Автор(-ы):
Шарифуллина Айсина Ильгамовна
11 января 2024
Научный руководитель
Кузнецов Максим Сергеевич
Секция
Филологические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Благосостояние каждого образовательного учреждения зависит от уровня вовлеченности руководителя и его управленческой команды в управление образовательным процессом. Данный инструмент помогает увидеть, какие вопросы директор делегирует своей команде, решение каких вопросов оставляет за собой, какие направления деятельности стоят в приоритете при вырисовывании управленческого профиля школы.
Современная школа ставит перед собой задачу обеспечения качества образования. Если до этого разработка программ трансформации системы образования происходила на основании прогнозов управленцев и/или оценок экспертов, то сейчас наиболее востребованными стали предложения, которые базируются на анализе запроса потребителя, контекстных факторов, данных мониторинга эффективности образовательных программ, условиях их реализации и т.д.
С целью проектирования пути развития, руководителю школы необходимо уметь проводить диагностику, и не только принять верное решение, но и сэкономить время, что станет несомненным конкурентным преимуществом образовательной организации, если он использует в своей деятельности определенный алгоритм управления организацией.
На протяжении последних десятилетий исследователи предпринимали попытки типологизировать сложившиеся модели управления школами. В результате появилось описание различных типов лидерства: педагогическое, транзакционное, трансформационное, распределенное и т.д. Психологические механизмы, лежащие в основе того или иного типа лидерства, позволили исследователям описать различные модели управления организациями (модель ситуационного лидерства – П.Херси и К.Бланшар, модель управления изменениями – Джон Коттер, модель лидерства как служения (Liden, Wayne, Zhao, & Henderson, 2008) и т.д.), сопоставить их, выявить наиболее эффективные.
По мнению исследователя Ф. Халлингера (Hallinger, 2010) было установлено, что именно педагогическое лидерство (практики, направленные на управление образовательным процессом) является ключевым фактором, влияющим на эффективность школы. Отсутствие концептуальной рамки педагогического лидерства послужило толчком для развития инструмента PIMRS, который направлен на измерение уровня вовлеченности директора в управление образовательным процессом. Сегодня исследователи педагогического лидерства опираются на одну из двух доминирующих концептуальных моделей: Bossert, Dwyer, Rowan, & Lee (1982) и Ф. Халлингер и Дж. Мерфи (1985). Модель Bossertetal. (1982) акцентируют внимания на личностных характеристиках директора и контексте образовательной организации, а концептуальная модель Ф. Халлингера и Дж. Мерфи фокусируется на управленческих практиках, что позволило сформировать управленческий профиль директора и его команды.
Инструмент Ф. Халлингера впервые был апробирован в России (Kasprzhak, Kobtseva, &Shishkina, 2019) и он состоит из следующих блоков:
На основе блоков рождаются кластеры, которые обозначают моделям управления образовательным процессом в школе – это:
Таким образом, нужно обратить внимания на то, что модели управления школ, принадлежащих каждому из кластеров, не делятся на «хороших» или «плохих», так как не бывает плохих или хороших управленческих моделей. Потому что качество управления образовательной организации определяется результативностью, которая, в свою очередь, должна быть адекватна ситуации, в которой школа находится, ее ресурсами и т.д., а также задачам, которые стоят перед руководством школы. То есть, хороший управленец выбирает такую стратегию изменений и модель управления, которая позволит, согласовав интересы всех субъектов образовательного процесса, достичь поставленные перед школой задачи. Если полученные результаты будут дополнены кейсами успешных управленческих практик школ каждого кластера, то управленческие решения могут приниматься пользователями с учетом их опыта, что должно помочь начинающим руководителям школ, находящимся в сходных условиях. Кейсы помогут директору и его команде определить приоритеты в программе развития организации.
Список литературы
Поделиться
Шарифуллина А. И. Современные модели управления образовательной организацией // Современная парадигма развития науки, технологий и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 янв. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 36-39. URL: https://apni.ru/article/8105-sovremennie-modeli-upravleniya-obrazovatelnoj