, стимулирует развитие творческого мышления и способствует улучшению общей жизненной позиции. Всё это складывается благодаря правильно подобранному плану для студентов, которые посещают занятия физической культуры в высших учебных заведениях.

Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания является важным аспектом развития человека. Физическая активность способствует развитию здоровой, уверенной и гармонично развитой личности, способной эффективно функционировать в современном обществе. Конечно, важно также отметить, что физическое воспитание может способствовать преодолению негативных эмоций, таких как страх, тревога и депрессия. Регулярная физическая активность как самостоятельная дисциплина, так и в рамках учебной программы способствует выработке эндорфина - гормона радости и удовольствия, что помогает улучшить настроение, снизить уровень стресса и улучшить общее психологическое благополучия, для студентов это действительно важно. Кроме того, занятия спортом и физической активностью могут стать отличным способом дистанцирования от повседневных забот и проблем, что способствует психологическому отдыху и релаксации. Это позволяет снизить уровень тревожности, устранить негативные мысли и улучшить эмоциональное состояние не только для учащихся, но и для любого человека.

Таким образом, физическое воспитание играет важную роль в формировании психических качеств и черт личности, способствуя не только развитию физической выносливости и здоровья, но и улучшению психологического благополучия, самооценки и эмоциональной устойчивости.

В заключение хочу подчеркнуть, что физическое воспитание несет в себе не только физические, но и психические выгоды. Процессы формирования самодисциплины, стрессоустойчивости, коллективизма и самопонимания, начатые в спортивных занятиях, оказывают положительное воздействие на личностное развитие.

Список литературы

  1. Анохина, И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе: Методические рекомендации / И.А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 49 с.
  2. Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: под общей редакцией Г. В. Барчуковой. – Москва, 2016. – 367 с.
  3. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья / Под ред. И.И. Брехмана. СПб.: Наука, 2009, 269 с.
  4. Сальникова, Т. П. Педагогические технологии: учебное пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Скобеев, Д.С. Методы и формы преподавания на уроках физической культуры. Санкт-Петербург, 2006. 249 с.

Поделиться

480

Милосердова Е. М. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.IV.С. 93-95. URL: https://apni.ru/article/7892-formirovanie-psikhicheskikh-kachestv

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля