Забота о здоровье детей всегда привлекала внимание исследователей. П.П. Блонский, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский отмечается важная роль школы в формировании бодрости духа и здорового образа жизни у детей. Особенно положительное влияние на развитие органов и тканей оказывают подвижные игры, а если такие занятия проводятся на свежем воздухе, то они еще и способствуют закаливанию организма.
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.
Главная особенность подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря чему подвижные игры признаны средством и методом физического воспитания и развития. Воспитательное значение подвижных игр нельзя сводить только к развитию только таких ценных физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются многие интеллектуальные качества, такие как: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В подвижных играх, имеющих сюжетную форму, есть место воображению и артистизму, танцевальным и песенным элементам. Можно организовать музыкальное сопровождение. Все это способствует формированию эстетического воспитания. Увлекаясь игрой, дети очень непосредственно и ярко проявляют свой характер.
Как средство или метод физического воспитания подвижные игры широко используются на школьных уроках и во внеклассной работе. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках физической культуры с 1 по 11 класс в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями ФГОС. Подвижные игры применяются в подготовительном, основном и заключительном этапах урока, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа урока. Если вся основная часть урока посвящена играм, то чередуются игры с большим и меньшим количеством движений, подбираются игры с различным характером движений.
При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий. В процессе игры значительно повышается обмен веществ, в организме играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача. В связи с этим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело или обливаться водой с использованием общепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами. Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физической культуры заключается, прежде всего, в следующем:
- Если занятие направлено на развития силы, то в него необходимо включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с различными формами кратковременного развития скорости и силы, и преодоления мышечного сопротивления противника. Это подвижные игры на перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, с элементами борьбы, тяжелой атлетики.
- Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенной ответной реакции на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Такие игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок.
- Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде.
- Для развития выносливости необходимо подбирать игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.
Подвижные игры лучше всего использовать в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного применения общеразвивающих, подводящих и специальных упражнений.
При планировании подвижных игр следует учитывать общую нагрузку урока, определять цель, время и место их проведения наряду с другими упражнениями и учебными заданиями. Уровень сложности игр, используемых на уроке должен быть доступным для учащихся и методически оправданным с точки зрения физической нагрузки и сложности взаимодействия учащихся.