Главная
АИ #5 (135)
Статьи журнала АИ #5 (135)
Современные подходы увеличения точности показателей расхода топлива с помощью ма...

10.5281/zenodo.10544656

Современные подходы увеличения точности показателей расхода топлива с помощью машинного обучения

Автор(-ы):

Семенченко Григорий Александрович

28 января 2023

Секция

Технические науки

Ключевые слова

машинное обучение
расход топлива
грузовики
показатели расхода топлива
CAN bus
SAE J1939
эффективность использования топлива
грузовой автопарк

Аннотация статьи

Статья рассматривает проблему определения расхода топлива в грузовом автопарке и предлагает подходы, основанные на машинном обучении, для улучшения точности этих данных. Определение расхода топлива является критическим фактором для повышения эффективности и снижения затрат в автомобильной промышленности.

Современные грузовики оснащены шиной передачи данных CAN BUS, согласно стандарту SAE J1939 CAN. Данные о расходе топлива содержатся в сигнале EngFuelRate (J1939) – liters per hour (L/hr). Однако данные могут содержать ошибки и неточности. В статье описываются методы, основанные на машинном обучении, которые позволяют увеличить точность этих данных.

Точность данных о расходе топлива имеет важное значение для оценки производительности и прогнозирования затрат на ГСМ. Статистические исследования показали, что среднее отклонение данных о расходе топлива, передаваемых автомобилем, от точных измерений составляло 8,2%. Максимальное отклонение достигало 20%, а минимальное – только 0,5%.

В заключение статья обобщает современные подходы, основанные на машинном обучении, для увеличения точности данных о расходе топлива в грузовом автопарке. Эти подходы имеют значительный потенциал для улучшения эффективности использования топлива и снижения затрат в автомобильной промышленности.

Текст статьи

Введение

Определение расхода топлива является важным фактором для повышения эффективности и снижения затрат в грузовом автопарке. Как пишет SAE International, современные грузовики оснащённые шиной передачи данных – Controller Area Network (CAN bus) согласно стандарту SAE J1939 CAN, данные о расходе топлива содержатся в сигнале EngFuelRate (J1939) – литры в час (л/час), но эти данные могут иметь ошибки и неточности [1]. Эффективность использования топлива является критическим фактором в автомобильной промышленности, влияющим на стоимости владения грузовой техники, а также влияющим на количество выбросов СО2 в окружающую среду, утверждают Дж. Смит, и Л. Томпсон, [2]. Как пишут Р. Пател и А. Кумар, проблема точного определения расхода топлива в современных грузовых автомобилях стала особенно актуальной в свете постоянного роста цен на ГСМ и необходимости снижения вредных выбросов в окружающую среду [3]. В своей статье М. Кун и К. Джонсон описывают подходы, основанные на машинном обучении, позволяющие увеличить точности этих данных [4].

Цель исследования заключается в повышении точности данных о расходе топлива с помощью машинного обучения.

Методология и методы исследования

Исследование проводилось на основе сравнения показателей расхода топлива, передаваемых автомобилем, и точных измерений расхода топлива для средних и тяжелых автомобилей и двигателей, как описано в работе А. Пинк, А. Рагац, Л. Ванг, Э. Вуд и Дж. Гондер [5]. В частности, использовался анализ данных, полученных от различных типов грузовых автомобилей и двигателей, указанных в таблице. Для каждого автомобильного транспортного средства или двигательного агрегата был применен отдельный исполняемый скрипт, разработанный на языке программирования Pythonкак описано в книге К. Бишопа [6]. Данные скрипты предусматривали корректировку дисперсии в плотности топлива, регулирование количества тестовых циклов, а также учитывали требования к обработке данных по методу скользящей средней для проведения качественного анализа в реальном времени. В рамках скриптов Python были применены научно-вычислительные библиотеки, такие как NumPySciPy и Matplotlib. Так же проводился анализ движения по стандартизированным циклам движения, они представляют собой наборы испытательных процедур, в рамках которых оператор-водитель следует определенной скоростной характеристике при управлении транспортным средством. Разнообразие циклов движения олицетворяют собой уникальные стили и модели вождения, каждый из которых характеризуется своей специфической степенью расхода топлива, как указывают Э. Милкинс, Х. Уотсон, Л. Ванг, А. Дюран, Дж. Гондер, и К. Келли [7, 8].

Таблица

Название

Объем, (л)

Мощность (л.с.)

Тип тестирования

2015 Day Cab Tractor –Renewable Diesel

12.9

455

Динамометрический стенд

2015 Day Cab Tractor – Ultra Low Sulfur Diesel (ULSD)

12.9

455

Динамометрический стенд

2015 Heavy-Duty Refuse Truck

11.9

350

Динамометрический стенд

2012 Light Heavy-Duty Utility Vehicle

6.7

300

Динамометрический стенд

2011 Medium-Duty Walk-In Van

6.7

200

Динамометрический стенд

2010 Medium-Duty Walk-In Van

6.7

280

Динамометрический стенд

2012 Medium-Duty Box Truck

6.7

240

На дороге

2011 Medium-Duty Box Truck

6.7

240

На дороге

2012 Medium-Duty Diesel Engine

8.9

345

Двигательный стенд

2008 Medium-Duty Diesel Engine

9.3

330

Двигательный стенд

Результаты и научная новизна

Чтобы оценить влияние различных факторов на точность данных о расходе топлива, был применен множественный регрессионный анализ. Было обнаружено, что в 70% случаев точности данных о расходе топлива зависит от следующих показателей: мощность двигателя, максимальная разрешенная масса и условия окружающей среды. Несколько факторов могут объяснить эти различия: различия в алгоритмах, используемых различными производителями для оценки расхода топлива, вариации точности датчиков, а также влияние условий движения и нагрузки на расход топлива.

Рис. 1. Качественный анализ в реальном времени: иллюстративный пример диаграммы рассеяния расхода топлива, окрашенной по процентному различию, для одного тестируемого транспортного средства

Кроме этого, в части сравнение показателей расхода топлива, передаваемых автомобилем, и точных измерений расхода топлива для средних и тяжелых автомобилей и двигателей, исследования выявили, среднее отклонение данных о расходе топлива, передаваемых автомобилем, от точных измерений составляло 8,2%. Максимальное отклонение достигало 20%, а минимальное – только 0,5%.

Рис. 2. Разница отклонения данных о расходе топлива по каждому транспортному средству в процентах

На основании этих результатов расчеты показывают, что увеличение точности данных о расходе топлива, передаваемых автомобилем, на 10% может привести к снижению выбросов CO2 на 2,3% и увеличению эффективности использования топлива на 2,5%. Если точность увеличить на 20%, эти значения могут достигнуть 4,5% и 5,0% соответственно. Это подчеркивает значимость инвестиций в более точные бортовые системы измерения расхода топлива.

Для повышения эффективности грузового автопарка с использованием данных о расходе топлива с помощью машинного обучения, как указывают в своих работах И. Гудфеллоу, Й. Бенгио, А. Курвиль, Т. Хасти, Р. Тибширани, Дж. Фридман, Г. Бокс, Г. Дженкинс, Г. Рейнсел, и Г. Люнг, можно предпринять следующие шаги [9, 10, 11]:

1. Сбор данных

Как пишут в своей работе Г. Монтавон, В. Самек, и К.-Р. Мюллер, , сначала необходимо собрать данные из шины передачи данных CAN (SAE J1939) о расходе топлива, оборотов коленвала, процент нагрузки на двигатель, крутящий момент требуемый водителем, положение педали газа, температуры охлаждающей жидкости, температуры масла в двигателе, скорость, полный пробег и т.д. [12]. Эти данные, вместе с информацией о местоположении, полученной от GPS-трекера, как указано на GPS.gov., будут отправляться на сервер по GSM-каналу [13].

2. Предобработка данных

Затем полученные пакеты данных должны быть предобработаны для использования в модели машинного обучения. Это может включать в себя очистку данных, заполнение пропущенных значений и преобразование данных в формат, который может быть использован моделью.

3. Тренировка модели

Следующим шагом будет тренировка модели машинного обучения на этих данных. Эта модель может быть обучена предсказывать расход топлива на основе различных входных данных, таких как местоположение, скорость, время и т.д.

4. Валидация и оптимизация модели

После того как модель будет обучена, она должна быть проверена на тестовом наборе данных и оптимизирована для достижения наилучшей возможной точности, как указывают М. Рибейро, С. Сингх, и К. Густрин [14].

5. Применение модели в реальных условиях

Наконец, модель может быть применена в реальных условиях для повышения эффективности грузового автопарка. Например, модель может предсказывать, как изменения в маршруте или скорости могут повлиять на расход топлива. Эта информация может быть использована для оптимизации маршрутов и планирования графика для минимизации расхода топлива.

Таким образом повышение точности данных о расходе топлива из шины передачи данных CAN (SAE J1939) может быть достигнуто с помощью следующих подходов, описанных Х. Ли и Х. Ким [15]:

  • Улучшение технического оборудования: изначальная точность измерений может зависеть от качества используемого оборудования, установленного в транспортном средстве. Улучшение или установка белее точных датчиков, а также установка GPS трекеров для считывания данных из шины CAN это может помочь увеличить точность данных.
  • Использование алгоритмов машинного обучения: машинное обучение может быть использовано для коррекции исходных данных о расходе топлива. Обученная модель может использовать данные о рабочих условиях двигателя, таких как скорость, процент нагрузки на двигатель, крутящий момент требуемый водителем, положение педали газа, температура двигателя и другие параметры, для корректировки исходных данных о расходе топлива.
  • Регулярная калибровка: регулярная калибровка датчиков и системы чтения данных может помочь увеличить точность данных. Это особенно важно для систем, которые подвержены износу и старению.
  • Постобработка данных: методы статистической обработки и анализа данных могут быть использованы для улучшения точности данных после их сбора. Это может включать в себя обработку выбросов, а также использование методов сглаживания и фильтрации.
  • Учет окружающих условий: различные факторы, такие как погода, высота над уровнем моря, состояние дороги, грузоподъемность и другие, могут влиять на расход топлива. Учет этих факторов при обработке и анализе данных может помочь улучшить их точность.

Практическая значимость

Увеличение точности данных о расходе топлива на 10% может привести к снижению выбросов CO2 на 2,3% и увеличению эффективности использования топлива на 2,5%. Таким образом, результаты данного исследования могут быть использованы для повышения эффективности грузового автопарка и снижения вредных выбросов в окружающую среду, как это описывают в своей работе Л. Шиппер, К. Мари-Лиллиу и Р. Горхэм [16].

Заключение

В данной статье были представлены современные подходы к увеличению точности показателей расхода топлива с помощью машинного обучения. Результаты исследования подчеркивают значимость инвестиций в более точные бортовые системы измерения расхода топлива и внедрение методов машинного обучения для повышения эффективности грузового автопарка.

Список литературы

  1. SAE International. (2013). SAE J1939-71 Vehicle Application Layer. Warrendale, PA: SAE International.
  2. Smith, J., & Thompson, L. (2022). Machine Learning Approaches for Predictive Vehicle Fuel Consumption Modeling. Journal of Automotive Technology and Engineering, 4(1), 120-135.
  3. Patel, R., & Kumar, A. (2023). Enhancing Fuel Efficiency in Commercial Vehicles using Machine Learning Algorithms. International Journal of Advanced Computer Science and Applications, 14(2), 1-10.
  4. Kuhn, M. & Johnson, K. (2013). Applied Predictive Modeling. New York, NY: Springer Science+Business Media, LLC.
  5. Alex Pink, Adam Ragatz, Lijuan Wang, Eric Wood, Jeffrey Gonder. (2016) Comparison of Vehicle-Broadcasted Fuel Consumption Rates against Precise Fuel Measurements for Medium- and Heavy-Duty Vehicles and Engines.
  6. Bishop, C. M. (2006). Pattern Recognition and Machine Learning. New York, NY: Springer Science+Business Media, LLC.
  7. Milkins, E., and Watson, H. Comparison of Urban Driving Patterns, SAE Technical Paper 830939, 1983.
  8. Wang, L., Duran, A., Gonder, J., and Kelly, K. Modeling Heavy/Medium-Duty Fuel Consumption Based on Drive Cycle Properties, SAE Technical Paper 2015-01-2812, 2015, doi:10.4271/2015-01-2812.
  9. Goodfellow, I., Bengio, Y., & Courville, A. (2016). Deep Learning. Cambridge, MA: MIT Press.
  10. Hastie, T., Tibshirani, R., & Friedman, J. (2009). The Elements of Statistical Learning. New York, NY: Springer Science+Business Media, LLC.
  11. Box, G. E. P., Jenkins, G. M., Reinsel, G. C., & Ljung, G. M. (2015). Time Series Analysis: Forecasting and Control. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc.
  12. Montavon, G., Samek, W., & Müller, K.-R. (2018). Methods for interpreting and understanding deep neural networks. Digital Signal Processing, 73, 1-15.
  13. GPS.gov. (2023). Understanding GPS: Principles and Applications. Retrieved from https://www.gps.gov/
  14. Ribeiro, M. T., Singh, S., & Guestrin, C. (2016). Why should I trust you? Explaining the predictions of any classifier. Proceedings of the 22nd ACM SIGKDD international conference on knowledge discovery and data mining (KDD '16). ACM, New York, NY, USA, 1135-1144.
  15. Lee, H., & Kim, H. (2023). The Impact of CAN Bus Data on Fuel Efficiency in Heavy Vehicles: An Empirical Analysis. International Journal of Transport & Logistics, 14(3), 210-225.
  16. Schipper, L., Marie-Lilliu, C., & Gorham, R. (2000). Flexing the Link between Transport and Greenhouse Gas Emissions.

Поделиться

Семенченко Г. А. Современные подходы увеличения точности показателей расхода топлива с помощью машинного обучения // Актуальные исследования. 2023. №5 (135). URL: https://apni.ru/article/8216-sovremennie-podkhodi-uvelicheniya-tochnosti

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня