Введение
Архитектура и дизайн – это отрасли, требующие мгновенных изменений, они должны отражать все инновационные и технологические решения современности. Сегодня красивый дом – это не просто внешняя облицовка, но и широкий выбор технических решений. Дизайн – это функциональность, качество, долговечность, удобство и красота, а также бережливое производство. Впервые термин кайдзен ввел Масааки Имаи, основатель концепции непрерывного совершенствования [1]. Он является автором книг «Кайдзэн: ключ к успеху японских компаний» 1986 г. и «Гэмба Кайдзэн: Путь к снижению затрат и повышению качества» 1997 г., а также других научных трудов [2]. Идея настолько прижилась, что, например, в Сингапуре в 2020 г было открыто целое архитектурное агентство под названием «Кайдзен».
1. Анализ отрасли
Первыми методику кайдзен начали применять ведущие автомобильные компании Японии, лидером философии кайдзен была и остается фирма Toyota. Подробное исследование эффективности принципов работы детально описал Джеффри Лайкер в своей книге «Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира.», вышедшая в 2013 году [3]. В ней детально разбирается, как метод непрерывного совершенствования помог компании выйти в лидеры автомобильного рынка. На автомобилях все не закончилось, и вскоре немецкая компания Siemens также внедрила кайдзен во все стадии производства, затронув также и процессы создания дизайна общего облика автомобилей, дизайна интерьеров салонов и всевозможных деталей. Сегодня японская философия применяется во многих мировых предприятиях: TOYOTA, FORD, NESTLE и т.д. Также кайдзен преподают на факультетах по ведению бизнеса. Дизайнерам в их бизнесе также требуются инновации. Но тут возникает серьезная проблема, связанная с менталитетом. Профессор психологии Клэр Грэйвз в середине прошлого века сформулировал такую мысль касательно корпоративной культуры: корпоративная культура должна ставить на первое место человека. Согласно исследованиям, большинство компаний в Казахстане и России работают по иному принципу. Чаще они стремятся к внедрению стандартизированной работы, скриптов и т.д. Это идет вразрез с идеей кайдзен. Задача дизайнеров собрать наиболее выгодные для работы постулаты, основываясь на удачном опыте коллег, и применить их на практике.
Компании, использующие метод кайдзен:
- TOYOTA
- FORD
- NESTLE
- HONDA
- SONY
2. Стратегии и принципы методики кайдзен в дизайне интерьеров
Рис. Основные доли философии кайдзен в дизайне интерьеров
Теперь рассмотрим, как именно кайдзен может быть использован в отрасли дизайна интерьеров. Согласно рисунку, абсолютно все области философии кайдзен в дизайне интерьеров имеют одинаковое влияние на производственные процессы и конечный результат. Каждый из них незаменим и не может идти в отдельности друг от друга, все они в равной части важны. Поэтому им выделены равные доли в данной таблице [4].
Главные принципы кайдзен в дизайне интерьеров:
- Постоянное улучшение. Архитекторам и дизайнерам важно ставить перед собой цель в виде постоянной модернизации своей работы, а также функциональности создаваемых ими дизайнов. Шаг за шагом, положительные изменения должны происходить абсолютно во всех областях процессов. Это повысит комфорт и удовлетворенность клиентов.
- Системный подход. В архитектуре важно соблюдать системный подход начиная с самой концепции, и заканчивая реализацией (строительством) [5].
- Минимизация потерь. Дизайнерам необходимо устранить такие элементы, которые могут создать по итогу неэффективные пространства, чтобы добиться экономической выгоды. Для этого на всех этапах необходимо проводить анализ: от эскиза до реализации на площади.
- Постоянное обучение. Архитекторам и дизайнерам нужно следить за трендами и проходить курсы повышения квалификации, или же каким-либо другим способом получать новые знания для создания современных и технологичных проектов. Также этот навык пригодится для дальнейшего делегирования полномочий, сотрудники могут быть обучены нескольким профильным навыкам, их спектр знаний становится шире. В таком случае личный опыт становится достоянием всей компании. Например, одному дизайнеру в компании удалось разработать эффективный и успешный проект дизайна интерьера квартиры. Эта работа может стать кейсом для дальнейшего развития всей фирмы.
- Стандартизация. Стандарты в дизайне крайне важны, хоть это и креативная отрасль. Стандартизированные системы могут упростить проектирование или строительство, такой подход может быть гарантом качества.
- Поддержка со стороны руководства. Руководство архитектурной компании или компании дизайна интерьеров должно понимать преимущества философии кайдзен. Пусть не сразу, но постепенно внедрять его принципы в действие, способствовать развитию сотрудников и обмену опытом между ними, пропагандировать открытость.
- Фокус на клиентах. Для компании по созданию дизайнов интерьеров в первую очередь важно, чтобы продукция и услуги отвечали потребностям клиентов. Но в то же время существует необходимость вовремя проконсультировать клиента, если он, например, хочет совместить вещи, которые, по мнению дизайнера, совмещать не стоит из-за визуального диссонанса. Но тут стоит учитывать индивидуальные пожелания. Так, например, индонезийский дизайнер Рэнди Семикс прославился тем, что совмещает вещи несовместимые для создания своих логотипов. Такая эклектика вполне допустима, главное, уведомить клиента, что в таком случае все риски он берет на себя.
- Открытое признание проблем. Открытое обсуждение – еще один из принципов кайдзен. Нельзя расти там, где нет проблем, следовательно, нужно не бояться их обсуждать. Если какой-либо проект был выполнен неудачно, например, не были учтены параметры особенностей освещения и в квартире остались темные зоны, это необходимо обсудить, а не умалчивать, чтобы впредь избегать подобных ошибок.
- Развитие самодисциплины. Каждый сотрудник должен уметь контролировать в первую очередь себя, самостоятельно заботится о своевременном профессиональном росте, а не ждать указаний от руководства [6].
- Работать с тем, что имеется на данный момент и исправлять детали шаг за шагом. Не стоит надеяться, что глобальные проблемы получится решить одним днем. Например, «LR Mobile» прежде, чем стать одной из ведущих студий на территории РК, понадобилось около 4 лет, чтобы выявить потребности клиентов и довести уровень сервиса до высочайшего качества.
Заключение
Таким образом мы видим, что применение принципов кайдзен в дизайне и архитектуре способствует реализации все тех же целей, как и в любых бизнес-процессах: пространства используются более эффективно, клиенты получают продукт высокого качества и, следовательно, остаются довольны результатом, в целом повышается качество дизайна и архитектуры.
На данный момент концепция кайдзен в Казахстане не очень распространена, однако, в стране открыт центр, который обучает этой технологии. В связи с популяризацией этой теории и большому опыту мировых компаний в скором времени ожидается, что кайдзен эффективно встроится в процессы создания дизайна интерьеров.