Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Использование кругов Луллия в работе по развитию познавательной и речевой активн...

Использование кругов Луллия в работе по развитию познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста

Автор(-ы):

Черных Олеся Михайловна

Старченко Татьяна Сергеевна

Чумаченко Евгения Юрьевна

21 декабря 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

круги (Кольца) Луллия
познавательная активность
речевая активность
речь
развивающая игра
связная речь
технология ТРИЗ
психические процессы
интеллект
творчество
фантазия

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности использования кругов Луллия в работе по развитию познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Текст статьи

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта.
Г.С. Альтшуллер

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребёнка. Именно в это время закладываются такие важные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, воображение, бережное и внимательное отношение к окружающему миру. То, что не сформировалось на ранних этапах развития, становится достаточно сложно восполнить в последующие периоды.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО предлагает интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными [1]. На сегодняшний день существует множество методик, игр, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс познавательной и речевой активности дошкольников. Под речевой активностью мы понимаем устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, в самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения, активном овладении языком. Но самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью дошкольников остается игра. Игра – самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников. «Игровая деятельность – простейшая форма деятельности – своеобразное отражение жизни, средство познания окружающего мира». В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, отношения людей [5].

Между игрой, речью, познанием окружающего мира существует связь: с одной стороны, речь, психические процессы ребёнка развиваются и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи [3].

Проблема развития связной речи была, есть и остается актуальной в дошкольном возрасте. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении [4].

Педагоги постоянно должны искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. Таким образом в своей работе воспитатели, учителя-логопеды, дефектологи, психологи стремятся использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из таких современных, интереснейших и эффективных методов, являются игры на основе Кругов Луллия.

Что же такое Круги Луллия? Круги (Кольца Луллия) – это дидактическое пособие многофункционального характера, обогащающее условия для интеллектуального развития детей, формирования познавательной и речевой активности дошкольников, их творческого мышления и воображения.

Раймонд Луллий, философ, создавший данную логическую машину, для открытий новых истин, умозаключений, представлял данный логический механизм из нескольких подвижных кругов, разделенных поперечными линиями на отделения «камеры», в которых обозначались общие понятия, категории всего существующего. Вращая их, можно было получить множество сложных комбинаций. В настоящее время этот принцип, основанный на морфологическом анализе, используют педагоги для создания других развивающих игр, пособий и головоломок для детей. Таким образом, мы можем отметить, что данное пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, также Раймонд Луллий считал, что это пособие можно прекрасно использовать как средство познавательной активности и развития речи у детей. Простота конструкции позволяет применять ее в любых направлениях, а эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. Мы можем отметить, что, одним из современных и интереснейших методов обучения и явилась данная древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) применили в дошкольном образовании и назвали ее «Кругами (Кольцами) Луллия» [7].

С помощью данного пособия дети учатся классифицировать и устанавливать взаимосвязи, например, между природными объектами, местом его обитания, способом питания, учатся составлять задачи на сложение и вычитание, составлять слоги, слова, также расширяется и активизируется словарный запас детей за счет существительных, прилагательных, глаголов, развивается речь, логическое мышление, воображение, восприятие, память, ощущения, внимание и представление детей об окружающем мире.

Данное пособие позволяет в игровой форме решать следующие образовательные задачи, такие как развитие логического мышления и познавательной активности, развитие представлений о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы, размера), тренировать наглядно-образное мышление, развивать элементарные математические представления и понятия. Использую игры в своей работе, педагоги могут подбирать и использовать по двум направлениям, на закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, сосна, яблоня и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, шишка, яблоко и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сосновый бор, сад и т.п.). На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изо деятельности ребенок самостоятельно может выбрать, какую-либо вазу для рисования: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи [2].

Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым мотивируя детей к выполнению заданий. Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов [6].

В работе с дошкольниками общеразвивающих групп целесообразно использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

Для работы с детьми с ОВЗ целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В работе с детьми с легкой умственной отсталостью используются два – три круга (4-6 секторов на каждом). Для детей с ЗПР используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

Таким образом, мы можем отметить что «Круги Луллия» – это что-то вроде компьютера, который как было упомянуто выше применяют в детских дошкольных учреждениях, в развивающих центрах, на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия), в игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной деятельности детей дошкольников от 3 до 7 лет.

Эффект данного пособия огромен, так как познание языка и мира протекает в тесной их взаимосвязи. Такой известный методический прием, как Круги Луллия, является эффективным механизмом развития связной речи, познавательного развития, воображения, а также совершенствования грамматической стороны речи.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что методика «Круги Луллия» соответствует ФГОС дошкольного образования и вполне успешна может применяться в детских дошкольных образовательных учреждениях, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей. Говорить о плюсах этой техники можно бесконечно. Но ведь всегда лучше один раз попробовать. А попробовав один раз, поверьте, уже не сможет остановиться ни один педагог.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. – № 1155 г. Москва.
  2. Логинова Л. «Кольца Луллия» // «Обруч» №4. – 2004 г.
  3. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / Сб. Проблемы развития психики. – М., 2011. – 49 с.
  4. Лобанов Е.С. Роль игры в развитии речи детей // Молодой ученый. – 2020. – №13 (303). – 224 с.
  5. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2012 – 93 с.
  6. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – Издательство АРКТИ, 2019. – 25 с.
  7. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технологоия ТРИЗ). – М., 2015. – 67 с.

Поделиться

493

Черных О. М., Старченко Т. С., Чумаченко Е. Ю. Использование кругов Луллия в работе по развитию познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.IV.С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/7924-ispolzovanie-krugov-lulliya-v-rabote

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня