Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта.
Г.С. Альтшуллер
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребёнка. Именно в это время закладываются такие важные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, воображение, бережное и внимательное отношение к окружающему миру. То, что не сформировалось на ранних этапах развития, становится достаточно сложно восполнить в последующие периоды.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО предлагает интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными [1]. На сегодняшний день существует множество методик, игр, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс познавательной и речевой активности дошкольников. Под речевой активностью мы понимаем устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, в самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения, активном овладении языком. Но самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью дошкольников остается игра. Игра – самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников. «Игровая деятельность – простейшая форма деятельности – своеобразное отражение жизни, средство познания окружающего мира». В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, отношения людей [5].
Между игрой, речью, познанием окружающего мира существует связь: с одной стороны, речь, психические процессы ребёнка развиваются и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи [3].
Проблема развития связной речи была, есть и остается актуальной в дошкольном возрасте. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении [4].
Педагоги постоянно должны искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Таким образом в своей работе воспитатели, учителя-логопеды, дефектологи, психологи стремятся использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из таких современных, интереснейших и эффективных методов, являются игры на основе Кругов Луллия.
Что же такое Круги Луллия? Круги (Кольца Луллия) – это дидактическое пособие многофункционального характера, обогащающее условия для интеллектуального развития детей, формирования познавательной и речевой активности дошкольников, их творческого мышления и воображения.
Раймонд Луллий, философ, создавший данную логическую машину, для открытий новых истин, умозаключений, представлял данный логический механизм из нескольких подвижных кругов, разделенных поперечными линиями на отделения «камеры», в которых обозначались общие понятия, категории всего существующего. Вращая их, можно было получить множество сложных комбинаций. В настоящее время этот принцип, основанный на морфологическом анализе, используют педагоги для создания других развивающих игр, пособий и головоломок для детей. Таким образом, мы можем отметить, что данное пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, также Раймонд Луллий считал, что это пособие можно прекрасно использовать как средство познавательной активности и развития речи у детей. Простота конструкции позволяет применять ее в любых направлениях, а эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. Мы можем отметить, что, одним из современных и интереснейших методов обучения и явилась данная древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) применили в дошкольном образовании и назвали ее «Кругами (Кольцами) Луллия» [7].
С помощью данного пособия дети учатся классифицировать и устанавливать взаимосвязи, например, между природными объектами, местом его обитания, способом питания, учатся составлять задачи на сложение и вычитание, составлять слоги, слова, также расширяется и активизируется словарный запас детей за счет существительных, прилагательных, глаголов, развивается речь, логическое мышление, воображение, восприятие, память, ощущения, внимание и представление детей об окружающем мире.
Данное пособие позволяет в игровой форме решать следующие образовательные задачи, такие как развитие логического мышления и познавательной активности, развитие представлений о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы, размера), тренировать наглядно-образное мышление, развивать элементарные математические представления и понятия. Использую игры в своей работе, педагоги могут подбирать и использовать по двум направлениям, на закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, сосна, яблоня и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, шишка, яблоко и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сосновый бор, сад и т.п.). На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изо деятельности ребенок самостоятельно может выбрать, какую-либо вазу для рисования: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи [2].
Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым мотивируя детей к выполнению заданий. Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов [6].
В работе с дошкольниками общеразвивающих групп целесообразно использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.
Для работы с детьми с ОВЗ целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В работе с детьми с легкой умственной отсталостью используются два – три круга (4-6 секторов на каждом). Для детей с ЗПР используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
Таким образом, мы можем отметить что «Круги Луллия» – это что-то вроде компьютера, который как было упомянуто выше применяют в детских дошкольных учреждениях, в развивающих центрах, на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия), в игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной деятельности детей дошкольников от 3 до 7 лет.
Эффект данного пособия огромен, так как познание языка и мира протекает в тесной их взаимосвязи. Такой известный методический прием, как Круги Луллия, является эффективным механизмом развития связной речи, познавательного развития, воображения, а также совершенствования грамматической стороны речи.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что методика «Круги Луллия» соответствует ФГОС дошкольного образования и вполне успешна может применяться в детских дошкольных образовательных учреждениях, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей. Говорить о плюсах этой техники можно бесконечно. Но ведь всегда лучше один раз попробовать. А попробовав один раз, поверьте, уже не сможет остановиться ни один педагог.