Главная
АИ #2 (184)
Статьи журнала АИ #2 (184)
Подвижные игры на уроках физической культуры

Подвижные игры на уроках физической культуры

Научный руководитель

Оробинская Алла Николаевна

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

подвижные игры
спортивные игры
уроки физической культуры

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрены особенности использования подвижных игр на уроках физической культуры, достоинства использования подвижных игр на уроках физической культуры.

Текст статьи

Забота о здоровье детей всегда привлекала внимание исследователей. П.П. Блонский, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский отмечается важная роль школы в формировании бодрости духа и здорового образа жизни у детей. Особенно положительное влияние на развитие органов и тканей оказывают подвижные игры, а если такие занятия проводятся на свежем воздухе, то они еще и способствуют закаливанию организма.

 Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!»«Беги!»«Стой!» и др.

Главная особенность подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря чему подвижные игры признаны средством и методом физического воспитания и развития. Воспитательное значение подвижных игр нельзя сводить только к развитию только таких ценных физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются многие интеллектуальные качества, такие как: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В подвижных играх, имеющих сюжетную форму, есть место воображению и артистизму, танцевальным и песенным элементам. Можно организовать музыкальное сопровождение. Все это способствует формированию эстетического воспитания. Увлекаясь игрой, дети очень непосредственно и ярко проявляют свой характер.

Как средство или метод физического воспитания подвижные игры широко используются на школьных уроках и во внеклассной работе. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках физической культуры с 1 по 11 класс в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями ФГОС. Подвижные игры применяются в подготовительном, основном и заключительном этапах урока, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа урока. Если вся основная часть урока посвящена играм, то чередуются игры с большим и меньшим количеством движений, подбираются игры с различным характером движений.

При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий. В процессе игры значительно повышается обмен веществ, в организме играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача. В связи с этим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело или обливаться водой с использованием общепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами. Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физической культуры заключается, прежде всего, в следующем:

  • Если занятие направлено на развития силы, то в него необходимо включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с различными формами кратковременного развития скорости и силы, и преодоления мышечного сопротивления противника. Это подвижные игры на перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, с элементами борьбы, тяжелой атлетики.
  • Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенной ответной реакции на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Такие игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок.
  • Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде.
  • Для развития выносливости необходимо подбирать игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Подвижные игры лучше всего использовать в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного применения общеразвивающих, подводящих и специальных упражнений.

При планировании подвижных игр следует учитывать общую нагрузку урока, определять цель, время и место их проведения наряду с другими упражнениями и учебными заданиями. Уровень сложности игр, используемых на уроке должен быть доступным для учащихся и методически оправданным с точки зрения физической нагрузки и сложности взаимодействия учащихся.

Список литературы

  1. Курлов А. И. Подвижные игры на уроке физкультуры // Актуальные исследования. 2023. №34 (164). С. 69-70. URL: https://apni.ru/article/6912-podvizhnie-igri-na-uroke-fizkulturi
  2. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей: Учеб. пособие. - Краснодар, 1999. - 72 с.
  3. Кузнецов В.С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: методическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
  4. Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Матвеев А. П. Уроки физической культуры. Методические рекомендации, 8-9 классы. М.,2014.
  6. Погадаев. Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 кл.: методическое пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. –М.: Дрофа, 2005.
  7. Подвижные игры на уроках физической культуры // https://urok.1sept.ru/статьи/566873/

Поделиться

662

Дигалова А. С. Подвижные игры на уроках физической культуры // Актуальные исследования. 2024. №2 (184). Ч.III.С. 69-70. URL: https://apni.ru/article/8065-podvizhnie-igri-na-urokakh-fizicheskoj-kultur

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа