Моделирование признано в настоящее время одним из наиболее эффективных способов изучения педагогических явлений, процессов и методик.
Моделирование служит для решения тех задач, которые не могут быть решены непосредственно на объекте, например, когда он не существует.
Процесс моделирования осуществляется на основе теории систем и носит творческий характер. Непременной чертой моделей является обладание определенной структурой [3, с. 89-95].
Основными свойствами модели являются ее конечность (полнота), сложность (упрощенность) и точность (приближенность) по отношению к реальной системе.
Модель имеет несколько применений, она позволяет четко определить компоненты, образующие систему; схематически рассматривать связи между компонентами, сравнивать связи внутри модели; генерировать идеи, задавать вопросы по объекту исследования [1].
Главное значение модели управления – повышение эффективности управления дошкольной образовательной организацией, обеспечение координации действий всех управленческих звеньев, включение в управление педагогического коллектива, формирование инновационной среды заведения [2, с. 262-266].
Модель управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации на основе инновационных технологий состоит из следующих уровней: концептуального, содержательного, технологического.
Структура модели управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации на основе инновационных технологий представлена на рисунке.
Рис. Модель управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации на основе инновационных технологий
Содержание концептуального уровня раскрывает цель, задачи управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации на основе инновационных технологий; научные подходы и принципы к управлению педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации с использованием инновационных технологий.
Содержательный блок включает следующие компоненты модели:
- Формирование кадрового потенциала.
- Оценивание деятельности педагогического коллектива.
- Обновлении и восполнение педагогических кадров.
- Развитие педагогического коллектива.
- Мотивация педагогического коллектива.
В технологическом уровне приведены инновационные технологии, которые существенно помогут руководителю дошкольной образовательной организации в управлении педагогическим коллективом.
Это технологии:
- Технология дифференцированного подхода в оценивании деятельности педагогического коллектива.
- Технологии формирования и высвобождения коллектива.
- Технология персонализированного развития коллектива.
Таким образом, модель управления педагогическим коллективом ДОО с использованием инновационных технологий можно рассматривать как деятельность по освоению, разработке и внедрению инновационных технологий в процессе осуществления образовательно-воспитательного процесса; деятельность творческого характера, которая объединяет различные операции и действия, направленные на получение новых знаний, разработку или усовершенствование уже имеющихся технологий; взаимодействие индивидов, направленное на развитие и изменение объекта [4]. В данном случае, продуктом инновационной деятельности выступает инновационная технология, которая вносит положительные изменения в работе с педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации и при этом определяет характер ее развития как новое или усовершенствованное.