10.5281/zenodo.10516225
Автор(-ы):
Абакаева Эльмира Габитовна
20 апреля 2023
Секция
Культурология, искусствоведение, дизайн
Ключевые слова
Аннотация статьи
Японцы преуспели в построении бизнес-империй. В том числе, – и в области дизайна интерьеров: квартир, кафе, ресторанов, магазинов, любых нежилых помещений. Их продуктами пользуются по всему миру, они являются залогом качества и гарантией стиля. Японский дизайн с элементами скандинавского стиля называют джапанди. Одна из основных философий управления компаниями, которой пользуются в Японии (в том числе и по дизайну интерьеров), является кайдзен. Кайдзен в переводе с японского означает «постоянное совершенствование», где «кай» – это «изменения», а «дзен» – это «лучшее». Этот метод широко применяется для руководства и управления как компаниями-гигантами, так и локальными небольшими предприятиями. Такой подход помог добиться японским фирмам большей производительности и хорошей репутации по всему миру. При перенесении методов кайдзен в дизайнерскую отрасль, получается создать инновационный подход в реализации даже самых сложных архитектурных решений и добиться сплоченной работы всего коллектива и, как следствие, высокой удовлетворенности клиентов. В архитектурной практике эти принципы могут быть реализованы при помощи методов, описанных в данной научной работе. Целью работы является изучение принципов кайдзен в сфере дизайна интерьеров, а также выявление их положительного влияния на построение процессов и конечный результат. Благодаря проведенному исследованию другие дизайнеры смогут быстро и с нуля создать качественный дизайн-проект, который будет полезен обществу и всему государству, если речь идет о крупных объектах. В качестве методологических источников выступают научные труды различных авторов. Важно, что исследование является одним из немногих во всем мире и рассматривает внедрение принципов кайдзен в дизайн и архитектуру. Этот подход делает исследование особенно востребованным у дизайнеров, которые хотят внедрить инновационные методы в свою работу.
Текст статьи
Введение
Архитектура и дизайн – это отрасли, требующие мгновенных изменений, они должны отражать все инновационные и технологические решения современности. Сегодня красивый дом – это не просто внешняя облицовка, но и широкий выбор технических решений. Дизайн – это функциональность, качество, долговечность, удобство и красота, а также бережливое производство. Впервые термин кайдзен ввел Масааки Имаи, основатель концепции непрерывного совершенствования [1]. Он является автором книг «Кайдзэн: ключ к успеху японских компаний» 1986 г. и «Гэмба Кайдзэн: Путь к снижению затрат и повышению качества» 1997 г., а также других научных трудов [2]. Идея настолько прижилась, что, например, в Сингапуре в 2020 г было открыто целое архитектурное агентство под названием «Кайдзен».
1. Анализ отрасли
Первыми методику кайдзен начали применять ведущие автомобильные компании Японии, лидером философии кайдзен была и остается фирма Toyota. Подробное исследование эффективности принципов работы детально описал Джеффри Лайкер в своей книге «Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира.», вышедшая в 2013 году [3]. В ней детально разбирается, как метод непрерывного совершенствования помог компании выйти в лидеры автомобильного рынка. На автомобилях все не закончилось, и вскоре немецкая компания Siemens также внедрила кайдзен во все стадии производства, затронув также и процессы создания дизайна общего облика автомобилей, дизайна интерьеров салонов и всевозможных деталей. Сегодня японская философия применяется во многих мировых предприятиях: TOYOTA, FORD, NESTLE и т.д. Также кайдзен преподают на факультетах по ведению бизнеса. Дизайнерам в их бизнесе также требуются инновации. Но тут возникает серьезная проблема, связанная с менталитетом. Профессор психологии Клэр Грэйвз в середине прошлого века сформулировал такую мысль касательно корпоративной культуры: корпоративная культура должна ставить на первое место человека. Согласно исследованиям, большинство компаний в Казахстане и России работают по иному принципу. Чаще они стремятся к внедрению стандартизированной работы, скриптов и т.д. Это идет вразрез с идеей кайдзен. Задача дизайнеров собрать наиболее выгодные для работы постулаты, основываясь на удачном опыте коллег, и применить их на практике.
Компании, использующие метод кайдзен:
2. Стратегии и принципы методики кайдзен в дизайне интерьеров
Рис. Основные доли философии кайдзен в дизайне интерьеров
Теперь рассмотрим, как именно кайдзен может быть использован в отрасли дизайна интерьеров. Согласно рисунку, абсолютно все области философии кайдзен в дизайне интерьеров имеют одинаковое влияние на производственные процессы и конечный результат. Каждый из них незаменим и не может идти в отдельности друг от друга, все они в равной части важны. Поэтому им выделены равные доли в данной таблице [4].
Главные принципы кайдзен в дизайне интерьеров:
Заключение
Таким образом мы видим, что применение принципов кайдзен в дизайне и архитектуре способствует реализации все тех же целей, как и в любых бизнес-процессах: пространства используются более эффективно, клиенты получают продукт высокого качества и, следовательно, остаются довольны результатом, в целом повышается качество дизайна и архитектуры.
На данный момент концепция кайдзен в Казахстане не очень распространена, однако, в стране открыт центр, который обучает этой технологии. В связи с популяризацией этой теории и большому опыту мировых компаний в скором времени ожидается, что кайдзен эффективно встроится в процессы создания дизайна интерьеров.
Список литературы
Поделиться
Абакаева Э. Г. Кайдзен в дизайне интерьеров: инновационная японская методология // Актуальные исследования. 2023. №16 (146). URL: https://apni.ru/article/8173-kajdzen-v-dizajne-intererov-innovatsionnaya